Аналализ опыта социальной помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии, в современной России

Позитивные изменения в отношении общества к детям с отклонениями в развитии наметились в 90-е гг. Анализ современного состояния системы социальной помощи в России вскрывает формирование новой фи­лософии отношения к людям с отклонениями в раз­витии, к их гражданским правам, происходящее на фоне сочетания государственного покровительства и общественной благотворительности. Важнейшим прин­ципом современной социальной политики является перенос центра тяжести в системе социальной по­мощи с денежных выплат на оказание прямых соци­альных услуг. Социальное обслуживание представ­ляет новый для нашей страны вид социальной помо­щи, которая носит нематериальный характер и пред­полагает поддержку в решении социально-педагоги­ческих, психологических, правовых и других проблем. Юридически закреплено появление структур него­сударственного сектора: общественных объедине­ний, некоммерческих организаций, что можно рас­ценить как новый этап возрождения благотворитель­ного движения в России.

Несмотря на значительные трудности, связанные прежде всего с социально-экономической нестабиль­ностью и явной декларативностью многих государ­ственных решений в области социальной сферы, в стратегии социальной помощи лицам с нарушения­ми развития обозначились инновационные направ­ления:

— становление государственно-общественной сис­темы социальной помощи (создание образова­тельных учреждений и социальных служб как го­сударственного, так и негосударственных секто­ров);

— совершенствование существующей сети специаль­ных учебно-воспитательных учреждений на осно­ве внедрения вариативности и разноуровневого образования в зависимости от особенностей пси­хофизического развития и индивидуальных воз­можностей ребенка;

— создание принципиально новых (межведомствен­ных) форм социально-педагогических учреждений (постоянно действующих психолого-медико-педа­гогических консультаций, реабилитационных и медико-психолого-социальных центров);

— появление служб ранней диагностики и ранней психолого-педагогической помощи ребенку в ус­ловиях семьи;

— апробация опытных моделей интегрированного обучения.

Конкретным примером развития данных направле­ний является опыт работы социально-реабилитацион­ного центра г. Балахны Нижегородской области по со­циальному патронажу семей, попавших в кризисные ситуации (одной из таких ситуаций является рождение в семье ребенка с отклонениями в развитии) [62, 51 — 64]. Деятельность данного социально-реабилитацион­ного центра осуществляется в соответствии с Феде­ральным законом №120, и, следовательно, его целью является: способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства; со­действовать укреплению семьи.

В деятельности центра г. Балахны четко определе­на его структура, основные задачи, принципы, на ко­торых строится проведение мероприятий, главные направления работы; намечены этапы взаимодействия с семьей. В деятельности различных социально-реаби­литационных центров выделяются следующие основ­ные этапы работы с семьей:

— Этап 1. Знакомство. Договор с семьей.

— Этап 2. Вхождение в семью. Создание и поддержа­ние мотивации к выходу из кризиса.

— Этап 3. Сбор информации в семье.

— Этап 4. Анализ информации о семье.

— Этап 5. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.

— Этап 6. Выход из семьи.

Наиболее важным направлением, определяющим эффективность социально-педагогической помощи семьям, имеющим ребенка-инвалида, является рабо­та служб ранней диагностики и ранней психолого-педагогической помощи ребенку в условиях семьи. В данном направлении действует Служба ранней пе­дагогической помощи детям с синдромом Дауна «Ма­ленькие ступеньки», находящаяся в г. Москве [1, 69 — 71]. Служба «Маленькие ступеньки» организована родителями детей с синдромом Дауна и специалис­тами Ассоциации «Даун-синдром». Целью деятель­ности службы ранней педагогической помощи явля­ется поддержка и обучение родителей специальным методам и приемам взаимодействия с ребенком, орга­низации в условиях дома обучающей педагогической среды и способам включения детей и родителей в жизнь общества.

Московская служба действует в рамках програм­мы ранней педагогической помощи, разработанной в Центре специального образования Университета Мак-куэре (Сидней, Австралия). По существу, эта програм­ма — практическое руководство для занятой с ребен­ком в условиях семьи. Программа может быть адресо­вана также профессионалам: педагогам, врачам, меди­цинским сестрам и т. д.

. Особое внимание стало уделяться работе с родите­лями, имеющими ребенка с отклонениями в развитии, т. к. рождение подобного ребенка коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Поэтому очень важной является разработка мер коррекции родительско-детских отношений в связи с наличием у членов семей, в которых воспитывается аномальный ребенок, личностных нарушений. Выстраиванием системы коррекционных мероприятий, учитывающих выявленные особенности личностных нарушений у родителей больных детей, в последнее время занимает­ся работник Московского государственного открытого педагогического университета В.В. Ткачева [56, 3 — 9]. Ею разработаны конкретные методы исправления имеющихся недостатков в родительско-детских взаи­моотношениях.

Немаловажным направлением является апробация опытных моделей интегрированного обучения. В рус­ле данной проблемы действует детский центр социаль­ной реабилитации «Эхо» г. Москвы [18, 21 —25]. В на­стоящее время все активнее рассматривается вопрос о равноправной совместной деятельности ребенка-инвалида с прочими членами общества. Методические подходы, осуществляемые в центре социальной реа­билитации «Эхо», имеют в виду развитие у детей с отклонениями в развитии коммуникативных умений и социальных навыков. Происходит это в условиях пребывания ребенка в смешанном детском коллекти­ве, в процессе совместной игровой и творческой дея­тельности.

Педагог Ю.А. Климова рассматривает теоретические основания социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями. Концептуаль­ное поле включает ряд положений теории систем, се­мейного стресса и социально-экологической модели.

Теория систем, лежащая в основе формирования семейной терапии, признает взаимозависимость физи­ческого, социального, эмоционального факторов в фун­кционировании членов семьи [25, 12 — 21]. Так, изме­нения в одном компоненте системы сразу же вызыва­ют изменения в других. Поэтому, если объектом изуче­ния и воздействия является семья ребенка с ограни­ченными возможностями, было бы ошибкой останав­ливаться на проблемах только самого ребенка. Ведь заболевание или нарушение развития одного из чле­нов семьи влияет на всю семейную систему, что, в свою очередь, оказывает воздействие на каждого в отдельности, в том числе и на ребенка с нарушенным развитием.

В большинстве исследований по проблемам семьи признается необходимость применять для анализа семейной системы концепцию семейного стресса [49, 55]. Семейный стресс трактуется как давление или напряженность внутри семейной системы. Тео­ретическая модель семейного стресса была разрабо­тана Хиллом, который считает, что нарушения эмо­циональной сферы вызываются не событием, а тем значением, которое придает событию человек. Поэто­му важнейшими задачами социального работника становятся поиск путей мобилизации ресурсов семьи как со стороны, так и изнутри, обучение позитивной интерпретации событий. Рассмотрение семьи в со­циально-экологическом аспекте было предложено в 1970-е гг. Бронфенбреннером, а в контексте семей­ного стресса и детской инвалидности это направле­ние в настоящий момент развивается Митчеллом, Бубольцем и Вирен. Речь идет о «тенденции понима­ния проблем индивида, группы, семьи в контексте отношений с социальным окружением, где одной из важнейших структурных характеристик выступает фактор культуры» [49, 82]. Базовым постулатом вы­ступает то, что семья, будучи первичным социальным окружением, сама погружена в широкий социальный контекст.

Помимо теоретических аспектов социальной рабо­ты Ю.А. Климова разрабатывает организационные формы услуг семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями, а также целый спектр ролей в деятельности социального работника [21, 243 -253].

1 сентября 1995 г. в городе Владимире была созда­на Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет» (АРДИ «Свет»), Это областная «общественная органи­зация, объединяющая родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и всех неравнодуш­ных людей, которые помогают этим детям в развитии, в интеграции в общество, подготовке к взрослой жиз­ни, чтобы в будущем они не стали балластом для обще­ства, в формировании у общества терпимого и мило­сердного отношения к таким людям, в защите и реали­зации прав детей с ограниченными возможностями и их родителей» [10,3]. АРДИ «Свет» занимается разра­боткой специальных программ: «Летние оздоровитель- ,, ные лагеря для детей-инвалидов», «Детский театр», «Иппотерапия и лечебная верховая езда», «Бесплатные юридические консультации и др.».

Деятельность подобной организации оказывает неоценимую помощь родителям, воспитывающих де­тей с ограниченными возможностями. Благодаря суще­ствованию перечисленных инновационных направле­ний социальной помощи лицам с нарушениями разви­тия и их семьям, становится актуальным вопрос раз­работки концепции государственно-общественной по­мощи семьям, имеющим детей с отклонениями в раз­витии.

Наши рекомендации