Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно.

3. Главная задача разума. Главная задача разума — ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГООБРАЗНОГО ВПЛОТЬ ДО СИНТЕ­ЗА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ И ВЫЯВЛЕНИЯ КОРЕННЫХ ПРИЧИН И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИЗУЧАЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ.

4. Диалектика как «логика разума»? Логика разума — ДИАЛЕКТИКА, представлен­ная как УЧЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЗНАНИЙ В ЕДИНСТВЕ ИХ СО­ДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ.

5. Что включает в себя процесс развития мышления? Процесс развития мышления включает в себя ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИ­МОПЕРЕХОД РАССУДКА И РАЗУМА.

ü Наиболее характерной формой перехо­да первого во второй (рассудка в разум-Г.Б.)является ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ СЛОЖИВШЕЙСЯ ГОТО­ВОЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ВЫДВИЖЕНИЯ НОВЫХ — ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ПО СВОЕЙ СУТИ — ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИДЕЙ.

ü Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в ОТНОСИ­ТЕЛЬНО УСТОЙЧИВОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХ СИСТЕМ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПОЛУ­ЧЕНЫ НА ОСНОВЕ РАЗУМА (ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ).

6. Формы мышления. Формы мышления (логические формы) — способы отражения дей­ствительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди ко­торых исходными являются:

ü понятия,

ü суждения,

ü умозаключения,

ü ка­тегории.

На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как:

ü проблема,

ü гипотеза,

ü теория.

44. ПРОБЛЕМА КАК ФОРМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ПЛАН

1. Что есть проблема?

2. Предпосылка успешного решения проблемы.

3. Что по В. Гейзенбергу необходимо для постановки и решения научных проблем?

4. Почему К.Поппер полагает, что наука начинается с проблемы?

5. Два основных условия успешного решения научной проблемы(по К.Попперу).

6. Ненаучные (псевдонаучные) проблемы.

7. Теоретические и практические проблемы.

8. Роль проблем в развитии научного знания.

1. Что есть проблема? Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе по­знания и требующий ответа.

Проблема не есть застывшая форма зна­ния, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания):

· постановка проблемы и

· решение проблемы.

2. Предпосылка успешного решения проблемы. Правильное выведение про­блемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. «Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым уг­лом зрения требуют творческого воображения и отражают действи­тельный успех в науке»( Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. С. 78.)

3. Что по В. Гейзенбергу необходимо для постановки и решения научных проблем? В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных про­блем необходимо следующее:

· определенная система понятий, с по­мощью которых исследователь будет фиксировать те или иные фено­мены;

· система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем;

· опора на научные традиции, посколь­ку, по мнению ученого, «в деле выбора проблемы традиция, ход исто­рического развития играют существенную роль», хотя, конечно, опре­деленное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.

4. Почему К.Поппер полагает, что наука начинается с проблемы? Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а имен­но с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к дру­гим — от менее глубоких к более глубоким.

Проблемы возникают, по его мнению:

а) либо как следствие противоречия в отдельной теории;

б) либо при столкновении двух различных теорий;

в) либо в результа­те столкновения теории с наблюдениями.

Конечно, рассуждает Поппер, наблюдение и эксперимент играют в науке решающую роль.

Однако этим процедурам всегда предше­ствует вопрос или проблема, т.е. «нечто теоретическое». «Для того чтобы мы могли наблюдать, в нашем уме должен присутствовать кон­кретный вопрос, который мы могли бы разрешить при помощи на­блюдений» (Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002. С. 250—251).

5. Два основных условия успешного решения научной проблемы(по К.Попперу). Для успешного решения любой научной проблемы Поппер фор­мулирует два основных условия:

а)ясное, четкое ее формулирование;

б) критическое исследование различных ее решений.

Тем самым:

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ВЫРАЖАЕТСЯ В НАЛИЧИИ ПРОТИВОРЕ­ЧИВОЙ СИТУАЦИИ (ВЫСТУПАЮЩЕЙ В ВИДЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПОЗИЦИЙ), КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО РАЗРЕШЕНИЯ.

Определяющее влия­ние на способ постановки и решения проблемы имеют:

· во-первых, ха­рактер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и

· во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возник­шая проблема.

КАЖДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХЕ СВОЙСТВЕННЫ СВОИ ХАРАК­ТЕРНЫЕ ФОРМЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.

6. Ненаучные (псевдонаучные) проблемы. Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроб­лем), например, проблема создания вечного двигателя.

7. Теоретические и практические проблемы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

8. Роль проблем в развитии научного знания. Решение ка­кой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. (О ро­ли проблемных ситуаций в науке см. вопрос 68.)

45. ОСОБЕННОСТИ ГИПОТЕЗЫ КАК ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ПЛАН

1. Что есть гипотеза?

2. Что происходит с гипотезами в ходе доказательства?

3. Два значения термина «гипотеза».

4. Виды гипотез.

5. Подуровни теоретического уровня научного познания.

1. Что есть гипотеза? Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предпо­ложение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значе­ние которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

ГИПОТЕ­ТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ НОСИТ ВЕРОЯТНЫЙ, А НЕ ДОСТОВЕРНЫЙ ХАРАКТЕР И ТРЕБУ­ЕТ ПРОВЕРКИ, ОБОСНОВАНИЯ.

2. Что происходит с гипотезами в ходе доказательства? В ходе доказательства выдвинутых гипо­тез:

а) одни из них становятся истинной теорией,

б) другие видоиз­меняются, уточняются и конкретизируются,

в) третьи отбрасывают­ся, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат.

Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

3. Два значения термина «гипотеза». В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях:

а) форма теоретического знания, характе­ризующаяся проблематичностью и недостоверностью;

б) метод разви­тия научного знания.

· Как форма теоретического знания гипотеза дол­жна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при по­строении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли науч­ного знания.

Такими непременными условиями являются следующие:

ü Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.

ü Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута.

Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты.

ü Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые зап­рещаются законами формальной логики.

Но противоречия, явля­ющиеся отражением объективных противоречий, не только допу­стимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипо­теза Луи де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных — корпускулярных и волновых — свойств, которая затем ста­ла теорией).

ü Гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективного, никаких произвольных допущений, не вы­текающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности.

Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.

ü Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу ис­следуемых родственных объектов, а не только к тем, для объясне­ния которых она специально была выдвинута.

ü Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо — непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипоте­зой; либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытный проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами).

Однако второй способ сам по себе не позволяет уста­новить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее ве­роятность.

· Гипотеза как метод развития научно-теоретического знанияв сво­ем применении проходит следующие основные этапы:

ü Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фак­тов и уже имеющихся в науке законов и теорий.

Если такая по­пытка не удается, то делается дальнейший шаг.

ü Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерно­стях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его воз­никновении и развитии и т.п.

На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказан­ное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы счи­таться достоверным.

Чаще всего выдвигается несколько предпо­ложений для объяснения одного и того же явления.

ü Оценка основательности, эффективности выдвинутых предполо­жений и отбор из их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.

ü Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.

ü Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий.

В результате этой проверки гипотеза либо «переходит в ранг» научной теории, или опровергается, «сходит с научной сце­ны».

Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтвержде­ние следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее ис­тинности, а опровержение одного из следствий не свидетельству­ет однозначно о ее ложности в целом.

Эта ситуация особенно ха­рактерна для научных революций, когда происходит коренная лом­ка фундаментальных концепций и методов и возникают принци­пиально новые (и зачастую «сумасшедшие», по словам Н. Бора) идеи.

4. Виды гипотез. Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют раз­личные их виды.

Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются.

Так, выделяют ги­потезы:

· общие,

· частные и

· рабочие.

ОБЩИЕ ГИПОТЕЗЫ — ЭТО ОБОСНОВАННЫЕ ПРЕД­ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗЛИЧНОГО РОДА СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕ­НИЯМИ.

Общие гипотезы — фундамент построения основ научного знания.

ЧАСТНЫЕ ГИПОТЕЗЫ — ЭТО ТОЖЕ ОБОСНОВАННОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИС­ХОЖДЕНИИ И СВОЙСТВАХ ЕДИНИЧНЫХ ФАКТОВ, КОНКРЕТНЫХ СОБЫТИЙ И ОТДЕЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ.

РАБОЧИЕ ГИПОТЕЗЫ — ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ВЫДВИГАЕМОЕ, КАК ПРАВИЛО, НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ИССЛЕДОВАНИЯ И СЛУЖАЩЕЕ ЕГО НАПРАВЛЯЮ­ЩИМ ОРИЕНТИРОМ, ОТПРАВНЫМ ПУНКТОМ ДАЛЬНЕЙШЕГО ДВИЖЕНИЯ ИС­СЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ МЫСЛИ.

· Существуют и так называемые «ad hoc-гипотезы» (от лат. ad hoc — к этому, для данного случая).

КАЖДАЯ ИЗ НИХ — ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ВЫДВИНУТОЕ С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ СТОЯЩИХ ПЕРЕД ИСПЫТЫВАЕМОЙ ТЕОРИЕЙ ПРОБЛЕМ И ОКАЗАВШЕЕСЯ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ОШИБОЧНЫМ ВАРИАНТОМ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

5. Подуровни теоретического уровня научного познания. Теоретический уровень научного познания (как и эмпирический) имеет ряд подуровней, среди которых можно выделить следующие (по степени общности):

· аксиомы, теоретические законы;

· частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеализированных объектов;

· частные, единичные высказывания, утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов.

46. ТЕОРИЯ, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

ПЛАН

1. Что такое теория?

2. А.Эйнштейн о критериях, которым должна отвечать научная теория.

3. Два основных требования, которым по Попперу должна удовлетворять научная теория.

4. Теория как система: ее структура.

5. Что такое идеализированный объект («идеальный тип»)?

6. Как формулируются теоретические законы?

7. Основные функции теории.

8. К. Поппер о выборе теории («критерий отно­сительной приемлемости»).

1. Что такое теория? Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных свя­зей определенной области действительности.

2. А.Эйнштейн о критериях, которым должна отвечать научная теория. А. Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям:

· не противоречить данным опыта, фактам;

· быть проверяемой на имеющемся опытном материале;

· отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними);

· содержать наиболее определенные ут­верждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ог­раничивает возможные априорные качества систем;

· не являться ло­гически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее ценной);

· отличаться изяществом и красотой, гармонично­стью;

· характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций;

· иметь широкую об­ласть своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута;

· указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем(Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 139—143).

3. Два основных требования, которым по Попперу должна удовлетворять научная теория. Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удов­летворять двум основным требованиям:

· непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальси­фицируемости — опровержимости,

· опытной экспериментальной проверяемости.

Поппер сравнивал теорию с сетями, предназначенны­ми улавливать то, что мы называем реальным миром, для осознания, объяснения и овладения им.

Истинная теория должна:

· во-первых, со­ответствовать всем (а не некоторым) реальным фактам, а

· во-вторых, следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.

ТЕО­РИЯ, ПО ПОППЕРУ, ЕСТЬ ИНСТРУМЕНТ, ПРОВЕРКА КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ХОДЕ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ И О ПРИГОДНОСТИ КОТОРОГО СУДЯТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКИХ ПРИМЕНЕНИЙ.

4. Теория как система: ее структура. Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет слож­ную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методоло­гии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:

· ИСХОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ:

ü фундаментальные понятия,

ü прин­ципы,

ü законы,

ü уравнения,

ü аксиомы и т.п.

· ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБЪЕК­ТЫ:

· абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.).

· ЛОГИКА ТЕОРИИ:

· совокупность определенных правил и спо­собов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изме­нения знания.

· ФИЛОСОФСКИЕ УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТНЫЕ ФАКТОРЫ.

· СО­ВОКУПНОСТЬ ЗАКОНОВ И УТВЕРЖДЕНИЙ, ВЫВЕДЕННЫХ В КАЧЕСТВЕ СЛЕДСТВИЙ ИЗ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ ДАННОЙ ТЕОРИИ В СООТВЕТСТВИИ С КОНКРЕТНЫМИ ПРИНЦИПАМИ.

5. Что такое идеализированный объект («идеальный тип»)? Методологически важную роль в формировании теории играет аб­страктный, идеализированный объект («идеальный тип»), построе­ние которого — необходимый этап создания любой теории, осуществ­ляемый в специфических для разных областей знания формах.

Наши рекомендации