Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция.
Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация.
3. Теории опытных (эмпирических) наук. Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории и др. — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса:
· феноменологические и
· нефеноменологические.
· Феноменологические (их называют также эмпирическими) ОПИСЫВАЮТ наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.).
Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколько-нибудь сложные абстрактные объекты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РЕШАЮТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗАДАЧУ УПОРЯДОЧИВАНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ОБОБЩЕНИЯ ОТНОСЯЩИХСЯ К НИМ ФАКТОВ.
Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер.
С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического эмпирического материала.
Такие теории — вполне закономерное явление в процессе научного познания.
· С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают местно нефеноменологическим (их называют также объясняющими).
Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы.
НО ЭТО УЖЕ НЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ, А ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ФОРМУЛИРУЮТСЯ НЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТНЫХ ДАННЫХ, А ПУТЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С АБСТРАКТНЫМИ, ИДЕАЛИЗИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ.
4. Точность предсказаний как основание классификации теорий. Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний.
По этому критерию можно выделить два больших класса теорий:
· К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии).
· В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов.
Такого рода стохастические (от греч. —догадка) теории встречаются не только в современной физике, но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самих объектов их исследования.
5. Основные особенности любой научной теории. Любая теория (независимо от ее типа) имеет следующие основные особенности:
· Теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система.
· Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией.
Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости.
А именно — когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.
· Для теории обязательным является ОБОСНОВАНИЕ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.
· Теоретическое знание должно стремиться к ОБЪЯСНЕНИЮ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ШИРОКОГО КРУГА ЯВЛЕНИЙ, к непрерывному УГЛУБЛЕНИЮ ЗНАНИЙ О НИХ.
· Характер теории определяется СТЕПЕНЬЮ ОБОСНОВАННОСТИ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАЧАЛА, отражающего ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ДАННОГО ПРЕДМЕТА.
· Структура научных теорий содержательно определена системной организацией ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ (АБСТРАКТНЫХ) ОБЪЕКТОВ (теоретических конструктов).
· Теория — это не только готовое, ставшее знание, но и ПРОЦЕСС ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ; поэтому она не является «голым результатом», а ДОЛЖНА РАССМАТРИВАТЬСЯ ВМЕСТЕ СО СВОИМ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ.
6. Как рассматривается теория в современной философии науки? В современной философии науки (как западной, так и отечествен-
ной) теория уже не рассматривается как неизменная, «закрытая» статическая система с жесткой структурой, а строятся различные МОДЕЛИ ДИНАМИКИ (роста, изменения, развития) знания.
· В этой связи подчеркивается, что при всей плодотворности формализации и аксиоматизации теоретического знания нельзя не учитывать, что РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОНСТРУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ОХВАТ НОВОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ В РАМКИ
ФОРМАЛЬНО-ДЕДУКТИВНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВЕРТЫВАНИИ ТЕОРИИ.
· Однако РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НЕ ЕСТЬ ТОЛЬКО «ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ ВНУТРИ ЕЕ САМОЙ» («ФИЛИАЦИЯ ИДЕЙ»), а АКТИВНАЯ ПЕРЕРАБОТКА МЫСЛЬЮ МНОГООБРАЗНОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СОБСТВЕННОЕ ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЙ, КОНКРЕТИЗАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ ЕЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА.
Образ действительного развертывания (развития) теории, данный Гегелем — «снежный ком», — не утратил своей актуальности и по сей день.
ВОТ ПОЧЕМУ ВАЖНЕЙШИМ МЕТОДОМ ПОСТРОЕНИЯ, РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ.
48. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИЙ В
СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
ПЛАН
1. Методологический урок, преподнесенный науке квантовой физикой.
2. Идеализированный объект и программа исследования.
3. Что такое теоретические законы?
4. «Физическая реальность» А.Эйнштейна.
1. Методологический урок, преподнесенный науке квантовой физикой. В ходе развития науки в связи с новыми фундаментальными открытиями (особенно в периоды научных революций) происходят кардинальные изменения представления о механизме возникновения научных теорий.
Как отмечал А. Эйнштейн, важнейший методологический урок, который преподнесла квантовая физика, состоит в отказе от упрощенного понимания возникновения теории как простого индуктивного обобщения опыта.