Тема 1. Высказывания (Суждения)
1. Простые суждения: определение их вида через логическую структуру, количественно-качественные характеристики, распределенность терминов.
2. Сложные суждения: символическая запись их логических форм на языке логики высказываний. Определение истинностных значений сложных суждений табличным способом.
3. Отношения между суждениями по их истинностным значениям. Анализ суждений оппонентов в практике рассуждений: для простых суждений – с помощью «логического квадрата»; для сложных суждений – табличным способом.
4. Перевод суждений, выраженных в естественном языке, на язык логики высказываний и предикатов.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Галенок, В. А. Логика: учеб. пособие / В. А. Галенок. - 3-е изд. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. -171 с.
2. Гетманова, А. Д. Логика: учебник / А. Д. Гетманова. — 14-е изд., стереотип. -М.: Омега-Л, 2009.-415 с.
3. Малыхина, Г. И. Логика: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. И. Малыхина. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2005. - 239 с.
4. Мареев, С. Н. Логика: учебник / С. Н. Мареев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Экзамен, 2009. - 317 с.
Дополнительная:
1. Вольфенгаген, В. Э. Логика. Конспект лекции: техника рассуждений / В. Э. Вольфенгаген. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: АО «ЦентрЮрИнфоР», 2004.-229 с.
СЕМИНАР №2
Тема 2. Силлогические выводы.
1. Определение структуры простого категорического силлогизма. Проверка правильности простых категорических умозаключений по общим правилам и правилам фигур.
2. Анализ правильности умозаключений из сложных суждений на основе выявления их правильных форм.
3. Проверка правильности рассуждений методом таблично построенной логики высказываний. Исчисление высказываний.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Конверский, А. Е. Логика традиционная и современная: учеб. пособие/ А. Е. Конверский.-М.: Идея-Пресс, 2010.-380 с.
2. Курбатов, В. И. Логика. Систематический курс: учебник / В. И. Курбатов.-Ростов н/Д: Феникс,2001.-508, [1] с.
3. Логика и риторика: хрестоматия: учеб. пособие для студентов гуманитар. спец. учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / авт,- сост: В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. -2-е изд., доп. и перераб. -Минск: ТетраСистемс, 2007. - 735 с.
4. Малыхина, Г. И. Логика: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. И. Малыхина. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2005. - 239 с.
Дополнительная:
1. Афанасьева, О. В. Логика: учеб. пособие / О. В. Афанасьева. - М.: Проспект: Велби, 2008.-271 с.
2. Белнап, Н. Логика вопросов и ответов / Н. Белнап; пер. с англ. Г. Е. Крейдлина; общ. ред., предисл. и прим. В. А. Смирнова, В. К. Финна. — М.: Прогресс, 1981.-288 с.
3. Берков, В. Ф. Методология науки. Общие вопросы: учеб. пособие / В. Ф. Берков,-Минск: РИВШ, 2009.-396 с.
СЕМИНАР №3
Диалог.
1. Логическая структура доказательства. Виды доказательства и опровержения.
2. Логические правила доказательства и опровержения.
3. Логический анализ рассуждений на доказательную силу. Объяснение ошибок.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Войшвилло, Е. К. Логика: учеб. для вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. - М.: Владос-пресс, 2001. - 527 с.
2. Галенок, В. А. Логика: учеб. пособие / В. А. Галенок. - 3-е изд. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. -171 с.
3. Гетманова, А. Д. Логика: учебник / А. Д. Гетманова. — 14-е изд., стереотип. -М.: Омега-Л, 2009.-415 с.
4. Гетманова, А. Д. Логика: словарь и задачник: учеб. пособие для вузов / А. Д. Гетманова. - М.: Гуманитар, изд. центр «Владос», 1998. -334 с.
5. Ивин, А. А. Логика: учеб. для вузов / А. А. Ивин. - М.: Гардарики, 2003.-347 с.
.
Дополнительная:
1. Горский, Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский. -М.: Просвещение, 1991.-208 с.
2. Грядовой, Д. И. Логика: практический курс основ формальной логики: учеб. пособие в кратком изложении и упражнениях / Д. И. Грядовой. - М.: Щит-М., 2004.-255 с.
3. Демидов, И. В. Логика: учебник/И. В. Демидов.-5-е изд., испр.-М.: Дашков и К0,2009. - 345 с.
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов (СУРС)
Целью самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
Самостоятельная работа студентов включает выполнение заданий практического характера и решение логических задач.
СУРС 1
1.1. Правильно ли определение понятия «брокер»?
Брокер – посредник в продвижении товаров от производителя к потребителю.
1.2. Определите отношение между следующими понятиями по объему:
Рыночная политика. Рынок. Регулируемый рынок. Сельскохозяйственный рынок. Базар.
1.3. Правильно ли осуществлено ограничение понятий?
Цена – деньги – выражение стоимости товара – скользящая цена – изменяющаяся цена.
2.1. Подберите понятия соподчиненное понятию «права».
2.2. Определите отношение между следующими понятиями по объему:
Закон. Свод законов. Уголовный кодекс. Конституция Республики Беларусь. Правонарушение. Преступность. Кража. Хищение имущества государства.
СУРС 2.
1.1. Могут ли быть два человека оба не правы, если один из них высказывает
суждение (а), а другой – суждение (б):
(а) Неверно, что весь совокупный объѐм сбережений дойдѐт до инвестиций.
(б) Некоторая часть совокупного объѐма сбережений дойдѐт до инвестиций.
1.2. Дайте эквивалентную и подчиненную форму мысли:
Демонополизация рынка в обозримом будущем не ожидается.
1.3. Решите задачу табличным способом:
Три цеха договорились о порядке утверждения проектов следующим образом:
если цех В не участвует в проекте, то в нем не участвует и цех А;
если цех В участвует в проекте, то в нем участвуют цеха А и С.
Обязан ли при этих условиях цех С участвовать в проекте, когда в нем участвует цех А?
2.1. Равнозначны ли мысли, выраженные суждениями:
не все преступления раскрываются по «горячим следам»;
некоторые преступления не раскрываются по «горячим следам».
2.2. Признав истинной мысль: «Разбой является оконченным преступлением в момент нападения», что Вы можете сказать об истинности (ложности) мысли: «Разбой не является оконченным преступлением в момент нападения».
2.3. Могут быть правы и обвинитель, и защитник, сказав на судебном заседании:
Подсудимый виновен, и у него был сообщник.
Неверно, что если подсудимый виновен, то у него не было сообщника.
СУРС 3.
1.1. Определите фигуру и правильность следующего категорического силлогизма:
Каждый участник долевой собственности имеет право на отчуждение своей
доли собственности другому лицу. Иванов не является участником долевой собственности, так как не имеет права отчуждения своей доли собственности.
1.2. Выполнены ли правила терминов в простом категорическом силлогизме:
В настоящее время правительство реализует антиинфляционную политику,
поэтому оно не должно выходить за пределы установленного денежного лимита при увеличении количества денег для снижения процентных ставок как важнейшего условия антиинфляционной политики.
1.3. Проверьте правильность рассуждения табличным способом:
Если цены возрастут, то политическая ситуация обострится, а если не возрастут, то увеличится дефицит. Допустить обострение политической ситуации нельзя. Значит, увеличится дефицит.
2.1. В ходе расследования различных преступлений имели место различные выводы. Правильны ли они?
· Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин Н не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.
· Доверенность, в которой не указана дата еѐ совершения, недействительна. В данной доверенности указана дата еѐ совершения. Следовательно, данная доверенность действительна.
2.2. По виду логической формы проверьте правильность умозаключения:
Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских
показаний вызывает сомнения. Но объективность свидетельских показаний не вызывает сомнения, значит приговор должен быть оставлен в силе.
2.3. Проверьте правильность рассуждения табличным способом.
· Если разбивается витрина, то включается звуковая сигнализация и поступает сигнал в милицию.
· Если сигнал в милицию не поступает, то не включается и звуковая сигнализация. Значит, звуковая сигнализация включается только вместе с поступлением сигнала в милицию.
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Соблюдаются ли элементарные законы логики в рассуждении, если нет, какой закон нарушается? «Свободный доступ к материальным и нематериальным ресурсам означает, что они – ничьи, что они не принадлежат никому или, то же самое, - всем. Такие ресурсы не составляют объекта собственности»?
1) Соблюдены все элементарные законы логики.
2) Нарушен закон тождества.
3) Нарушен закон непротиворечивости.
4) Нарушен закон исключенного третьего.
2. Установите, какие из следующих предложений являются высказываниями?
1) Предложение и спрос идентично взаимодействуют на всех видах рынка.
2) Зрелое яблоко.
3) Осторожно, двери закрываются!
4) Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать.
5) Х + У = Z.
6) Кто сегодня дежурный по аудитории?
7) «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В.Гоголь)
3. Какой фигуре силлогизма соответствует данное рассуждение: «Все скульпторы – представители искусства, следовательно, некоторые европейцы - представители искусства, так как некоторые скульпторы – европейцы»?
1) I фигуре простого категорического силлогизма;
2) II фигуре простого категорического силлогизма;
3) III фигуре простого категорического силлогизма;
4) это не простой категорический силлогизм;
5) IV фигуре простого категорического силлогизма.
4. Предмет атрибутивного высказывания называется:
1) сущностью;
2) смыслом;
3) силлогизмом;
4) связкой;
5) предикатом;
6) субъектом.
5. Субъект и предикат находятся в отношении пересечения в высказывании (-ях):
1) Среди переводчиков встречаются жители Западной Европы.
2) Некоторые равнобедренные треугольники являются прямоугольными.
3) Большинство млекопитающих не живут в морских глубинах.
4) Некоторые студенты усердно конспектируют первоисточники.
5) Некоторые птицы не являются воробьями.
6. Укажите, в каких случаях произведено аналитическое деление имени:
1) сутки делятся на утро, день, вечер, ночь;
2) газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные;
3) геометрические фигуры подразделяются на прямоугольные и непрямоугольные;
6) балет состоял из 3 актов;
7) Земной шар делится на Западное и Восточное полушария;
8) учащиеся делятся на успевающих и неуспевающих;
7.Установите вид отношений между парами имён (С – совместимы; Н – несовместимы):
1) физик – скрипач;
2) пароход – судно;
3) известный востоковед - неунывающий рыболов;
4) грек – Аристотель;
5) ливень – град;
6) рыба, которая обитает в некоторых океанах, - рыба, о которой не известно, где она обитает;
7) во всех случаях имена совместимы;
8) нет ни одного случая совместимости имен.
8. Установите, в каких случаях произведена операция обобщения имени правильно.
1) сангвиник, активный человек;
2) М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита»;
3) Баренцево море, море, Северный Ледовитый океан;
4) Луна, спутник Земли, спутник;
5) Малая Медведица, созвездие;
6) шкаф, предмет мебели;
7) сосна, растение, тайга;
8) Сатурн, планета, Солнечная система;
9) парус, парусник, парусный флот.
9. Как можно определить вид имени «избирательная система»?
1) Единичное и конкретное.
2) Единичное и абстрактное.
3) Общее и конкретное.
4) Пустое - П и конкретное.
5) Общее и абстрактное.
10. Выберите правильный ответ к задаче и объясните её решение: соотношение объемов имен «1. социальная проблема; 2. преступление; 3. кража; 4. преступность» отражено на схеме.
1) А
2) Б
3) В
4) Г
5) ни на одной из схем отношения не отражены
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Задание 1. Установите графически (круговые схемы Эйлера) отношения между именами.
(1) А – государственный ВУЗ
В – ВУЗ, где есть платная форма обучения
С – негосударственный ВУЗ
D ‑ юридический факультет.
Из представленных имен А, В, С, D являются общими по объему (указывают на множество предметов с более чем одним элементом). Все имена являются сравнимыми, так как по содержанию они обладают хотя бы одним общим признаком (элементы системы образования).
Данная схема отношений читается следующим образом:
Ни один государственный ВУЗ не является негосударственным. Ни один негосударственный ВУЗ не является государственным. В сумме элементы объемов А+С = ВУЗ (А и С – отношения противоречия).
Некоторые вузы (как гос., так и негос.) являются вузами с платной формой обучения (отношения подчинения с В) ‑ любой ВУЗ с платной формой обучения может быть государственным или негосударственным. Каждый ВУЗ с платной формой обучения является видом ВУЗа. Ни один юридический факультет не является ВУЗом.
(2) А - огнестрельное оружие
В- орудие преступления
С - финский нож
D - пистолет (огнестрельный).
Из представленных имен А, В, С, D являются общими по объему (указывают на множество предметов с более чем одним элементом). Все имена являются сравнимыми, так как по содержанию они обладают хотя бы одним общим признаком.
Имена А и В находятся в отношении пересечения («Среди огнестрельного оружия встречаются орудия преступления»). В и С также находятся в отношении пересечения («Некоторые орудия преступления являются финскими ножами»). В отношении подчинения с именем А находится имя D («Любой огнестрельный пистолет является видом огнестрельного оружия, но не наоборот»). Объемы имён А и D находятся в отношении несовместимости с объемом имени С, так как предметы, которые составляют их объём, не содержат одних и тех же элементов («Ни один огнестрельный пистолет не является финским ножом», «Ни один вид огнестрельного оружия не является финским ножом»).
(3) А – соседнее с Беларусью государство,
В – государство-член СНГ,
С – бывшая советская республика.
Имена являются сравнимыми, так как они имеют общие признаки, а также являются совместимыми, так как есть одинаковые предметы, которые они обозначают (например, Россия, Украина – соседние с Беларусью государства, члены СНГ, бывшие советские республики).
Объемы имен (предметы, которые обозначают имена) А и В не тождественны (не обозначают одну и ту же группу предметов) и не подчинены друг другу, так как не все государства-члены СНГ являются соседними с Беларусью государствами, эти имена находятся в отношении пересечения, т.е. некоторые соседние с Беларусью государства являются государствами-членами СНГ, и наоборот, некоторые государства-члены СНГ соседствуют с Беларусью (например, Россия).
Объем имени С (родовое имя) подчиняет объем имени В (видовое имя), т.е. любое государство-член СНГ является (видом) бывшей советской республикой, но не наоборот, не любая бывшая советская республика является государством-членом СНГ (например, прибалтийские государства).
Объемы имен С и А находятся в отношении пересечения, так как некоторые соседние с Беларусью государства – бывшие советские республики, а некоторые бывшие советские республики соседствуют с Беларусью.
Задание 2. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах и, если - нет, какие ошибки допущены:
(1) Республика (Dfd) ‑ форма государства, которым управляет президент, а не монарх (Dfn).
В данном примере Dfd и Dfn по значению не тождественны, т.е. определяемое имя – республика (Dfd) не обозначает предметы, выраженные в определяемой части (Dfn).
Данное определение не сообщает существенных признаков республики, потому что является отрицательным (управляет не монарх).
Нарушается правило соразмерности, в котором говорится о том, что по объему определяемое имя и определяемая часть должны совпадать. Ошибка, которая допускается в примере при нарушении данного правила, называется «слишком узкое определение» (например, республику также может характеризовать парламентское управление).
Возможен такой вариант определения:
Республика – форма правление, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются всеобщим голосованием, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.
(2) Пирамида (Dfd) – строение пирамидальной формы, созданная фараонами для своего прославления (Dfn).
В этом определении можно выявить ошибки, связанные с нарушением ряда правил. Один из элементов определяющей части (Dfn) не несет новой информации об определяемом имени Dfd («пирамида»). Нарушается правило запрета круга в определении. Это связано с тем, что выражение «пирамидальный» является однокоренным с определяемым именем «пирамида». Допущенная ошибка называется «тавтология». Объемы определяемого имени и определяемой части не находятся в отношении равнообъемности согласно правилу соразмерности (адекватности по объему). Так, не любая пирамида – строение, прославляющее фараона. Допущенная ошибка называется «слишком узкое определение».
(3) Кража (Dfd) – вид преступления, не связанный с открытым насильственным присвоением имущества (Dfn).
В данном примере раскрываются признаки, присущие краже, но сделано это неправильно. Ошибки: в определяющей части не должно быть отрицания (не связанный с …); не указаны признаки, характеризующие кражу как тайное хищение имущества; признаки кражи раскрываются через отрицание признаков, характеризующих грабеж; определение можно рассмотреть как слишком широкое – объем определяемого имени «кража» шире, чем определяющая часть (преступления, не связанные с открытым насильственным…).
Задание 3. Правильно ли проведена логическая операция деления? Если деление неправильное, указать, какие требования нарушены.
Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.
В структуре данного деления делимое имя (А) – преступления, полученные в результате операции деления видовые имена – результаты деления – умышленные (А1), неосторожные (А2) и должностные (А3).
Данное деление содержит нарушение нескольких правил: нарушено правило о делении по одному основанию (разные признаки: наличие умысла и отношение совершившего преступление к какой-либо организации); нарушено правило, в котором члены деления должны исключать друг друга – умышленные и должностные преступления пересекаются, в своих объемах имеют общие элементы.
Задание 4. Ограничить объемы имен:
Терроризм (род) – терроризм на Ближнем Востоке (вид).
Автор романа «Мастер и Маргарита» - ограничить невозможно, это единичное имя.
Допрос (род) – допрос по делу о подделке документов (вид).
В первом и последнем из приведенных примеров произведено ограничение объема родового имени, т.е. осуществлен переход от имени с большим объемом и меньшим количеством признаков (содержанием) к имени с меньшим объемом и более богатым содержанием.
Задание 5. В каких отношениях находятся следующие высказывания? Приняв первое выражение за истинное, что можно сказать о логическом значении второго?
Чистосердечное признание является обстоятельством, смягчающим ответственность (SаР) – Чистосердечное признание не является обстоятельством, смягчающим ответственность(SеР).
Высказывания находятся вотношении противоположности, значит, они, согласно определению, могут быть одновременно истинными, но не одновременно ложными. Если высказывание SаР истинное, следовательно, высказывание, противоположное ему (SеР) будет неопределенным по значению (истинным либо ложным).
Задание 6. Записать данное высказывание в символической форме (на языке логики высказываний) и с помощью построения таблицы истинности определить, соответствует ли оно логическому закону:
Преступником может быть назван тот, и только тот, чья вина доказана судом, следовательно, если чья-либо вина доказана судом (q), он может быть назван преступником (р), и, если кто-либо назван преступником (р), то вина его доказана судом (q).
Составим логическую форму данного рассуждения. Его составляют следующие элементы: р – простое высказывание (т.к. неделимо на более элементарные высказывания) – человек называется преступником; q ‑ простое высказывание – его вина доказана судом.
Первая часть рассуждения представлена схемой ‑ p « q – символическая форма преступником может быть назван тот, и только тот, чья вина доказана судом – эквиваленция. Другая часть представлена схемой ‑ q ® p если чья-либо вина доказана судом (q), то он может быть назван преступником (р) – импликация. Следующая часть принимает вид ‑ p ® q если кто-либо назван преступником (р), то вина его доказана судом (q) – импликация. Между собой соответствующие высказывания связаны союзом «и», что соответствует конъюнкции - (q ® p) Ù (p ® q). Целиком логическая форма рассуждения принимает вид:
(p « q) ® ((q ® p) Ù (p ® q))
А С В1 В В2
р | q | (p « q) | (q ® p) | Ù | (p ® q) | ® | ||||
И | И | И | И | И | И | И | ||||
И | Л | Л | И | Л | Л | И | ||||
Л | И | Л | Л | Л | И | И | ||||
Л | Л | И | И | И | И | И | ||||
А | В1 | В | В2 | С | ||||||
С помощью таблицы истинности можно установить, является ли логическая форма законом логики (т.е. является ли и рассуждение по этой форме построенное правильным) или нет.
Логический закон ‑ это логическая форма, которая преобразуется в истинное высказывание при любой замене переменных на простые высказывания. Так как в таблице истинности основной результат (С) представлен только истинными по значению высказываниями, значит, рассуждение является правильным, соответствующая ему схема является логическим законом.
Задание 7. Восстановите данную энтимему (сделайте заключение из данных посылок) и проверьте всеми способами правильность восстановленной энтимемы:
Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, совершают преступление. Гражданин К. изготовлением и сбытом наркотиков не занимался.
М Р
S М
В данной энтимеме пропущено заключение, делаем вывод из посылок
Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, (М+) совершают преступление (Р-).
Гражданин К. (S+) изготовлением и сбытом наркотиков не занимался (М+).
Гражданин К. (S+) не может быть привлечен к уголовной ответственности (Р+)
ПКС построен по первой фигуре, нарушено правило меньшей посылки, которая должна быть утвердительной.
Крайний термин (Р) нераспределенный в посылках, распределен в заключении – нарушено третье правило терминов. Значит, вывод неправильный.
Если рассмотреть отношения между терминами ПКС, то графическая схема демонстрирует неоднозначное положение меньшего термина (S), следовательно, и способ проверки силлогизма с помощью круговых схем Эйлера подтверждает неправильность рассуждения.
Задание 8. Является ли правильным рассуждение «Все столицы обозначены на картах, значит, село не обозначено на карте, так как оно не является столицей». Обоснуйте свой ответ, используя общие правила ПКС и правила фигур.
При разборе силлогизма определяются структурные элементы – термины и посылки. Рекомендуется начинать анализ рассуждения с определения заключения. В данном примере ПКС заключение (в форме атрибутивного высказывания общеотрицательного вида) расположено после слова «значит». С учетом структурных элементов силлогизма, устанавливаем его термины, представив рассуждение в стандартной форме (т.е. над чертой выписываем посылки, под чертой ‑ заключение).
СХЕМА ПКС (простой категорический силлогизм) | |
М | Средний термин ‑ общий термин, находится в обеих посылках и отсутствует в заключении |
S | Субъект заключения называется меньшим термином. |
P | Предикатзаключения ‑ больший термин. |
Посылка, в которой находится меньший термин (S) МЕНЬШАЯ ПОСЫЛКА | |
Посылка, в которой находится больший термин (P) БОЛЬШАЯ ПОСЫЛКА |
Все столицы(M) обозначены на картах (P) (большая посылка)
Село (S) не столица(M) (меньшая посылка)
Село (S) не обозначено на картах (P).
ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА СИЛЛОГИЗМА
Все MявляютсяP М +а Р-(общеутвердительное высказывание)
S не является MS +е М+ (общеотрицательное высказывание)
S не является P. S+е Р+ (общеотрицательное высказывание)
М + ‑ говорится обо всех предметах, названных столицами.
S + ‑ говорится обо всех селах.
Р- ‑ предикат нераспределен, так как не обо всех предметах, обозначенных на карте говорится в посылке.
Р+ ‑ предикат распределен в заключении, т.е. говорится обо всех предметах, которые он называет.
По общим правилам простого категорического силлогизма (ПКС) допущена ошибка – «незаконное расширение большего термина (предиката)».
Фигура ПКС определяется с учетом месторасположения среднего термина (М). В примере допущено нарушение, меньшая посылка не утвердительная, а отрицательная.
Так как есть нарушения общих правил и правил фигуры, то данный силлогизм является неправильным.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ
1. В каком логическом смысле употребляется грамматический союз «и» в следующих высказываниях В каком логическом смысле целесообразно его истолковать?
1) «Свобода торговли и промышленности гарантируется на всей территории Конфедерации».
2) «Запрещается открывать и содержать игорные дома» (из Конституции Швейцарской Конфедерации).
2. Сравните следующие положения. Какой формулировке вы отдадите предпочтение? Почему?
1) Собственность может быть государственной и частной.
2) Собственность может быть государственной или частной.
3. Верно ли, что:
1) «Кто плохо говорит, тот плохо думает, следовательно, кто плохо думает, тот плохо говорит»?
2) Если ясно мыслишь, то ясно излагаешь, следовательно, если неясно мыслишь, то неясно излагаешь.
3) Если явление не очевидно, то оно сомнительно, однако явление очевидно, значит, оно не вызывает сомнения.
4) Если он не знает законов, то он не может поступить правильно, следовательно, когда он может поступить правильно, тогда он знает законы.
5) Неверно, что он систематически готовился к занятиям, однако не может решить эту задачу, из чего следует, что если он может решить эту задачу, то явно систематически готовился к занятиям.
Обоснуйте свой ответ с помощью таблицы истинности.
4. Сохранится ли логическое значение высказывания «Рентабельность увеличивается путем повышения производительности труда или снижения себестоимости продукции», если его заменить высказыванием «Неверно, что рентабельность не увеличивается путем снижения себестоимости продукции и не увеличивается путем повышения производительности труда»?
5. Проверьте правильность следующего рассуждения: “Если подсудимый не виновен, то его оправдывают. Следовательно, если подсудимый виновен, то его не оправдывают”.
6. Означает ли высказывание «Кто не рискует, тот не пьет шампанское» то же, что и:
1) Кто рискует, тот пьет шампанское;
2) Кто пьет шампанское, тот рискует;
3) Кто не пьет шампанское, тот не рискует.
7. Дайте логический анализ следующего высказывания: «Белорусская «проблема идентичности», безусловно, уникальна и в то же время характерна не только для Беларуси».
8. Какие элементарные законы логики нарушены в следующих примерах?
(1) «И, может быть, я завтра умру!… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то, и другое будет ложно». (М.Ю.Лермонтов).
(2) «Б. говорил, что когда к нему пришел раненый П., он был дома. А согласно показаниям П., Б. тогда дома не было, и он пришел откуда-то позже».
(3) «Как же вы будете снимать (фотографировать)? Здесь нужна большая выдержка?» (М.Кольцов).
(4) «Если вы говорите, что у Шульца есть собака, а Генри говорит, что у него нет собаки, значит, кто-то из вас говорит неправду» (из к/ф «Летучая мышь»).
(5) Учащиеся прослушали разъяснения преподавателя.
ЛОГИКА ИМЕН
9. Какие из следующих имен являются единичными, общими, нулевыми (пустыми).
(1) источник права;
(2) столица Республики Беларусь;
(3) рейтинг телевизионных программ;
(4) швейцарский королевский флот;
(5) анкета;
(6) директор столичного предприятия;
(7) основатель кибернетики;
(8) президент СССР;
(9) частная коллекция картин.
10. Графически изобразите между следующими именами с помощью круговых схем Эйлера:
(1) законность, беззаконие, закон, проект закона, закон о выборах;
(2) банда, главарь банды, бандит, преступная группа;
(3) государство, столица государства, европейская столица, Токио;
(4) крупное яблоко, мелкое яблоко, зеленое яблоко /неспелое/, спелый фрукт;
(5) самый крупный промышленный центр Беларуси; самый крупный населенный пункт Беларуси; город с населением более 1 млн. человек.
(6) огнестрельное оружие, пистолет (огнестрельный), орудие преступления, финский нож.
11. В каких из следующих случаев имеет место логическая операция обобщения имени.
(1) статья конституции – конституция;
(2) Юго-Восточная Азия – Азия;
(3) гвоздика – букет гвоздик;
(4) предоставление доклада – предоставление сообщения;
(5) диалог - вербальная коммуникация;
12. Обобщите и ограничьте следующие имена:
1) автор романа «Война и мир»;
2) участник хозяйственного договора;
3) пожарная команда;
4) Южная Америка.
13. Охарактеризуйте следующие определения имен:
(1) Устав – свод правил, регулирующих деятельность общественной организации.
(2) «Человек – это мыслящий тростник» (Паскаль).
(3) Газета – периодическое издание в виде больших листов бумаги, освещающее события политической жизни.
(4) Инфляция – это болезнь экономики.
(5) Дезертир – человек, который не явился на военную службу по призыву с целью отклониться от неё.
(6) Нормативный акт – правовой акт государства, в котором содержатся предписания – нормы права, регулирующие административные отношения.
(7) Если похищение совершено ночью, то мы называем это грабежом.
14. В каких из следующих случаев имеет место логическое деление, в каких - аналитическое:
1) Среди образных выражений встречаются поговорки, пословицы, крылатые выражения.
2) Система права подразделяется на гражданское право, административное право, уголовное право.
3) Созвучия бывают гармоничными и дисгармоничными.
4) Диктатура рабовладельцев исторически осуществлялась в разных формах: Древнеегипетская деспотия, Афинская демократия, Римская республика.
5) Социальные революции бывают мирные и немирные.
6) К основным элементам музыки относятся ритм, лад, тем тембр.
7) По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
8) Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.
9) Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
10) Уголовный кодекс делится на Общую и Особенную части.
15. Правильно ли проведена логическая операция деления? Если деление неправильное, указать, какие ошибки допущены.
1) К ценным бумагам относятся акции и чеки.
2) Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим.
3) Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
СИЛЛОГИСТИКА
16. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, используя объединенную классификацию. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем Эйлера.
1) Все преступления - общественно опасные деяния.
2) Большинство студентов отличаются высокой дисциплинированностью.
3) Некоторые архитекторы не знают ни одного логика.
4) Не все продукты являются высококалорийными.
5) А.С.Пушкин – автор романа в стихах «Евгений Онегин».
6) Древние финикийцы основали город Карфаген.
7) Большинство наблюдений подтвердило это предположение.
8) Никто его не любит.
9) Жизнь ‑ это способ существования белковых тел.
10) В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко.
11) Среди диких растений флоры нашей страны есть такие, что представляют большую ценность для медицины.
12) Многие выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.
17. Произведите непосредственные выводы (превращение /обверсия/, обращение /конверсия/, противопоставление предикату /частичная контрапозиция/):
1. Большинство рек являются несудоходными.
2. Всякая былина есть художественное произведение.
18. Установите вид и проверьте правильность следующих непосредственных выводов.
1) Все сангвиники обладают сильной нервной системой, значит, любой обладатель сильной нервной системы есть сангвиник.
2) Некоторые врачи не работают в судебно-следственных органах, следовательно, большинство работающих в судебно-следственных органах не являются врачами.
19. Проанализируйте рассуждения, используя общие правила ПКС и правила фигур:
1) “Все дипломаты ‑ честные люди, ибо ни один честный человек не прибегает к помощи лжи, а некоторые дипломаты прибегают к помощи лжи”.
2) «Лужков и Примаков выступают против приватизации «по Чубайсу». Коммунисты также выступают против приватизации «по Чубайсу». Следовательно, Лужков и Примаков – коммунисты» (Михаил Леонтьев, комментатор ОРТ).
3) “Некоторые существительные не изменяются по падежам, а слово “метро” ‑ существительное. Поэтому слово “метро” не изменяется по падежам”.
20. Даны посылки: «Все необразованные люди поверхностны»