Существуют помыслы, соответствующие страстям: сколько страстей, столько и помыслов
Помыслы соответствуюь страстям: сколько страстей, столько и помыслов. Восемь помыслов: "чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость".
Три основных помысла: чревоугодие, тщеславие и сребролюбие, за ними следуют прочие страстные помыслы. Эти три помысла соответствуют трем главным страстям: сластолюбию, славолюбию и сребролюбию, или любостяжанию, с которыми были связаны искушения Христа.
Помыслы - это только начало брани. Помысел, посеянный лукавым, претерпевает некое развитие, пока не совершится грех, а грех не превратится в страсть. Когда ум потерпит поражение в этой брани, они "вводят его в грех мысленный, а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное". После этого лукавые, опустошив душу помыслами, удаляются, однако в душе остается идол греха. Этот идол, если его не изгонит упорное и непрестанное покаяние, становится источником нестроений духовного организма.
Стадии этого пути. Входя в разумную часть души, помысел стремится пленить ум. Для этого он старается вызвать страстное чувство наслаждения, гнездящееся в душе. Этот этап называется искушением, и можно утверждать, что здесь еще нет греха. "Предлагаемое страстью услаждение привлекает к себе внимание ума". Если человек не оторвет ум от наслаждения, то появляется расположение к нему, приятная беседа с ним, затем сочетание и, наконец, сложение. Продолжающее возрастать наслаждение всецело пленяет ум и даже саму волю. Таким образом, сопротивление человека ослабевает, и в дальнейшем совершается грех.
Наслаждение, воображение, соизволение на грех
Святые отцы советуют умертвить наслаждение, насколько это возможно, или, лучше, преобразить его, поскольку именно оно пленяет человеческий ум. Воображение играет здесь важнейшую роль, особенно в тех случаях, когда некий предмет или лицо находятся далеко от нас. Однако даже в том случае, когда лицо или предмет доступны зрению, то есть воображение связано с ощущением, оно дополнительно преувеличивает и приукрашивает вещи, чтобы пленить ум и склонить его к соизволению. С этой точки зрения можно сказать, что страстные помыслы волнуют и смущают ум, наполняют его нечистыми идолами и затем "силою, против воли, увлекают его к совершению греха" Человек изменяется внутренне, глаз сердца блудодействует, и уже после этого изменяются и все внешние телесные чувства.
Подвиг человека должен быть прежде всего внутренним.
Если человек удерживает помыслы внутри себя и лелеет их, то услаждение возрастает и ум дает соизволение и на греховное деяние. "Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела".
Последствия помыслов
Если помысел закоснеет в нас, мы становимся рабами пристрастия. "Закоснение помысла обличает пристрастие человека". Пристрастие - это когда человек прилепляется к сотворенным вещам и только их желает приобретать. Ум, утративший связь с небесною пищей и воспоминание о небесном, постоянно стремится к чувственным и тварным вещам мира.
Человек становится невоздержным, он уже не может сдерживать себя.
Если человек закоснеет в помысле и не будет препятствовать его осуществлению, то страсть окрепнет, так что будет бороть и мучить его еще сильнее.
Оказавшись в плену у помыслов, человек теряет зрение и, даже видя греховные движения, не может понять их причин.
Страстные помыслы "или возбуждают вожделевательную силу души, или возмущают раздражительную, или омрачают мыслительную, отчего случается, что ум слеп бывает для духовного созерцания и молитвенного восхождения". Это значит, что глаз души болен и неспособен ни созерцать духовное, ни чувствовать молитвенное восхождение. Тогда человек, лишенный Бога, становится мертвым. Чувство постоянного беспокойства со стороны помыслов и жжение в подчревии плоти показывают, что человек далек от благоухания Духа.
Бог не может общаться с человеком, чей ум постоянно загрязнен лукавыми и скверными помыслами. Чувства гнета, подавленности, страха имеют причину в помыслах.
Лечение от помыслов
Помыслы требуют профилактики, а уже возникшее заболевание нуждается в определенном лечении.
Профилактика это старательно препятствовать помыслу войти и поработить наш ум. Это достигается трезвением, вниманием, безмолвием, отсечением дурных помыслов.
Трезвение называется хранением помыслов. Иное - хранение помыслов, а иное - блюдение ума, причем второе выше первого. Ум есть глаз души, сердце, помысел же действует в человеческой мысли. Одно дело, когда кто-либо старается удержать в чистоте мысль, а другое - старание удержать в чистоте ум, то есть сердце. Однако чистота помыслов необходима, поскольку, имея лукавые помыслы, "невозможно быть чистым по внутреннему человеку". Необходимо наблюдать за помыслами, мышлениями и мыслями.
Чтобы ум сохранился в чистоте и постоянно имел памятование о Боге, необходимо отвергать и добрые помыслы, поскольку через их посредство ум привыкает мало-помалу удаляться от Бога.
Необходимо охранять глаз души от всякого помысла так же, как мы охраняем телесные глаза от повреждений. Это душевное трезвение и хранение помыслов зовется умным безмолвием. В православном учении под безмолвием понимается не просто устранение внешних раздражителей (хотя и это служит началом безмолвия для новоначального), но прежде всего безмолвие сердца. Любитель безмолвия имеет мужественный некий и строгий помысел, который недреманно стоит в дверях сердца и приходящие помыслы убивает или отражает.
Избавление от помыслов
Голод, жажда, бдение и уединение помогают человеку избавиться от помыслов и воспоминаний. Сластолюбие, тщеславие и любовь к вещам служат причиною того, что "раздражительную силу возмущают страстные воспоминания о людях, нас огорчивших". Страстный огорчается из-за того, что либо лишился, либо не получил чего-то. Поэтому причины, вызывающие печаль, отсекаются пренебрежением к вещественным предметам и их уничижением из любви к Богу. Чтобы избавиться от помыслов, необходимо бороться против страстей, поскольку именно их лукавые используют в качестве предлога, чтобы посеять в душе соответствующие помыслы.
Блудная страсть: "Постись, совершай бдение, трудись и уединяйся"; относительно гнева и печали: "Ни во что вменяй славу, и бесславие, и прочие вещи земные"; Относительно злопамятства: "Молись за оскорбившего - и избавишься".
Другой подвиг заключается в отсечении сердечного сладострастия. Поскольку помыслы стремятся раздражить чувство наслаждения и привлечь к нему ум. Одновременно с сердечным необходимо воевать и против телесного сладострастия. В этой внутренней брани следует изгнать все, что может стать причиной телесного наслаждения
и покоя.
Нам следует избегать лиц, способных ввести нас во искушение, не столько потому, что эти люди плохи сами по себе, сколько из-за того, что мы сами внутренне немощны и склонны к болезни. Когда человек возьмет за правило блюсти ум и следить за вещами, предметами и лицами, то может понять, к чему именно он имеет страсть.
Метод лечения
Страх Божий помогает нам освободиться от брани помыслов.
Вместе с тем существует такой способ лечения, как труд и подвижническая жизнь. Пост, бдение, молитва помогают уму избежать пленения приходящими помыслами.
Прежде всего здесь не должно быть никакого смущения. Цель лукавых заключается именно в том, чтобы создать в человеке смущение, а затем, среди этого смущения, решительнее вторгнуться в душу и пленить ее. "Мужественно переноси волнование помыслов, особенно наводящих печаль и уныние". Мужественное противостояние помыслам - это второе требование.
Наилучший способ избежать беседы с помыслами - это пренебрежение ими и отсечение их. Насколько трудно поймать ветер, настолько же трудно и помешать помыслу войти в нашу душу.
Не позволять задерживаться помыслам. Смысл этой борьбы в том, чтобы не позволить простому помыслу возбудить страсти и не давать страстному помыслу соизволения на грех. "Оба же эти вида борьбы не дают замедлять в нас помыслам".