Проблемами интеллектуального развития на дому.
При индивидуальном обучении на дому ребенка с проблемами интеллектуального развития ( отягощенного, как правило, множественными хроническими заболеваниями, обострением психоневрологического состояния) особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных предметов, сколько коррекция недостатков психического развития школьника в целом
Перед педагогам прежде всего встает задача коррекции познавательной деятельности ученика, так как чаще всего именно выраженные нарушения той или иной стороны познавательной деятельности помешали ребенку обучаться в условиях детского коллектива. Для этого нужно хорошо знать индивидуальные особенности психического здоровья ребенка, активно управлять ходом интеллектуального развития. Учитель четко должен представлять, на какие процессы, функции следует опираться в учебной деятельности, а какие необходимо развивать.
Коррекционная работа может проводиться как на учебном материале ( по учебнику), так и представлять собой отдельные задания.
Прежде чем приступить к занятиям с учеником, назначенный приказом руководителя образовательного учреждения учитель –дефектолог вместе с психологом проводят с ребенком ряд психодиагностических мероприятий, . Диагностика проводится с целью определения уровня развития, отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах, для рекомендаций учителю по вопросам разработки программы коррекции и развития ребенка, для учета его темповых характеристик, особенностей психосберегающего режима.
Учитель-дефектолог проводит педагогическое изучение ( уровень сформированности знаний, навыков по всем предметам)
Учитель обязательно изучает социальный состав семьи ребенка, выявляет негативные факторы семейного воспитания, уклада, оценивает психологический климат, определяет пути сотрудничества с родителями, долю и форму их участия в образовательном процессе.
Собрав информацию, учитель индивидуального обучения вместе с заместителем директора по учебной работе определяет особенности организации работы в конкретной семье, составляют расписание занятий. При составлении расписания первостепенными считаются пожелания семьи.
Учитель разрабатывает для ученика индивидуальную образовательную программу, которая состоит из отражающей психолого-педагогической особенности ребенка характеристики., учебного плана, расписания занятий, тематического планирования.
При отборе программного материала учитывается уровень сформированности коммуникативных навыков, мотивации к познавательной деятельности, базовых практических знаний и навыков.
Учет и анализ знаний учащихся проводится систематически в течении года и контролируются заместителем директора.
Контрольные работы по итогам года проводятся в виде тестов, дидактических игр, письменных заданиях.
Обучение больного ребенка - огромный кропотливый труд, результаты которого складываются по крупицам и могут быть видны далеко не сразу.
Главный смысл деятельности учителя индивидуального обучения состоит прежде всего в создании ситуации успеха и ее закреплении, формировании у ученика позитивной самооценки, так как даже однажды пережитое чувство радости, успеха способно изменить ритм и стиль жизни ребенка, наполнить ее смыслом.
Заведующая ПМПК Кусалина Д.М.
Рекомендации родителям
Ø Жизненное пространство аутичного ребенка
Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром.
По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое - все, что касается усвоения навыков повседневной жизни ( туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т. д.), игровое – место для разнообразных игр, учебное- место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение- лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин ,улица.
Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость , имел бы возможность укрыться от внешних влияний, Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:
Первое условие – безопасность
Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует « чувство края», а в состоянии аффекта он может перестав контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.
В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др. )Эта рекомендация касается квартиры в целом : все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться.
Поскольку аутичного ребенка очень трудно , а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатными, возникают ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется. Действуя с силой мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо заранее застраховаться от подобный ситуаций, хотя всего конечно же, не предусмотришь..
Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза
Третье условие- наличие необходимого оборудования
Поскольку детская комната- это место, где ребенок играет и учиться, она требует содержательного наполнения
Так, в комнате должна быть парта или столик со стульчиком.
Ребенку нужны игрушки:
Деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы
Разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши
Звучащие игрушки и набор музыкальных инструментов ( барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пианино )
Игры для развития мелкой моторики- мозаики ,деревянные бусы, игры со шнурками и др.
Развивающие настольно-печатные игры - разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.
Игрушки для сюжетно – ролевых игр – куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольна посуда и мебель, аптечка и др.
Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочитаний.
Они должны быть понятны ребенку, полезные для реального освоения окружающего мира ( избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов ), вызывать положительные эмоции ( книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить)
Кроме этого у ребенка должен быть материал для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д
Особо нужно отметить необходимость для физического оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом.
Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.
Заведующая ПМПК Кусалина Д.М.
ГУ « Костанайская психолого-медико-педагогическая консультация Департамента образования Костанайской области»
____________________________________________________________________