Что нужно соблюдать, чтобы угодить богу?
"один и тот же недужный иногда для очищения своей нечистоты пил лекарство послушания", а в другое время лечилзаболевшее душевное око безмолвием и молчанием (Леств.).
"Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро уходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди, и спасешься». Св. Антония
Три вещи честны перед лицем Господним: Первое - когда человек болен и принимает немощь с благодарностью; второе - когда делает свои дела в чистоте перед Господом; третье - когда подчиняется духовному отцу и отвергает все свои желания. Последний заслуживает большего венца. Один должным образом безмолвствует, второй, будучи больным, благодарит Бога, а третий служит им в чистоте помыслов, то "все трое делают одно дело.
Духовное священство
Кому достается дар умной молитвы, ощущает в своей душе действие благодати, которая бывает очистительной, просветительной и таинственной. Таково внутреннее священство и внутренняя божественная литургия.
Истинное священство - это сердце, движимое Духом и свободное от помыслов. "Истинное священство, еще прежде будущего жития, есть без помыслов сердце, воздействуемое Духом.
Когда мы говорим об отпущении грехов, следует подразумевать главным образом лечение страстей.
Когда человеческий ум делается открытым, освобожденным от своего пленения и принимает воздействие Святого Духа, он становится "священством духовным", и тогда человек таинственно священнодействует на жертвеннике своей души, причащаясь обручения Агнца Божия. В умном жертвеннике души это духовное священство вкушает Агнца Божия, но одновременно само уподобляется Агнцу. Отсюда хорошо ясно, что, когда внутри нас действует умная молитва, там совершается некая непрестанная божественная литургия, питающая наше существование.
Кто приобрел дар богословствования таким путем, кто через естественное созерцание вошел в божественное облако, являются священниками Божиими, составляющими это истинное и духовное священство. Составляя духовное священство, они могут исцелять немощных.
Пр. Симеон. "Ибо люди, хорошо знающие, как пасти и врачевать разумные души, поистине редки, тем более теперь."
Молитва об обретении подходящего духовного руководителя в духовном исцелении
Пр. Симеон: "Господи, не хотящий смерти грешника, но желающий, чтобы он обратился и был жив, сошедший ради этого на землю, чтобы восставить лежащих и умерщвленных грехом и чтобы они увидели Тебя, Истинный Свет, насколько возможно человеку видеть Тебя, смилуйся и пошли мне человека, знающего Тебя, чтобы и я, грешный, работая ему, как Тебе, подчинившись ему всеми силами и исполнив Твою волю в его воле, угодил Тебе, единому Богу, и удостоился Царствия Небесного"
Душа человека
Душа - это образ Божий. Бог триедин: Ум, Разум (Логос) и Дух, и душа обладает тремя силами: умом, разумом и духом.
Душа обладает тремя силами: 1) питательной; 2) воображательной и побудительной; 3) разумной и умной. "Одной первой причастны растения; второй вместе с первою - бессловесные животные, третьей же вместе с двумя первыми - люди" .
Человеческая душа - это энергия и сущность. Никита Стифат подразделяет душу: разумной и страстной. Ум связан с Богом и принимает энергии Бога; в нем открывается Бог; разум же, как действие, - это та способность, которая формулирует и выражает опыт ума. Страстная часть души распадается на ощущения и страсти. Она называется страстной, "как в страстях и страданиях проявляющаяся».
В разумной части действуют помыслы, «в раздражительной - зверские страсти, в вожделевательной - скотские похоти, в уме - мечтательные воображения, в рассудке – мысли» Пр. Григорий .
Душа «не получила вместе с бытием похоти и гнева». Все это пришло как результат греха.
Душа создается в момент зачатия, и "после того душа действует столько же, сколько и плоть; ибо вместе с ростом тела и она проявляет свою деятельность.
Дело души - править телом" (Пр. Фалассий). Душа находится во всем теле, и нет такой части человеческого тела, в которой не присутствовала бы душа;
Болезнь и омертвение души
Св. Григория, сердце - это владычественный орган, престол благодати. Там пребывает ум и все помыслы души.
"Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами; ведь и все помыслы души - в сердце". Поэтому главная цель лечения заключается чтобы вернуть "рассеянный по внешним ощущениям ум" из внешнего мира в сердце, эту "сокровищницу помыслов" и "первый телесный разумный орган" (Свт. Григорий Палама).
Сердце - это главная разумная сокровищница души, там находится ее центр, но не как в сосуде, а как в некоем органе, который управляет всем телом; хотя душа и отлична от тела, но все же теснейшим образом связана с ним.
Каждый грех является повторением Адамова греха, и каждым грехом мы подтверждаем помрачение и омертвение падшей души.
Когда человек предоставляет свободу чувствам и через чувства ум рассеивается из сердца, наступает пленение души. "Разрешение чувств налагает узы на душу", и эти узы равносильны помрачению. "Заход солнца производит ночь; уходит Христос из души - и мрак страстей объемлет ее, и мысленные звери разрывают ее на части" (Св. Феолипт)
Нечистота души состоит в том, что она не действует по естеству; ибо от сего рождаются в уме страстные помыслы" (Св. Максим Исповедник.). Нечистая же душа - "душа, наполненная помыслами похотными и ненавистными".
Поскольку душа создана Богом простою и благою, она "услаждается мечтательными прилогами диавола и, обольщаясь ими, подбегает к нему, злокозненному, будто к доброму... и смешивает таким образом свои помыслы с мечтанием бесовского прилога". В дальнейшем, сложившись с помыслом, она пытается посредством тела осуществить "вообразившееся ей в мысли беззаконие, на осуждение себя" (Добр).
Лечение души
Душа, хотя она и бессмертна по благодати, "растекаясь, сластолюбиво стремясь к наслаждениям, заживо умирает". слова апостола Павла, что сластолюбивая (вдова) заживо умерла (1Тим.5:6). Хотя душа и живет, но она мертва, поскольку не имеет подлинной жизни - благодати Божией (Φιλοκαλία).
Если она не заботится о добродетели, но грабит и творит беззакония, то как я могу сказать, что у тебя живая душа?
ты - человекообразный зверь.
В учении апостола Павла мертвый человек зовется "плотским" или "душевным". Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1Кор.2:14), а так же: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы ? и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1Кор.3:3).
«Плотским и душевным человеком называется весь человек, состоящий из души и тела, если ему недостает действия Святого Духа, делающего нетленным». "Когда человек не следует Духу, он лишается животворящей энергии Божией и становится душевным"
Душа "совершенная та, которая в добродетелях утвердилась".
"Совершенная душа есть та, коей вожделевательная сила вся совершенно устремилась к Богу" (Св. Максим Исповедник.). "Душа чистая та, которая любит Бога». Печаль по Боге, то есть покаяние, отнимает похоть, "похоти же отъятие есть воскресение души" (Пр.. Фалассий).
изгнать из тела закон греха
"Когда, прекратив внешние развлечения, ты укротишь и внутренние помыслы, тогда ум начнет воздвигаться к делам и словам духовным".Прекрати беседы внешние и со внешними, пока обретешь место чистой молитвы и дом, в котором обитает Христос.
Сердце, - это дом, где обитает Христос, и мы сможем открыть его, только когда будем подвизаться ради безмолвной жизни и бороться против господствующих в нас помыслов.
Душа исцеляется, когда отвращается низких предметов и прилепляется к лучшему посредством любви (Свт. Григорий Палама)
Проявляя послушание закону Божию, душа мало-помалу выздоравливает, просвещается и вкушает вечной жизни.
Где обитает любовь, там достигается мирное состояние душевных сил и очищение ума.
Мы подвизаемся, чтобы изгнать из тела закон греха (Рим.8:2) и, подчинив это тело надзору ума, в дальнейшем установить для каждой способности души и каждого члена тела подобающие им законы.
ТРЕЗВЕНИЕ
Ощущения мы обязываем к воздержанию, страстную часть души - к любви, разумную же улучшаем, устраняя с ее пути все, что препятствует мысли в ее восхождении к Богу, и называем это трезвением. Когда человек очистит тело воздержанием, укротит гнев и похоть божественной любовью и принесет Богу свой ум, очищенный с помощью молитвы, тогда он "получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем" (Свт. Григорий Палама).
"Раздражительную силу души обуздывай любовию; вожделевательную умерщвляй воздержанием; мыслительную воскрыляй молитвою; и свет ума никогда не помрачится в тебе" (Добр. Т.3 С.225).
Исцеление немощной души, оживление мертвого ума, очищение нечистого сердца достигаются не с помощью советов или лекарств, но через аскетические предписания Церкви: воздержание, любовь, молитву и хранение ума от сатанинских прилогов, приходящих через помыслы.