Сбор первичной научной информации, ее фиксация и хранение
Каждый человек индивидуально неповторим. Для творческой деятельности очень важны такие свойства личности, как воображение, интуиция, умственная активность, а также способность к самонаблюдению и самооценке. Без осознания структуры своих умений и навыков, базирующихся на опыте решения тех или иных проблем, творчество невозможно.
Работа по накоплению научных фактов по избранной теме всегда многоаспектна. Здесь и глубокое изучение опубликованных материалов, ознакомление с архивами и ведомственными данными, получение разного рода консультаций и, разумеется, анализ и обобщение собственных научных результатов.
Накопление такой предварительной информации - не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной энергии, настойчивости и творческой страсти. Ученый похож на строителя сложного и оригинального сооружения. Бережно и любовно он собирает нужные строительные материалы, все складывается в строгом и определенном порядке. Не беда, если материалы собраны в некотором избытке, лишь бы не было в них недостатка. Совершенно не обязательно все накопленные фактические данные использовать в диссертации.
При сборе первичной информации очень полезно развивать свою память. Для ее лучшего запоминания разработано много различных приемов и способов. Первое условие хорошего запоминания - это сосредоточение внимания на объекте. Если внимание сконцентрировано на характерных особенностях объекта, то запоминание их происходит почти в 10 раз быстрее и надежнее, чем при рассеянном внимании. Конечно, нет необходимости держать в памяти повседневно всю ту массу информации, с которой диссертанту приходится иметь дело. Многое из такой полезной информации можно сохранить, не перегружая свою память. Техника ее сохранения сравнительно проста. Для этой цели используются:
1. Алфавитный словарик фамилий, адресов, телефонов и т.п.;
2. Блокнот для черновых записей разного рода;
3. Еженедельник или вкладыши в записную книжку для срочных записей, облегчающих их быстрое нахождение и использование;
4. Карточки, образующие картотеку;
5. Полевая записная книжка для экспедиционных условий;
6. Альбом для зарисовки с натуры;
7. Компьютер.
Собранную первичную научную информацию следует регистрировать. Формы ее регистрации различны. Это могут быть:
1. Записи самого различного характера, в том числе выписки из протоколов опытов, заседаний кафедры (лаборатории), наблюдений в лабораторных журналах, историях болезней и т.п.;
2. Оформление новой информации на специальных бланках, анкетах, статистических и других карточках, образующих в конечном результате тематическую картотеку, а также на электронных носителях;
3. Фиксация различного рода звуковых сигналов (природных шумов, голосов животных, пения птиц и т.п.) на магнитных лентах, видесъемках или других видах звукозаписи;
4. Регистрация научной информации методами фотографии, видеозаписи, рентгенографии, осциллографии, прием сигналов различных датчиков и регистрация их самописцами;
5. Графики, рисунки, схемы и другие графические материалы;
6. Расчеты, выполненные с помощью машинной техники;
7. Научные отчеты;
8. Материалы консультаций и отзывы специалистов по научным результатам;
9. Выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.).
Записи ценных мыслей, пришедших как бы неожиданно, рекомендуется делать, не откладывая. Иначе, как это часто бывает, мысли эти забываются, и воспроизвести их потом трудно. Мудрая поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». Чтобы день был плодотворным, к нему нужно мысленно подготовиться еще накануне: сформулировать проблемы и наметить возможные пути их решения. Так наше «бессознательное творчество» получит задание и будет работать, пока мы спим. В результате уже утром мы, возможно, получим достаточно четкую программу действий. То есть, после напряженной творческой работы отдохнувший после сна мозг, нередко «выдает» неожиданный результат. Полезно всегда иметь «под рукой» бумагу и карандаш, особенно утром. Лучше всего для этой цели использовать компьютер.
Еще на ранней стадии организации научного исследования представляется необходимым выбрать наиболее приемлемую системухранения первичной документации. Это поможет сберечь в дальнейшем много времени и облегчить пользование такого рода материалами.
Выписки и другие подобного рода материалы обычно хранят в обычных канцелярских папках или конвертах большого формата, а библиографические карточки - в деревянных или картонных ящиках (так было раньше). Сейчас – в компьютере, а копии держать на резервных флэшдисках.
Тематические разделы такого «личного архива» индивидуально различны. Вот один из таких вариантов:
1. Выписки из литературных и ведомственных источников по теме и списки литературы;
2. Ксерокопии опубликованных статей, тезисов, рефератов, научных докладов и сообщений;
3. Деловая переписка по отдельным вопросам темы;
4. Записи результатов экспериментальных и других исследований;
иллюстрации (технические рисунки, фотографии, чертежи, схемы, эскизы и т.п.);
5. Первые варианты обобщений научных материалов (черновые рукописи, сводные таблицы расчетов, выводы, предложения), а также отзывы по ним специалистов.
Отдельным папкам следует давать тематические названия и делать на них замечания справочного характера.
Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. При этом особую роль играет классификация, без которой невозможны научное построение или вывод.
Классификация дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. Она является одной из центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования.
Процесс сбора, фиксации, хранения и классификации первичной научной информации желательно завершить написанием целостного обзорного текста, обобщающего и систематизирующего такую информацию.