Проблемами интеллектуального развития на дому.

При индивидуальном обучении на дому ребенка с проблемами интеллектуального развития ( отягощенного, как правило, множественными хроническими заболеваниями, обострением психоневрологического состояния) особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных предметов, сколько коррекция недостатков психического развития школьника в целом

Перед педагогам прежде всего встает задача коррекции познавательной деятельности ученика, так как чаще всего именно выраженные нарушения той или иной стороны познавательной деятельности помешали ребенку обучаться в условиях детского коллектива. Для этого нужно хорошо знать индивидуальные особенности психического здоровья ребенка, активно управлять ходом интеллектуального развития. Учитель четко должен представлять, на какие процессы, функции следует опираться в учебной деятельности, а какие необходимо развивать.

Коррекционная работа может проводиться как на учебном материале ( по учебнику), так и представлять собой отдельные задания.

Прежде чем приступить к занятиям с учеником, назначенный приказом руководителя образовательного учреждения учитель –дефектолог вместе с психологом проводят с ребенком ряд психодиагностических мероприятий, . Диагностика проводится с целью определения уровня развития, отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах, для рекомендаций учителю по вопросам разработки программы коррекции и развития ребенка, для учета его темповых характеристик, особенностей психосберегающего режима.

Учитель-дефектолог проводит педагогическое изучение ( уровень сформированности знаний, навыков по всем предметам)

Учитель обязательно изучает социальный состав семьи ребенка, выявляет негативные факторы семейного воспитания, уклада, оценивает психологический климат, определяет пути сотрудничества с родителями, долю и форму их участия в образовательном процессе.

Собрав информацию, учитель индивидуального обучения вместе с заместителем директора по учебной работе определяет особенности организации работы в конкретной семье, составляют расписание занятий. При составлении расписания первостепенными считаются пожелания семьи.

Учитель разрабатывает для ученика индивидуальную образовательную программу, которая состоит из отражающей психолого-педагогической особенности ребенка характеристики., учебного плана, расписания занятий, тематического планирования.

При отборе программного материала учитывается уровень сформированности коммуникативных навыков, мотивации к познавательной деятельности, базовых практических знаний и навыков.

Учет и анализ знаний учащихся проводится систематически в течении года и контролируются заместителем директора.

Контрольные работы по итогам года проводятся в виде тестов, дидактических игр, письменных заданиях.

Обучение больного ребенка - огромный кропотливый труд, результаты которого складываются по крупицам и могут быть видны далеко не сразу.

Главный смысл деятельности учителя индивидуального обучения состоит прежде всего в создании ситуации успеха и ее закреплении, формировании у ученика позитивной самооценки, так как даже однажды пережитое чувство радости, успеха способно изменить ритм и стиль жизни ребенка, наполнить ее смыслом.

Заведующая ПМПК Кусалина Д.М.

Рекомендации родителям

Ø Жизненное пространство аутичного ребенка

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром.

По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое - все, что касается усвоения навыков повседневной жизни ( туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т. д.), игровое – место для разнообразных игр, учебное- место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение- лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин ,улица.

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость , имел бы возможность укрыться от внешних влияний, Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:

Первое условие – безопасность

Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует « чувство края», а в состоянии аффекта он может перестав контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др. )Эта рекомендация касается квартиры в целом : все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться.

Поскольку аутичного ребенка очень трудно , а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатными, возникают ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется. Действуя с силой мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо заранее застраховаться от подобный ситуаций, хотя всего конечно же, не предусмотришь..

Второе условие – обеспечение комфорта и уюта

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза

Третье условие- наличие необходимого оборудования

Поскольку детская комната- это место, где ребенок играет и учиться, она требует содержательного наполнения

Так, в комнате должна быть парта или столик со стульчиком.

Ребенку нужны игрушки:

Деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы

Разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши

Звучащие игрушки и набор музыкальных инструментов ( барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пианино )

Игры для развития мелкой моторики- мозаики ,деревянные бусы, игры со шнурками и др.

Развивающие настольно-печатные игры - разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.

Игрушки для сюжетно – ролевых игр – куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольна посуда и мебель, аптечка и др.

Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочитаний.

Они должны быть понятны ребенку, полезные для реального освоения окружающего мира ( избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов ), вызывать положительные эмоции ( книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить)

Кроме этого у ребенка должен быть материал для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д

Особо нужно отметить необходимость для физического оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом.

Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.

Заведующая ПМПК Кусалина Д.М.

ГУ « Костанайская психолого-медико-педагогическая консультация Департамента образования Костанайской области»

____________________________________________________________________

Наши рекомендации