Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно.
3. Главная задача разума. Главная задача разума — ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГООБРАЗНОГО ВПЛОТЬ ДО СИНТЕЗА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ И ВЫЯВЛЕНИЯ КОРЕННЫХ ПРИЧИН И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИЗУЧАЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ.
4. Диалектика как «логика разума»? Логика разума — ДИАЛЕКТИКА, представленная как УЧЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЗНАНИЙ В ЕДИНСТВЕ ИХ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ.
5. Что включает в себя процесс развития мышления? Процесс развития мышления включает в себя ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОПЕРЕХОД РАССУДКА И РАЗУМА.
ü Наиболее характерной формой перехода первого во второй (рассудка в разум-Г.Б.)является ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ СЛОЖИВШЕЙСЯ ГОТОВОЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ВЫДВИЖЕНИЯ НОВЫХ — ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ПО СВОЕЙ СУТИ — ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИДЕЙ.
ü Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХ СИСТЕМ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ НА ОСНОВЕ РАЗУМА (ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ).
6. Формы мышления. Формы мышления (логические формы) — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются:
ü понятия,
ü суждения,
ü умозаключения,
ü категории.
На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как:
ü проблема,
ü гипотеза,
ü теория.
44. ПРОБЛЕМА КАК ФОРМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ПЛАН
1. Что есть проблема?
2. Предпосылка успешного решения проблемы.
3. Что по В. Гейзенбергу необходимо для постановки и решения научных проблем?
4. Почему К.Поппер полагает, что наука начинается с проблемы?
5. Два основных условия успешного решения научной проблемы(по К.Попперу).
6. Ненаучные (псевдонаучные) проблемы.
7. Теоретические и практические проблемы.
8. Роль проблем в развитии научного знания.
1. Что есть проблема? Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания):
· постановка проблемы и
· решение проблемы.
2. Предпосылка успешного решения проблемы. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. «Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке»( Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. С. 78.)
3. Что по В. Гейзенбергу необходимо для постановки и решения научных проблем? В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее:
· определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены;
· система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем;
· опора на научные традиции, поскольку, по мнению ученого, «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль», хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.
4. Почему К.Поппер полагает, что наука начинается с проблемы? Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким.
Проблемы возникают, по его мнению:
а) либо как следствие противоречия в отдельной теории;
б) либо при столкновении двух различных теорий;
в) либо в результате столкновения теории с наблюдениями.
Конечно, рассуждает Поппер, наблюдение и эксперимент играют в науке решающую роль.
Однако этим процедурам всегда предшествует вопрос или проблема, т.е. «нечто теоретическое». «Для того чтобы мы могли наблюдать, в нашем уме должен присутствовать конкретный вопрос, который мы могли бы разрешить при помощи наблюдений» (Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002. С. 250—251).
5. Два основных условия успешного решения научной проблемы(по К.Попперу). Для успешного решения любой научной проблемы Поппер формулирует два основных условия:
а)ясное, четкое ее формулирование;
б) критическое исследование различных ее решений.
Тем самым:
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ВЫРАЖАЕТСЯ В НАЛИЧИИ ПРОТИВОРЕЧИВОЙ СИТУАЦИИ (ВЫСТУПАЮЩЕЙ В ВИДЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПОЗИЦИЙ), КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО РАЗРЕШЕНИЯ.
Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют:
· во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и
· во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема.
КАЖДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХЕ СВОЙСТВЕННЫ СВОИ ХАРАКТЕРНЫЕ ФОРМЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.
6. Ненаучные (псевдонаучные) проблемы. Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя.
7. Теоретические и практические проблемы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.
8. Роль проблем в развитии научного знания. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. (О роли проблемных ситуаций в науке см. вопрос 68.)
45. ОСОБЕННОСТИ ГИПОТЕЗЫ КАК ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ПЛАН
1. Что есть гипотеза?
2. Что происходит с гипотезами в ходе доказательства?
3. Два значения термина «гипотеза».
4. Виды гипотез.
5. Подуровни теоретического уровня научного познания.
1. Что есть гипотеза? Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.
ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ НОСИТ ВЕРОЯТНЫЙ, А НЕ ДОСТОВЕРНЫЙ ХАРАКТЕР И ТРЕБУЕТ ПРОВЕРКИ, ОБОСНОВАНИЯ.
2. Что происходит с гипотезами в ходе доказательства? В ходе доказательства выдвинутых гипотез:
а) одни из них становятся истинной теорией,
б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются,
в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат.
Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.
3. Два значения термина «гипотеза». В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях:
а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью;
б) метод развития научного знания.
· Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания.
Такими непременными условиями являются следующие:
ü Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.
ü Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута.
Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты.
ü Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики.
Но противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипотеза Луи де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных — корпускулярных и волновых — свойств, которая затем стала теорией).
ü Гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективного, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности.
Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.
ü Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.
ü Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо — непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытный проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами).
Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.
· Гипотеза как метод развития научно-теоретического знанияв своем применении проходит следующие основные этапы:
ü Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий.
Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.
ü Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п.
На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным.
Чаще всего выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.
ü Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.
ü Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.
ü Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий.
В результате этой проверки гипотеза либо «переходит в ранг» научной теории, или опровергается, «сходит с научной сцены».
Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом.
Эта ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит коренная ломка фундаментальных концепций и методов и возникают принципиально новые (и зачастую «сумасшедшие», по словам Н. Бора) идеи.
4. Виды гипотез. Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют различные их виды.
Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются.
Так, выделяют гипотезы:
· общие,
· частные и
· рабочие.
ОБЩИЕ ГИПОТЕЗЫ — ЭТО ОБОСНОВАННЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗЛИЧНОГО РОДА СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ.
Общие гипотезы — фундамент построения основ научного знания.
ЧАСТНЫЕ ГИПОТЕЗЫ — ЭТО ТОЖЕ ОБОСНОВАННОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И СВОЙСТВАХ ЕДИНИЧНЫХ ФАКТОВ, КОНКРЕТНЫХ СОБЫТИЙ И ОТДЕЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ.
РАБОЧИЕ ГИПОТЕЗЫ — ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ВЫДВИГАЕМОЕ, КАК ПРАВИЛО, НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ИССЛЕДОВАНИЯ И СЛУЖАЩЕЕ ЕГО НАПРАВЛЯЮЩИМ ОРИЕНТИРОМ, ОТПРАВНЫМ ПУНКТОМ ДАЛЬНЕЙШЕГО ДВИЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ МЫСЛИ.
· Существуют и так называемые «ad hoc-гипотезы» (от лат. ad hoc — к этому, для данного случая).
КАЖДАЯ ИЗ НИХ — ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ВЫДВИНУТОЕ С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ СТОЯЩИХ ПЕРЕД ИСПЫТЫВАЕМОЙ ТЕОРИЕЙ ПРОБЛЕМ И ОКАЗАВШЕЕСЯ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ОШИБОЧНЫМ ВАРИАНТОМ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
5. Подуровни теоретического уровня научного познания. Теоретический уровень научного познания (как и эмпирический) имеет ряд подуровней, среди которых можно выделить следующие (по степени общности):
· аксиомы, теоретические законы;
· частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеализированных объектов;
· частные, единичные высказывания, утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов.
46. ТЕОРИЯ, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
ПЛАН
1. Что такое теория?
2. А.Эйнштейн о критериях, которым должна отвечать научная теория.
3. Два основных требования, которым по Попперу должна удовлетворять научная теория.
4. Теория как система: ее структура.
5. Что такое идеализированный объект («идеальный тип»)?
6. Как формулируются теоретические законы?
7. Основные функции теории.
8. К. Поппер о выборе теории («критерий относительной приемлемости»).
1. Что такое теория? Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
2. А.Эйнштейн о критериях, которым должна отвечать научная теория. А. Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям:
· не противоречить данным опыта, фактам;
· быть проверяемой на имеющемся опытном материале;
· отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними);
· содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем;
· не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее ценной);
· отличаться изяществом и красотой, гармоничностью;
· характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций;
· иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута;
· указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем(Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 139—143).
3. Два основных требования, которым по Попперу должна удовлетворять научная теория. Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:
· непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости — опровержимости,
· опытной экспериментальной проверяемости.
Поппер сравнивал теорию с сетями, предназначенными улавливать то, что мы называем реальным миром, для осознания, объяснения и овладения им.
Истинная теория должна:
· во-первых, соответствовать всем (а не некоторым) реальным фактам, а
· во-вторых, следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.
ТЕОРИЯ, ПО ПОППЕРУ, ЕСТЬ ИНСТРУМЕНТ, ПРОВЕРКА КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ХОДЕ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ И О ПРИГОДНОСТИ КОТОРОГО СУДЯТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКИХ ПРИМЕНЕНИЙ.
4. Теория как система: ее структура. Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.
В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:
· ИСХОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ:
ü фундаментальные понятия,
ü принципы,
ü законы,
ü уравнения,
ü аксиомы и т.п.
· ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ:
· абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.).
· ЛОГИКА ТЕОРИИ:
· совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
· ФИЛОСОФСКИЕ УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТНЫЕ ФАКТОРЫ.
· СОВОКУПНОСТЬ ЗАКОНОВ И УТВЕРЖДЕНИЙ, ВЫВЕДЕННЫХ В КАЧЕСТВЕ СЛЕДСТВИЙ ИЗ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ ДАННОЙ ТЕОРИИ В СООТВЕТСТВИИ С КОНКРЕТНЫМИ ПРИНЦИПАМИ.
5. Что такое идеализированный объект («идеальный тип»)? Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах.