Умение формулировать и аргументировать свое мнение с опорой на текст как источник сильных аргументов (7 класс)

Тезаурус

1. Проблемный вопрос – вопросительное высказывание, не имеющее единственно правильного ответа и требующее изложения своей позиции.

2. Контекст источника информации – общий смысл текста, который определяется знанием слов (терминов), входящих в него и уровнем развития компетенции «смысловое чтение».

3. Сильный аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод с опорой на текст разных стилей.

4. Виды стилей – нормативный акт, художественный текст (притча, рассказ, стихотворение), эссе, публицистический текст, научно-популярный текст.

Объект оценивания

Объектом оценивания является созданное учеником устное высказывание по проблемному вопросу с использованием текста.

Высказывание представляет собой речевое произведение (произнесенное учащимся и записанное на диктофон экспертом высказывание). В высказывании присутствует позиция (тезис), подкрепляемая аргументами из текста и вывод по теме. Высказывание по объему должно представлять собой не менее 4 полных предложений.

Критерии

Критерии Параметры Показатели
1.Четкость формулировки тезиса и вывода Тезис сформулирован полным предложением
Тезис сформулирован неполным предложением
Тезис не сформулирован
2. Качество аргумента Аргумент представляет собой часть текста, изложенную своими словами, но без искажения смысла, подтверждающую точку зрения ученика, с учетом контекста источника информации
Аргумент представляет дословное воспроизведение части текста, подтверждающее точку зрения ученика, с учетом контекста источника информации
Текст приводится полностью, аргументы не дифференцированы, контекст учтен
Аргументы, приведенные учеником, не подтверждают тезис (контекст ребенком не понят)
3. Качество вывода Вывод является логическим завершением высказывания
Вывод носит формальный характер
Вывод отсутствует
4.Дополнительные баллы Приведен дополнительный аргумент (принимаются аргументы в 6 и 4 баллов) 6/4
Ответ «живой» (изложение последовательное, предложения образуют целостный рассказ, ребенок не читает, а говорит)

Процедура оценивания

Оценивание проводится на отдельном уроке.

Учащимся предлагается перечень проблемных вопросов и тексты, которые могут быть использованы в качестве источника аргументов. Проблемные вопросы могут касаться темы обществознания, которую учащиеся изучают в текущей четверти (вопросы отношений, например). Тексты могут браться из учебников обществознания, интернета или методических пособий и хрестоматий.

Требования к текстам:

· тексты должны быть небольшого объема (5-7 предложений)

· тексты должны содержать информацию, которую можно использовать в качестве аргумента

· тексты должны быть доступными возрасту учащихся, и по возможности, однозначными.

На ознакомление учащихся с текстами дается 10 минут.

Затем каждый учащийся получает ТЗ и время на его выполнение (15 минут).

Учащийся предъявляет устный ответ одному из экспертов в аудитории (можно опираться на записи).

Ответ записывается на диктофон (это необходимо для возможности проведения отсроченной и более объективной оценки). По завершении ответа эксперт дает краткую рецензию высказыванию ученика.

В конце процедуры ученик заполняет анкету по позициям:

· согласен ли ты с рецензией эксперта и почему;

· оцени свое эмоциональное состояние во время процедуры.

Диктофонные записи обрабатываются по критериям оценки, информация заносится в базу данных.

Учащиеся, имеющие за высказывание не менее 18 баллов, рекомендуются для поощрения дополнительными отметками «отлично» по литературе.

Проблемные зоны высказываний анализируются и выносятся на обсуждение с педагогами, формирующими данный предметный результат.

Мы не задаемся целью получить на проблемный вопрос единственно правильный ответ, который предполагает подбор аргументов из текста определенного жанра. Таким образом, ребенок ищет текст, созвучный его позиции и приводит аргументы из него (жанр не имеет значения). А контекст важен, так как он отражает понимание смысла источника: или ребенок понимает текст или не понимает его.

Примеры проблемных вопросов

1. Друзей может быть много?

2. Дружба для человека – что это?

3. Друг познается только в беде (трудной жизненной ситуации)?

4. Друзья могут быть плохими?

5. Дружба требует усилий?

6. Можно ли проверить дружбу на прочность?

7. Любой ли человек может стать твоим другом?

8. Настоящий друг – кто он?

Примеры текстов

№ 1

Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями (Википедия).

№ 2

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.

Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она все же есть, то надо ее беречь как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. И чем старше мы становимся, тем труднее (авторское эссе).

№ 3

Наши рекомендации