Характер отношения к детскому коллективу (социовалентность)
Год обучения | Число сделанных выборов | |||||
положительных | отрицательных | |||||
1-Й | ||||||
2-й | ||||||
3-й | ||||||
Год обучении | Удовлетворенность в общении | |||||
высокая | средняя | низкая | отсутствуют | |||
1-Й | ||||||
2-Й | ||||||
3-й | ||||||
Основные требования к анализу урока
1. Обоснование правильности выбора темы. Место данного урока в системе уроков по теме.
2. Цели и задачи урока.
3. Эффективность использования оборудования урока (дидактический и раздаточный материалы, наглядные пособия, ТСО, оборудование и использование классной доски).
4. Целесообразность выбора типа урока (степень готовности учащихся).
5. Организационная структура урока (четкость, логичность, последовательность, взаимосвязь частей, организованные формы работы учащихся на уроке, выполнение основных этапов урока).
6. Организация познавательной деятельности па уроке.
7. Реализация общих и специальных дидактических требований к уроку: научность сообщаемых знаний;
Наблюдаемый познавательный процесс с его свойствами | Внешние проявления этих свойств | Как это организуется учителем? | ||||
Осмысленность Точность | 1. Восприятие Ученик выделяет существенное; ответы на соответ-ственные вопросы По точности или ошибкам учеников | Удается ли наглядность, дается ли четкая инструкция к восприятию? | ||||
Обобщенность мышления Логичность мышления | 2. Мышление Легко ли улавливает общее в отдельных фактах, умеет ли выделить главное, придерживается темы, рассуждения? Связь отдельных частей рассуждения, умение их показать и сделать выводы | Насколько четко ставит вопросы? Как учит приемам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению? Насколько обеспечивает самостоятельность мышления (дает готовый ответ, подсказку или самостоятельный поиск решения)? | ||||
Гибкость мышления | Умение подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса темы | |||||
Сосредоточенность Отвлекаемость Устойчивость Распределение Переключение Произвольное запоминание Непроизвольное запоминание Осмысленная Механическая Воспроизведение материала осмысленное Наличие интересов, их активность Отношение к учителю и к учению | 3.Внимание Поглощенность деятельностью. Разговоры, посторонние дела, ответы невпопад. Длительность работы над объектом. Выполняет свою работу и следит за ее выполнением у товарища, доски. Скорость перехода от одного дела к другому 3.Память Цель запоминания Без цели к запоминанию На внутренних смысловых связях На внешних связях Своими словами, своими примерами 5. Мотивация деятельности Поднимает руку, задает вопросы. Часто и подробно высказывается, вносит по правки, дополнения, возра жения. О чем спрашивает, какие примеры приводит и что лучше запоминает? Добросовестен, прилежен, бездеятелен. Занимается посторонними делами. Ре акция па требования учите ля, похвалу, порицание. | Создаются ли установки быть внимательными подчеркивает ли значи мость материала. Четко ли организует деятель ность учащихся на уро ке, насколько она актив на. Насколько разнооб- разны методы работы? Насколько образно, эмоционально, жизненно, логично преподает материал? Насколько активно работает с ним? Как вы деляет главные мысли? Как организует повторение материала (зарисовки, конспекты, свои примеры)? Какими приемами созда ет дополнительные мо тивы: требовательно стью, занимательностью, подчеркиванием важно сти материала, постоян ной опекой и контролем деятельности детей или дисциплинарными методами: суровый тон, наказ, угрозы? Такт учите ля, учет возрастных особенностей учащихся | ||||
доступность знаний (учет возрастных особенностей, потенциальных возможностей);
индивидуальный и дифференцированный подходы;
связь с жизнью;
меж предметные связи;
развитие навыков самоконтроля, самостоятельности;
коррекция речи учащихся;
наглядность (коррекционно-развивающая роль).
8. Оценка деятельности учителя на уроке:
владение материалом;
методическое мастерство (рациональность, распределение времени по этапам урока;
количество учебного материала;
степень его трудности;
эффективность использования методов и приемов обучения (адаптация к познавательным возможностям детей);
контакт с классом (педагогический такт, эрудиция, отношение к детям, учет и оценка знаний, средства общения, характеристика речи учителя (тон, темп и так далее).
9. Оценка деятельности учащихся на уроке:
поведение учащихся на уроке (дисциплина, активность, интерес); степень и характер участия в работе всего коллектива в целом и отдельных учащихся.
10, Работа с учебником и тетрадью:
умение работать самостоятельно;
соблюдение единого орфографического режима.
11. Общая оценка урока (выводы и предложения):
выполнение плана, степень достижения поставленных целей и решение поставленных задач урока;
наиболее интересные моменты;
замечания и предложения, которые необходимо учесть в системе работы по повышению эффективности урока.
Приложение 4
Физкультурные минутки
Одна из форм двигательной активности - физкультурные минутки: небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Особенно важно проводить их в начальных классах и на каждом уроке, так как дети быстро утомляются, отвлекаются, их внимание ослабевает.
Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956) [31, с. 160].
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирую-щей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных (художественно-творческих) потребностей и способов их удовлетворения [2, с. 26].
Благодаря такому терапевтическому и коррекцион-ному воздействию арт-терапия достаточно успешно применяется при коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта, она дает детям возможность выразить свои переживания и эмоции через творческую деятельность, т. к. часто они не могут выразить все, что чувствуют, с помощью слов. Анализируя продукты творческой деятельности этих детей, взрослый определяет, какой вид помощи необходимо оказать ребенку, чтобы помочь ему избавиться от негативных переживаний, выплеснуть свои эмоции, не навредив окружающим. Освобождаясь от агрессии, ребенок прежде всего начинает понимать себя, учиться строить отношения с окружающими.
Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов коррекции.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование
МЕТОДЫ [ШШЕРДПИН Ка К СРЕДСТВА НСИШВГКЧЕЕШ корРЕкЦиИ ДЕТЕЙ
этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.