Аналализ опыта социальной помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии, в современной России
Позитивные изменения в отношении общества к детям с отклонениями в развитии наметились в 90-е гг. Анализ современного состояния системы социальной помощи в России вскрывает формирование новой философии отношения к людям с отклонениями в развитии, к их гражданским правам, происходящее на фоне сочетания государственного покровительства и общественной благотворительности. Важнейшим принципом современной социальной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. Социальное обслуживание представляет новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер и предполагает поддержку в решении социально-педагогических, психологических, правовых и других проблем. Юридически закреплено появление структур негосударственного сектора: общественных объединений, некоммерческих организаций, что можно расценить как новый этап возрождения благотворительного движения в России.
Несмотря на значительные трудности, связанные прежде всего с социально-экономической нестабильностью и явной декларативностью многих государственных решений в области социальной сферы, в стратегии социальной помощи лицам с нарушениями развития обозначились инновационные направления:
— становление государственно-общественной системы социальной помощи (создание образовательных учреждений и социальных служб как государственного, так и негосударственных секторов);
— совершенствование существующей сети специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневого образования в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
— создание принципиально новых (межведомственных) форм социально-педагогических учреждений (постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных и медико-психолого-социальных центров);
— появление служб ранней диагностики и ранней психолого-педагогической помощи ребенку в условиях семьи;
— апробация опытных моделей интегрированного обучения.
Конкретным примером развития данных направлений является опыт работы социально-реабилитационного центра г. Балахны Нижегородской области по социальному патронажу семей, попавших в кризисные ситуации (одной из таких ситуаций является рождение в семье ребенка с отклонениями в развитии) [62, 51 — 64]. Деятельность данного социально-реабилитационного центра осуществляется в соответствии с Федеральным законом №120, и, следовательно, его целью является: способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства; содействовать укреплению семьи.
В деятельности центра г. Балахны четко определена его структура, основные задачи, принципы, на которых строится проведение мероприятий, главные направления работы; намечены этапы взаимодействия с семьей. В деятельности различных социально-реабилитационных центров выделяются следующие основные этапы работы с семьей:
— Этап 1. Знакомство. Договор с семьей.
— Этап 2. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
— Этап 3. Сбор информации в семье.
— Этап 4. Анализ информации о семье.
— Этап 5. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.
— Этап 6. Выход из семьи.
Наиболее важным направлением, определяющим эффективность социально-педагогической помощи семьям, имеющим ребенка-инвалида, является работа служб ранней диагностики и ранней психолого-педагогической помощи ребенку в условиях семьи. В данном направлении действует Служба ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна «Маленькие ступеньки», находящаяся в г. Москве [1, 69 — 71]. Служба «Маленькие ступеньки» организована родителями детей с синдромом Дауна и специалистами Ассоциации «Даун-синдром». Целью деятельности службы ранней педагогической помощи является поддержка и обучение родителей специальным методам и приемам взаимодействия с ребенком, организации в условиях дома обучающей педагогической среды и способам включения детей и родителей в жизнь общества.
Московская служба действует в рамках программы ранней педагогической помощи, разработанной в Центре специального образования Университета Мак-куэре (Сидней, Австралия). По существу, эта программа — практическое руководство для занятой с ребенком в условиях семьи. Программа может быть адресована также профессионалам: педагогам, врачам, медицинским сестрам и т. д.
. Особое внимание стало уделяться работе с родителями, имеющими ребенка с отклонениями в развитии, т. к. рождение подобного ребенка коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Поэтому очень важной является разработка мер коррекции родительско-детских отношений в связи с наличием у членов семей, в которых воспитывается аномальный ребенок, личностных нарушений. Выстраиванием системы коррекционных мероприятий, учитывающих выявленные особенности личностных нарушений у родителей больных детей, в последнее время занимается работник Московского государственного открытого педагогического университета В.В. Ткачева [56, 3 — 9]. Ею разработаны конкретные методы исправления имеющихся недостатков в родительско-детских взаимоотношениях.
Немаловажным направлением является апробация опытных моделей интегрированного обучения. В русле данной проблемы действует детский центр социальной реабилитации «Эхо» г. Москвы [18, 21 —25]. В настоящее время все активнее рассматривается вопрос о равноправной совместной деятельности ребенка-инвалида с прочими членами общества. Методические подходы, осуществляемые в центре социальной реабилитации «Эхо», имеют в виду развитие у детей с отклонениями в развитии коммуникативных умений и социальных навыков. Происходит это в условиях пребывания ребенка в смешанном детском коллективе, в процессе совместной игровой и творческой деятельности.
Педагог Ю.А. Климова рассматривает теоретические основания социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями. Концептуальное поле включает ряд положений теории систем, семейного стресса и социально-экологической модели.
Теория систем, лежащая в основе формирования семейной терапии, признает взаимозависимость физического, социального, эмоционального факторов в функционировании членов семьи [25, 12 — 21]. Так, изменения в одном компоненте системы сразу же вызывают изменения в других. Поэтому, если объектом изучения и воздействия является семья ребенка с ограниченными возможностями, было бы ошибкой останавливаться на проблемах только самого ребенка. Ведь заболевание или нарушение развития одного из членов семьи влияет на всю семейную систему, что, в свою очередь, оказывает воздействие на каждого в отдельности, в том числе и на ребенка с нарушенным развитием.
В большинстве исследований по проблемам семьи признается необходимость применять для анализа семейной системы концепцию семейного стресса [49, 55]. Семейный стресс трактуется как давление или напряженность внутри семейной системы. Теоретическая модель семейного стресса была разработана Хиллом, который считает, что нарушения эмоциональной сферы вызываются не событием, а тем значением, которое придает событию человек. Поэтому важнейшими задачами социального работника становятся поиск путей мобилизации ресурсов семьи как со стороны, так и изнутри, обучение позитивной интерпретации событий. Рассмотрение семьи в социально-экологическом аспекте было предложено в 1970-е гг. Бронфенбреннером, а в контексте семейного стресса и детской инвалидности это направление в настоящий момент развивается Митчеллом, Бубольцем и Вирен. Речь идет о «тенденции понимания проблем индивида, группы, семьи в контексте отношений с социальным окружением, где одной из важнейших структурных характеристик выступает фактор культуры» [49, 82]. Базовым постулатом выступает то, что семья, будучи первичным социальным окружением, сама погружена в широкий социальный контекст.
Помимо теоретических аспектов социальной работы Ю.А. Климова разрабатывает организационные формы услуг семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями, а также целый спектр ролей в деятельности социального работника [21, 243 -253].
1 сентября 1995 г. в городе Владимире была создана Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет» (АРДИ «Свет»), Это областная «общественная организация, объединяющая родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и всех неравнодушных людей, которые помогают этим детям в развитии, в интеграции в общество, подготовке к взрослой жизни, чтобы в будущем они не стали балластом для общества, в формировании у общества терпимого и милосердного отношения к таким людям, в защите и реализации прав детей с ограниченными возможностями и их родителей» [10,3]. АРДИ «Свет» занимается разработкой специальных программ: «Летние оздоровитель- ,, ные лагеря для детей-инвалидов», «Детский театр», «Иппотерапия и лечебная верховая езда», «Бесплатные юридические консультации и др.».
Деятельность подобной организации оказывает неоценимую помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Благодаря существованию перечисленных инновационных направлений социальной помощи лицам с нарушениями развития и их семьям, становится актуальным вопрос разработки концепции государственно-общественной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии.