Вопрос 2. Условия истинности сложных суждений
- четыре способа сочетания конъюнктивных суждений в зависимости от их истинности (ложности);
- условие истинности конъюнкции (если оба простых суждения, входящие в её состав являются истинными);
- условия ложности конъюнкции (если ложны оба простых суждения, образующие конъюнкцию или одно из них);
- условия истинности дизъюнкции :
а) слабая дизъюнкция истинна в тех случаях, когда истинно по крайней мере одно из составляющих её суждений (или оба вместе);
б) слабая дизъюнкция ложна, когда оба суждения ложны;
в) строгая дизъюнкция истинна лишь тогда, когда одно из составляющих её суждений истинно, а другое ложно.
- условия истинности импликации: импликация истинна во всех случаях, кроме одного, когда основание истинно, а следствие ложно.
- эквивалентное суждение истинно в двух случаях: когда оба составляющих его суждения истинны и когда они оба ложны.
Контрольный опрос.(Проверка теоретических знаний. Может проводиться как в устной, так и в письменной форме).
1. Какое суждение называется сложным?
2. Назовите виды логических союзов и раскройте их значение?
3. Дайте определение конъюнктивному суждению, приведите его структуру.
4. Какое суждение называют дизъюнктивным? Виды дизъюнктивных суждений.
5. Импликативные и эквивалентные суждения: условия их образования, название и значение элементов.
6. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные и эквивалентные суждения были истинными?
Дидактический тренинг (решение задач и упражнений).
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Изучить рекомендованную литературу.
2. Доработать конспект лекций.
3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию.
4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателями.
Литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов – 6-е изд., - М., 2011. С. 78 -103.
2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие – М., 2011. С. 36-55.
Умозаключения как форма мышления.
Непосредственные умозаключения»
Время – 2 часа.
Содержание занятия:
Вопрос 1. Сущность, структура и виды умозаключений
Основания классификации умозаключений:
а) по количеству посылок (непосредственные и опосредственные);
б) по характеру логического вывода (дедуктивные – рассуждения строятся от более общего случая в посылках к менее общему в заключении; индуктивные – от единичных или частных случаев в посылках к общему в заключении; традуктивные – заключение о наличии у предмета определённого признака делается на основании сходства этого предмета с другим в ряде известных признаков);
в) по степени вероятности вывода (необходимые и вероятностные).
Условия, соблюдение которых обеспечивает истинность заключения:
а) посылки должны быть истинными
б) в умозаключении должны быть соблюдены правила логики.
Вопрос 2. Непосредственные умозаключения:
- особенности умозаключений из одной посылки;
- виды непосредственных умозаключений;
- логическая операция превращения, значение двойного отрицания;
- обращение суждений: сущность, значение и виды ( чистое обращение и обращение с ограничением количества суждений );
- логическая операция противопоставления предикату: возможности и ограничения;
- проверка правильности операции противопоставления предикату путём последовательных операций превращения и обращения.
Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может проводится как в устной, так и в письменной форме).
1. Дайте определение понятию «умозаключение»'.
2. Приведите пример умозаключения и охарактеризуйте элементы его структуры.
3. Классифицируйте умозаключение по каждому из возможных оснований.
4. Непосредственные умозаключения: сущность и виды (дать определение каждому виду).
Дидактический тренинг (решение задач и упражнений).
Задание для подготовки к практическому занятию:
1. Изучить рекомендованную литературу.
2. Доработать конспект лекций.
3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию.
4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателем.
Литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов – 6-е изд., - М., 2011. С. 104-125.
2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М., 2011. С. 48-67.