Очищение, просвещение и обожение
Человечество делится на больных душою, лечащихся и излечившихся. Православного христианина создают не добрая воля, правильный выбор, нравственная жизнь и преданность православному преданию сами по себе, но очищение, просвещение и обожение.
Очищение – «Когда бываем свободны от внешней тины и мятежа, когда владычественное в нас не сливается с негодными и блуждающими образами».
"мечтательный ум неспособен к богословию".
Богословие - созерцание Бога, то есть Его видение. "из искренней любви рождается видение естества; после же него наступит исполнение верха желаний, то есть благодать богословия».
Лечение души
Под лечением души понимается в первую очередь лечение и освобождение ума.
Результатом плохого функционирования умной силы является ослабление связей между человеком и Богом и людей между собою, стремление использовать как Бога, так и падшего человека для укрепления личной свободы и счастья".
Преп. Максим : «как для тела миром служат вещи, так для ума миром служат помышления; и как тело любодействует с телом женщины, так и ум любодействует с помышлениями о женах воображением своего тела».
Это и есть помрачение и падение ума. Падение ума создает смущение во всем духовном организме, рождает подавленность и беспокойство, заставляет человека переживать падение со всем его трагизмом. Только Христос может восстановить умерщвленный страстями ум.
Падение ума, эта нечистота которая проявляется в четырех вещах: "во-первых, в ложном знании; во-вторых, в неведении чего-либо всеобщего... в-третьих, в страстных помыслах; в-четвертых, в соизволении на грех«.
Если человек противоборствует совершению греха и сражается против страстных помыслов, то он смиряется, сокрушается, подвизается и, "очищаясь мало-помалу скорбями подвигов, приходит в свое естественное" состояние (Авва Дорофей )
Когда ум становится храмом Духа Святого, мы говорим, что лечение было успешным.
Делание, созерцание, богословие
Свят. Максима личное усвоение спасения: 1) "деятельное любомудрие", или делание; 2) "естественное созерцание", или просто созерцание; и 3) "мистическое богословие", или просто богословие. Первое очищает человека от страстей и украшает его добродетелями; второе просвещает ум истинным знанием; третье венчает человека высшим мистическим знанием, которое святой отец называет "исступлением".
Делание - это очищение, а созерцание - просвещение ума и общение с Богом. Делание - это телесный пост и бдение, псалмопение и молитва, молчание, которое "драгоценнее слова", "рук делание", то есть "то, что ими безропотно делается..." (Св. Илия Пресвитер).
"Созерцание же есть духовное созерцание ума, состоящее в том, что он приходит в изумление и постигает, что было и что будет. Созерцание есть видение ума" ( Исаак Сирин).
Если речь наша завистлива, рвение порочно и любовь к Богу непостоянна, то это значит, что сердце наше еще не очистилось.
Способ и курс лечения
Самопознание является одной из первых ступеней лечения.
Нравственное делание когда человек обдумывает дневные дела, упущения, случившиеся "в сумятице дня", "чтобы можно было ощутить ночное безмолвие и оплакать то, в чем согрешил" (Φιλοκαλία).
Большинство сегодняшних христиан не знает своего духовного состояния, но и убеждены, что исполнены даров Святого Духа и украшены добродетелями. С ощущением немощи должно сочетаться и "пренебрежение к себе", то есть великий дар самоуничижения.
Самоуничижение вместе со свойственным душе плачем выдавливает страсти и наполняет душу блаженной радостью.
Требуется врач-целитель. Тот, кто обрел собственный ум, может помочь и другим обрести его…. Ведь одно дело - отпущение грехов,
а другое - исцеление.
"Продолжительный подвиг воздержания и любви, при терпении
и безмолвии, истребляет надлежащую страсть" (Пр. Фалассий)
У человека пять чувств, потому и подвигов пять: бдение, богомыслие, молитва, воздержание и безмолвие (ησυχία). Должно подчинить пять чувств этим пяти подвигам, то есть зрение - бдению, слух богомыслию, обоняние - молитве, вкус - воздержанию, а осязание - безмолвию. Когда он достигнет такого подчинения, то "скорее очистит ум свой и, утончив его ими, соделает его бесстрастным и зрительным".
Врачевание врачом
Пластырь есть врачевство на страсти видимые, или телесные, а приемы лекарства внутрь - врачевство противу страстей внутренних и очищение от невидимой скверны.
Порошок есть уязвляющее бесчестие, врачующее гнилость возношения. Глазная примочка есть очищение душевного ока, или ума, смутившегося от движения гнева.
Питие врачебное есть выговор огорчающий, но скоро врачующий болезнь.
Кровопускание есть скорое извлечение скрытого гноя. Кровопускание есть сильное и жестокое нападение на недугующих для их спасения.
Под губкою разумеются кроткие, тихие и мягкие слова, которыми врач как бы отирает больного после кровопускания или резания.
Прижигание есть определенное наказание, или епитимия, для покаяния человеколюбиво назначаемая на время; а мазь есть предлагаемое больному или приятное слово, или небольшое телесное утешение.
Усыпительное зелие - значит принять на себя бремя послушника и чрез его повиновение подать ему спокойствие, сон бессонный, святую слепоту, чтобы он не видел своих добродетелей.
Перевязки означают расслабляемых и ослабленных тщеславием утверждать и укреплять терпением до самой смерти.
Наконец, нож есть определение и приговор об отсечении от общества члена, умершего душою и согнившего, чтобы он не передал другим своей заразы.
Блаженна у врачей небрезгливость, а в наставниках бесстрастие; ибо те без отвращения смело приступают к врачеванию всякой смердящей раны, а сии могут воскресить всякую умершую душу" (Леств. Сл.к пас. 2:1-11).
Христовы заповеди
Христовыми заповедями являются непрестанная молитва, участие в божественной литургии, трезвение, то есть внимание ума, чистота сердца и так далее.
Делание добродетелей соединяется с исполнением заповедей.
"Цель заповедей Спасителя та, чтобы освободить ум от невоздержания и ненависти" (Св. Максим Исповедник). "Соблюдение заповедей рождает бесстрастие; бесстрастие же души блюдет ведение" (Преп. Фалассий).
Важнейшими заповедями, образующими наше духовное врачевание, являются, как говорится и в тропарях, которые мы поем в церкви, "пост, бдение, молитва".
ПОСТ: Милостыня исцеляет раздражительную часть души, молитва очищает ум, "пост иссушает похоть" (Св. Максим Исповедник.)
"Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение"
БДЕНИЕ: "Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок - враг блуда, сонливый же - друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний.
МОЛИТВА:через молитву в душу человека входит великая благодать. умная молитва - это "тайное священнодействие ума"