Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов
Обычно различают виды запоминания и воспроизведения взависимости от того, совершаются ли эти процессы при наличии у человека прямой цели запомнить данный материал и его воспроизвести, или же такая цель человеком не ставится. В первом случае принято говорить о произвольном, преднамеренном запоминании и воспроизведении; во втором случае эти процессы обозначаются как непроизвольные и непреднамеренные.
Непреднамеренное запоминание мест расположения предметов
Для выяснения того, как глухие дети непреднамеренно запоминают такие простые отношения, как связи предмета с местом его расположения, Т. В. Розанова провела опыты с глухими и слышащими дошкольниками и учащимися II, IV и VI классов. На планшете перед испытуемым были размещены 16 карточек с изображениями хорошо знакомых предметов (4 ряда по 4 карточки, рис. 12). Карточки были закрыты от глаз испытуемого и показывались ему в определенном порядке, одинаковом для всех испытуемых.
Задачей испытуемого было узнать изображенные на карточках предметы и назвать их. Затем карточки снимали с планшета и показывали испытуемому вновь, по одной. Теперь задачей испытуемого было показать, в каком месте раньше лежала каждая карточка.
/\ | ||
В результате опытов обнаружилось, что все дети довольно хорошо запомнили места расположения карточек с предметами (см. табл. 2).
Однако маленькие глухие дети (6—7 лет) воспроизводили места карточек заметно хуже своих слышащих сверстников (различия между ними были существенны при р = 0,05). В период от дошкольного возраста до второго года обучения в школе точность воспроизведения мест возрастала у детей из обеих сравниваемых групп, причем у глухих больше, чем у слышащих. В результате этого у учащихся II класса уже не наблюдалось различий между глухими и слышащими детьми в точности
Таблица 2
Испытуемые | Воспроизведено в среднем из 16 мест | |||
глухими | слышащими | |||
правильно | рядом с правильным | правильно | рядом с правильным | |
Дошкольники, 6—7 лет Учащиеся И кл., 8—9 лет Учащиеся IV кл., 10—11 лет Учащиеся VI кл., 12—13 лет | 5 10,5 12,4 11,5 | 4 4 4.2 3,2 | 8,7 10,9 12 11,5 | 3 3,8 3 |
воспроизведения мест. Равная успешность запоминания мест была обнаружена у глухих и слышащих детей и более старшего возраста.
Точность образов памяти
Как уже было сказано, существуют мнения о том, что глухие дети по точности запоминания объектов превосходят слышащих. Этот взгляд не подтверждается при экспериментальной проверке. В условиях опытов, аналогичных описанным выше, испытуемому ребенку показывали последовательно изображения 16 предметов с тем, чтобы он назвал эти предметы. Затем испытуемого просили вспомнить, какие предметы он видел. Опыты проводились с глухими и слышащими детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Успешность воспроизведения предметов несколько повышалась с возрастом (в среднем на два воспроизведенных предмета было больше у детей 10 лет, чем у детей 6 лет), но при этом количество воспроизведенных предметов было приблизительно равным у глухих и слышащих.
Представляло интерес также выяснить, насколько точно дети запоминают сами изображения предметов. С этой целью, после того как испытуемый называл, какие предметы он запомнил, ему предлагалось узнать ранее виденные им предметы среди других, с ними сходных. Испытуемому показывали одну за другой 80 карточек с изображениями предметов и просили сказать, какие предметы он видел в первой части опыта. Чтобы при узнавании испытуемый не мог ориентироваться на название предмета, в наборе были карточки (32 штуки) с изображениями тех же предметов, но отличающихся от ранее виденных величиной, формой или цветом. На других 32 карточках были изображены предметы, сходные по назначению или ситуационно близкие предметам основного набора.
В другом варианте опыта карточки показывались не одна за другой, а одновременно по пять карточек с изображениями сходных предметов. Тем самым создавались более легкие условия для правильного узнавания предметов, что подтвердилось в ре-
зультатах опытов. Опыты проводились с глухими и слышащими детьми того же возраста, как и при исследовании запоминания
мест.
Как видно из графика (см. рис. 13), точность узнавания предметов значительно увеличивается в возрастном периоде от 6—7 до 10—11 лет как у глухих, так и у слышащих. Вместе с тем по точности узнавания картинок в условиях их последовательного предъявления глухие намного уступают слышащим. Различия между глухими и слышащими сохраняются во всем возрастном диапазоне от 6—7 до 12—13 лет, хотя и несколько уменьшаются к концу младшего школьного возраста (различия существенны прир = 0,01 и 0,05).
В серии опытов с одновременным показом картинок глухие дети по своим результатам меньше отличались от слышащих, чем в серии с последовательным их показом. При этом к среднему школьному возрасту различия между сравниваемыми группами детей совсем исчезали.
Мы полагаем, что меньшую успешность глухих в серии опытов с последовательным предъявлением картинок можно объяснить следующим. Для того чтобы глухой ребенок мог правильно узнать предметы на картинках, показываемых одна за другой, он должен мысленно представить тот предмет, который он видел ранее, и сопоставить мысленный образ того предмета с предметом, воспринимаемым вновь. При этом необходимо произвольное воспроизведение образа ранее воспринятого предмета, его удержание для мысленного анализа и сопоставления. Можно полагать, что глухие дети испытывают значительные трудности в таком произвольном оперировании образами и что их более низкие результаты, чем у слышащих, объясняются именно этим. Последнее, очевидно, связано с общей замедленностью и своеобразием формирования мысленных действий у глухих детей вследствие особенностей их овладения словесной речью.
3. Преднамеренное запоминание зрительно воспринятого материала
Запоминание предметов
Успешность преднамеренного запоминания зависит от применения рациональных логических приемов запоминания. Эти приемы могут быть подсказаны детям педагогом, а в исследовательских целях — экспериментатором.
Произвольное запоминание предметов исследовалось у глухих детей старшего дошкольного возраста Л. В. Занковым и Д. М. Маянц (1940). В качестве приема для запоминания, предлагавшегося экспериментатором, использовалось попарное предъявление предметов, употребляемых в одной деятельности (например, одновременно показывали мочалку и мыло, картошку и морковь, ложку и вилку, кисточку и краски). Всего для запоминания предлагалось 20 пар предметов. В воспроизведении запомнившихся предметов обнаружились черты как сходства, так и различия между глухими и слышащими детьми.
Глухие дошкольники, так же как и слышащие, стремились воспроизводить предметы парами и воспроизвели предметов не намного меньше, чем слышащие. Глухие дети в большинстве случаев понимали, что предлагаемые им пары предметов употребляются обычно вместе. Поэтому запоминание предметов в парах основывалось на смысловых связях, а не только на пространственно-временных (последние должны были обязательно вырабатываться в силу одновременности показа этих предметов).
Обнаружилось и своеобразие запоминания предметов у глухих. Если слышащие дети обычно вспоминали и называли сразу пару предметов (соответствующую предъявленным), то у глухих обычно между называнием первого и второго предметов была довольно значительная пауза. В заметно большем, чем у
слышащих, числе случаев предметы воспроизводились по одному, без пары.
Показательны были допускаемые детьми ошибки. Как слышащие, так и глухие, воспроизводя вместо второго слова пары другое, обычно называли какой-либо предмет, относящийся к той же деятельности, например после первого члена пары — «ложки» называли не «вилку», а «нож». Тем самым характер ошибок еще раз свидетельствовал о смысловом характере запоминания, однако глухие дети часто допускали замены, менее близкие по значению, чем слышащие.
Таким образом, было установлено, что преднамеренное запоминание предметов у глухих дошкольников протекает в основном так же, как и у слышащих. Оно основывается на установлении смысловых связей между вновь воспринимаемыми предметами и системой уже сложившихся образов. Вместе с тем в запоминании и воспроизведении проявляются особенности сложившихся ранее систем образов, которые несколько различаются у глухих и слышащих детей. У первых эти системы оказываются менее дифференцированными и менее прочными.
Запоминание схематических фигур
Некоторые исследователи, как уже сообщалось ранее, полагают, что запоминание материала, трудного для вербализации, происходит у глухих детей более успешно, чем у слышащих. Такой трудно вербализуемый материал представляют собой различные схематические, так называемые бессмысленные фигуры.
В исследовании Т. В. Розановой (1962) в качестве материала
для запоминания использовались шесть схематических фигур.
Они были сходны между собой: каждая из них образовывалась
непрерывной и незамкнутой линией, имеющей разные повороты
на плоскости. Относительно большим взаимным сходством обла-
.: дали четыре фигуры «с углами» (первая, вторая, четвертая и
\ шестая), а также две «округлых» фигуры (третья и пятая). Сре-
■ ди «угольчатых» фигур похожими друг на друга были первая
■; ,и четвертая, вторая и шестая.
Специально созданная экспериментальная установка позволяла показывать каждую фигуру испытуемому двумя разными способами. При одном способе экспозиции на белом экране перед испытуемыми возникала яркая светло-желтая фигура (образованная линией в 1 см шириной) и оставалась видимой в течение нескольких секунд (9"). Другой способ экспозиции заключался в том, что сначала на экране появлялось яркое желтое пятно величиной в 1 см2. Это пятно двигалось по экрану и своим перемещением как бы прочерчивало ту или иную фигуру. В каждый отдельный момент человек видел лишь небольшое пятно, но траектория движения этого пятна воспринималась как целостная фигура, освещаемая постепенно, последовательно, как будто про-
7 Заказ 1703 97
жектором. Скорость движения пятна была постоянной, а время колебалось при предъявлении разных фигур от 7 до 11 сек (в зависимости от длины линии, образующей фигуру).
Таким образом, при одном способе экспозиции фигура показывалась сразу, одновременно вся целиком, при другом способе сна постепенно, последовательно «рисовалась» на экране. Соответственно этим двум способам экспозиции были проведены две серии опытов: первая серия — с одновременным (симультанным) по-казом всей фигуры, а вторая серия—с 'последовательным (сукцессивяым).
В обеих сериях опытов соблюдался одинаковый порядок показа шести фигур. Они экспонировались одна за другой, всегда в постоянной последовательности с интервалами в 10 сек между фигурами, следующими одна за другой. Фигуры воспроизводились после показа последней, шестой фигуры. Опыты проводились в условиях произвольного, преднамеренного запоминания фигур.
Каждая серия опытов была проведена с глухими и слышащими детьми младшего и старшего школьного возраста. Слышащие дети младшего школьного возраста были учащимися III класса (средний возраст — 9 лет 9 мес), а глухие — тоже учащимися III класса со средним возрастом 10 лет 7 мес. Испытуемыми старшего школьного возраста были слышащие учащиеся IX класса (средний возраст—16 лет 1 мес.) и глухие IX класса (средний возраст— 17 лет).
Результаты воспроизведения фигур — их репродукции — были проанализированы с точки зрения их сходства с воспринятыми образцами. Предварительное рассмотрение полученного материала показало, что целесообразно разделять воспроизведенные фигуры на три группы. Первую группу должны были составить репродукции, имеющие очень близкое сходство с предъявленными образцами; вторую группу — изображения, обладающие сходством с образцами, достаточным для опознания той или иной фигуры; в третью группу следовало относить те репродукции, которые не имели достаточного сходства с какой-либо одной фигурой, а лишь отдаленное сходство с любой из них.
Результаты опытов свидетельствуют о том, что глухие дети младшего школьного возраста запоминали фигуры в условиях сукцесоивного предъявления значительно хуже слышащих детей того же возраста (см. рис. 14). В условиях же симультанного предъявления фигур таких различий между слышащими и глухими детьми не наблюдалось.
Из этого следует, что сукцессивное предъявление фигур создавало какие-то специфические, особые трудности для глухих детей младшего школьного возраста. Можно полагать, что эти трудности были связаны с необходимостью интегрировать, воссоздавать образ фигуры мысленно, без опоры на непосредственное восприятие целой фигуры.
Рис. 14. Репродукции фигур, выполненные глухими и слышащими учащимися III класса.Л — репродукции фигур, показанных движением светового пятна, Б—фигур, предъявленных сразу целиком
К старшему школьному возрасту у глухих детей отмеченные 1 трудности уже преодолевались. Результаты запоминания фигур ■ у старшеклассников были намного более успешными, чем у учащихся младших классов, что свидетельствовало о развитии образной памяти у глухих и слышащих детей, совершающемся в пе-i риод от 9 до 17 лет.
Необходимо остановиться еще на некоторых различиях результатов глухих и слышащих, обнаружившихся в обеих сериях опытов. Имеющееся объективное сходство между фигурами значительно затрудняло запоминание каждой из них, приводило порой к тому, что испытуемый вместо какой-либо определенной фигуры рисовал такую, которая была лишь весьма отдаленно похожа на любую из них. При этом оказалось, что таких репродукций у глухих детей было приблизительно в 2 раза больше, чем у слышащих (в среднем по 2 репродукции у глухих детей младшего школьного возраста и по 1,2 репродукции у старшеклассников; у соответствующих групп слышащих было 1,1 и 0,6 репродукции). Другая отличительная черта глухих испытуемых состояла в том, что они чаще слышащих рисовали репродукции, похожие на предшествующие, и в этих новых репродукциях не содержалось никаких дополнительных, еще не воспроизведенных элементов фигур. Среднее число таких репродукций у глухих детей младшего и старшего школьного возраста соответственно равнялось 1,5 и 1,0; у обеих же групп слышащих детей их было в среднем 0,4, т. е. приблизительно в 3 раза меньше, чем у глухих.
Эти две отмеченные особенности репродукций, выполненных глухими детьми, наблюдались также и в опытах Н. В. Яшковой (1966). В ее исследовании использовалось 8 фигур, вырезанных из картона. Каждая из них была разделена на три части. Фигуры последовательно одну за другой клали перед испытуемым, задача которого состояла в том, чтобы перевернуть фигуру на обратную сторону. После переворачивания всех фигур испытуемого просили нарисовать те фигуры, которые он переворачивал. Испытуемыми были глухие и слышащие дети, учащиеся II и IV класса. Как и в первой серии опытов Т. В. Розановой (с симультанным предъявлением каждой фигуры), в опытах Н. В. Яшковой не обнаружилось каких-либо заметных различий между глухими и слышащими в отношении тех репродукций, которые воспроизводились с близким или достаточным для их опознания сходством с образцами. Но глухие отличались от слышащих по количеству фигур, воспроизведенных с очень далеким -сходством с оригиналами. Глухие в среднем воспроизвели по 2,5 таких фигур, а слышащие только по 1,1 фигуры. У глухих также встречалось немало репродукций, не содержащих никакой новой информации о ранее виденных фигурах по сравнению с уже нарисованными репродукциями (в среднем по 0,7). У слышащих же детей такие репродукции почти отсутствовали (только одна репродукция у одного испытуемого).
Таким образом, при запоминании схематических фигур в условиях «х симультанного предъявления глухие дети младшего и старшего школьного возраста «е отличались от слышащих детей несколько более младшего школьного возраста по количеству фигур, воспроизведенных со сходством, большим или достаточным для опознания воспроизводимого образца. Вместе с тем глухие школьники рисовали большее количество репродукций, мало сходных с каким-либо образцом. Последнее является показателем того, что образы отдельных фигур оказывались у глухих несколько менее дифференцированными и устойчивыми по отношению к взаимным влияниям со стороны сходных образцов, чем у слышащих. Последовательно воспроизводимые, почти тождественные репродукции характеризуют и сам процесс воспроизведения у глухих детей, его отличие от аналогичного процесса у слышащих. Слышащие дети часто начинали рисовать какую-либо репродукцию, проводили одну-две линии, а потом бросали, говорили, что не помнят ее, и принимались за рисование другой. Это-означает, что слышащие дети могли оценивать свои воспроизводимые образы еще до полной их объективизации в рисунках и критически к ним относиться. Для глухих детей такое поведение было менее характерно. Казалось, что они в меньшей степени контролируют свою деятельность по воспроизведению фигур, чем слышащие. Для такого контроля было необходимо опираться на мысленное сопоставление образов фигур. Ведь по условиям опыта испытуемый не видел ранее нарисованных им репродукций, и,
следовательно, чтобы не повторять одинаковых изображений, он должен был отчетливо себе представлять все те, которые он уже нарисовал, и соотносить их с образами, соответствующими вновь рисуемым фигурам.
Осмысливание и вербализация при запоминании фигур
Рассмотрим вопрос о том, как глухие и слышащие дети осмысливали и вербализовали воспринимаемые объекты в описанных выше сериях опытов со схематическими фигурами.
Положительное влияние словесных обозначений, придуманных испытуемыми для фигур во время их запоминания, проявилось в ряде зависимостей.
Все фигуры, получившие словесные обозначения при их запоминании, как правило, воспроизводились. Репродукции словесно обозначенных фигур имели вполне заметное сходство с запоминаемыми образцами. Они обладали обычно либо близким с ними сходством, либо сходством, достаточным для их опознания. У детей более старшего возраста (у старших школьников по сравнению с младшими) наблюдалось большее число словесных обозначений, и они были несколько точнее, чем у младших детей. Это, очевидно, было одной из причин большей успешности запоминания фигур старшими детьми. В репродукциях фигур, обозначенных словесно, снижалось влияние образов других запоминаемых фигур по* сравнению с теми репродукциями, которые словесно не обозначались. Поэтому следует думать, что положительная роль словесных обозначений заключалась, в частности, и в том, что они препятствовали взаимоуподоблению образов сходных фигур.
Вместе с тем наблюдались единичные случаи, когда словесное обозначение фигуры приводило к столь значительному изменению ее образа, что репродукция оказывалась мало похожей на оригинал. Во всех этих случаях фигуры были названы очень неточно, так как предметы, соответствующие словесным обозначениям, значительно отличались от запоминаемых фигур и изменение образов в сторону привычных представлений об этих предметах приводило к потере сходства с запоминаемыми фигурами.
В серии с сукцессивным восприятием фигур роль словесных обозначений оказалась еще более важной. Репродукции фигур более зависели от удачности подбора словесного обозначения, т. е. от того, большее или меньшее сходство имелось между фигурой и привычным представлением о предмете, названием которого фигура была обозначена. Испытуемые чаще пользовались словесными обозначениями фигур при их сукцессивном предъявлении, чем при симультанном. Следует думать, что словесное обозначение фигуры, воспринятой сукцессивно, помогало созданию ее целостного образа и последующему его сохранению.
У глухих детей наблюдались те же зависимости, что и у слышащих, в отношении роли словесных обозначений при запоминании и воспроизведении фигур. Однако глухие дети использовали словесные обозначения реже слышащих, особенно дети младшего школьного возраста.
Помимо словесных обозначений фигур, а иногда и наряду с ними глухие дети пользовались мимико-жестовыми обозначениями. Во всех этих случаях обозначенные фигуры воспроизводились и лучше сохраняли присущее им своеобразие по сравнению с репродукциями других фигур, не обозначенных с помощью жестов, что свидетельствовало о безусловной пользе мимико-жестовых обозначений. Положительное значение мимико-жесто-вых обозначений для запоминания геометрических фигур отмечал А. И. Дьячков (см. главу «Зрительное восприятие»).
Однако в силу того, что жесты далеко не всегда выражали основные свойства и признаки запоминаемых фигур, они вызывали изменения в репродукциях в направлении усиления сходства с жестом, что приводило к уменьшению сходства репродукции с оригиналом.
Глухие дети использовали еще и моторные опоры для запоминания, что гораздо реже наблюдалось у слышащих детей. Они стремились обводить показываемые им фигуры или рисовали их по воздуху сразу после восприятия каждой из них. Моторные опоры, видимо, оказывали некоторую помощь при последующем воспроизведении.
воспроизведения |
4. Особенности отсроченного у глухих детей
Как уже отмечалось выше, глухие, особенно дошкольники и дети младшего школьного возраста, испытывают трудности, когда им нужно произвольно воспроизвести или узнать предметы, отличив их от 'других, с ними сходных. Они затрудняются в мысленном сопоставлении образов предметов, в целенаправленном «поиске» того, что ранее было удержано памятью, в применении специальных приемов, помогающих организовать этот поиск.
Все эти отмеченные особенности глухих становятся еще более отчетливыми, когда требуется воспроизвести что-нибудь уже давно воспринятое, хотя и преднамеренно фиксированное. Как показывают исследования М. М. Нудельмана (1940), зрительные представления глухих детей подвергаются со временем более значительным изменениям, чем это наблюдается у слышащих детей. Опыты проводились с глухими и слышащими учащимися III и IV классов. В качестве материала для запоминания использовались картинки с изображениями дома, ботинка и лесенки, отличающимися от обычных изображений тем, что отдельные детали предметов были несколько увеличены или изменены. Так, на рисунке дома края крыши были опущены ниже, чем у обыч-
ных домов. У «ботинка» был удлинен носок. У «лесенки» был изменен угол наклона ступенек. Задачей испытуемых было рассмотреть предъявленные картинки, чтобы потом нарисовать. Воспроизведение осуществлялось сразу после восприятия картинок, через 6 дней и через месяц. Такой способ позволял проследить, как изменяются представления от непосредственного воспроизведения к отсроченному.
Среди всех репродукций можно было выделить три вида изображений:
1) близко сходные с предъявленными образцами («тождест
венные») ;
2) изображения, в которых еще более усиливалось своеобра
зие предъявленных рисунков («подчеркнутые»);
3) изображения, уподобленные привычным представлениям о
данных предметах («сглаженные»).
Изменения зрительных образов у слышащих детей выражались в том, что первоначально большая часть (75%) репродукций могла быть отнесена к «тождественным» и остальные — к «подчеркнутым». Случаев «сглаживания» у слышащих совсем не наблюдалось. Через 6 дней вдвое увеличилось число «подчеркнутых» репродукций и появилось незначительное количество «сглаженных» (число «тождественных» репродукций соответственно уменьшилось). За период от 6 дней после запоминания до месяца никаких заметных изменений в характере воспроизведения обнаружено не было.
Существенно иная динамика наблюдалась у глухих детей. Уже первое воспроизведение дало значительно менее точные репродукции, чем у слышащих детей. «Тождественные» репродукции составили только одну четверть, «подчеркнутые» — более половины, остальные были «сглаженными». Сокращение числа точных репродукций за счет увеличения «подчеркнутых» и «сглаженных» продолжалось на протяжении месяца.' Итак, изменение представлений шло у глухих в двух направлениях: по линии потери своеобразия запомнившегося объекта и по линии усиления этого своеобразия, тогда как у слышащих более устойчиво сохранялись точные образы объектов.
В отсроченном воспроизведении у глухих детей усиливается тенденция и к взаимоуподоблению сходных объектов, которая наблюдается и в воспроизведениях, следующих непосредственно за восприятием.
В другом исследовании М. М. Нудельмана (1941) глухим и слышащим учащимся IV класса предлагалось запомнить изображение леща, окуня, карася и щуки. Воспроизводились рисунки дважды: сразу и через 6 дней.
Изображения рыб репродуцировались более похожими друг на друга, чем оригиналы (см. рис. 15), причем это наблюдалось в большей степени у глухих, чем у слышащих детей (почти в 4 раза). Глухие нередко воспроизводили леща и карася удлинен-
103,
Ряс. 15. Исследование зрительных представлений глухих школьников. В левом ряду использованные в опытах изображения четырех рыб: леща, окуня, карася, щуки. В правом ряду — их репродукции, выполненные глухим ученикам IV класса. Лещ и окунь уподоблены друг другу, различия между карасем и щукой подчеркнуты
ными, уподобленными другим рыбам (щуке, окуню), а слышащие — только в единичных случаях. У глухих наблюдались отдельные случаи «подчеркивания» различий между карасем и щукой. В репродукциях, выполненных слышащими, чаще сохранялись правильные пропорции тела рыб, чем в репродукциях у глухих.
Особенно возрастали различия в точности репродукций между глухими и слышащими детьми при отсроченном воспроизведении (через 6 дней).
Глухие, как и слышащие, школьники не ограничивались простым разглядыванием предъявленных объектов. В процессе восприятия ряда сходных объектов они пытались применить некоторые вспомогательные приемы, содействующие запоминанию. Глухие дети считали количество плавников у каждой рыбы; закрыв глаза, пытались зрительно представить себе каждый объект предъявленного ряда, при этом они пальцем обводили в воздухе контуры воображаемой рыбы. Однако приемами сравнения рыб глухие пользовались только в отдельных случаях, а учащиеся массовой школы — постоянно.
5. Особенности образной памяти глухих детей и задачи развития их образной памяти
Суммируя результаты описанных исследований, следует отметить, что по ряду показателей образная память глухих детей на протяжении школьного возраста развивается сходно с образной памятью слышащих. С возрастом увеличивается точность узнавания и воспроизведения предметов. Все более используются те или иные опоры при запоминании. Возрастает осмысленность запоминания. Увеличиваются возможности мысленного оперирования образами, очень важного для сличения вновь воспринимаемого с ранее воспринятым в условиях узнавания и воспроизведения объектов.
Вместе с тем наблюдается и определенное своеобразие в развитии образной памяти глухих детей.
1. Глухие дети в большей степени, чем слышащие, смешива
ют сходные объекты, что приводит к менее точному их узнаванию
и воспроизведению. В их памяти более, чем в памяти слышащих,
взаимоуподобляются образы сходных фигур.
2. У глухих детей обнаруживаются отличия в организации
процесса воспроизведения образного материала. Глухие меньше
слышащих используют опосредствующие способы воспроизведе
ния, разнообразные приемы «поиска» образов памяти.
3. Для глухих детей характерны большие трудности мыслен
ного «оперирования» и сопоставления образов, что проявилось
при запоминании, узнавании и воспроизведении объектов. Так,
при запоминании фигур, каждая из которых предъявлялась сук-
цессивно, требовалась мысленная интеграция фигуры. Именно в
этих условиях запоминание фигур оказалось заметно менее ус
пешным у глухих детей младшего школьного возраста, чем у их
слышащих сверстников. Далее узнавание воспринятых ранее
изображений предметов среди последовательно предъявляемых
сходных изображений должно было опираться на мысленное сли
чение образов предметов, и это удавалось с большим трудом или
почти не - удавалось глухим детям дошкольного и младшего
школьного возраста. У глухих детей обнаружились также труд
ности мысленного сопоставления образов предметов в процессе
их воспроизведения, проявившиеся в повторных воспроизведе
ниях фигур, уже ранее нарисованных.
Иначе обстоит дело в тех случаях, когда дети могут в большей степени опираться на сопоставление предметов, воспринимаемых непосредственно. Тогда различия между глухими и слышащими детьми становятся гораздо меньше. Так было, например, при узнавании предметов среди сходных в условиях их одновременного предъявления.
4. Отличительные черты образной памяти глухих, лишь наме
чающиеся при анализе результатов воспроизведения, следующе-
го непосредственно за запоминанием, приобретают большую отчетливость в отсроченном воспроизведении.
5. Особенности образной памяти глухих были в большей мере свойственны детям дошкольного и младшего школьного возраста. В дальнейшем у глухих детей вшкольном возрасте наблюдалось компенсаторное развитие их образной памяти, все более сближающееся с линией развития этого вида памяти у слышащих детей.
Описанные особенности образной памяти глухих детей во многом зависят от особенностей мыслительной деятельности, включающейся в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения:
а) от того, насколько полно анализируются и синтезируются объекты при восприятии, какие признаки сходства и отличия каждого из них акцентируются, насколько эти признаки существенны или случайны для предметов;
б) от умения использовать такие рациональные приемы систематизации и группировки запоминаемого материала, их речевой характеристики, которые позволили бы в дальнейшем актуализировать строго определенные системы образов и знаний;
в) от возможностей при узнавании и воспроизведении мыс
ленно сравнивать воспроизводимые объекты, критически их оце
нивать;
г) от способностей к организации целенаправленного поис
ка нужных образов и знаний в памяти.
Вместе с тем глухие дети, дошкольники и младшие школьники, еще очень слабо владеют этими описанными способами мыслительной деятельности, что задерживает развитие их образной памяти и отрицательно сказывается на расширении наглядного опыта, накоплении представлений о разнообразных предметах и явлениях окружающего нас мира и их использовании в дальнейшем познании. Затем в процессе развития детей вшкольные годы под влиянием обучения и, что особенно важно, формирования словесной речи и логического мышления происходит значительное совершенствование образной памяти глухих детей.
Все сказанное об особенностях образной памяти у глухих вызывает вопросы психолого-педагогического порядка: на какие стороны образной памяти глухих следует педагогу обращать внимание, как создавать условия для более успешного компенсаторного развития их памяти. Первое самое важное условие развития памяти — это всемерное совершенствование всей интеллектуальной деятельности глухих, особенно их мышления, как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и ^словесно-логического.
Но вместе с тем необходимо особо заботиться о развитии самой образной памяти глухих. При этом, как нам кажется, следует придать особое значение развитию у глухих опосредствованное™ как запоминания, так и воспроизведения. Педагогам нужно
больше заботиться о том, чтобы создавать условия для непроизвольного запоминания наглядного материала на основе практической деятельности с ним (например, его группировки по тем или иным признакам, практического анализа и синтеза) или только внутренней, мыслительной деятельности. При этом следует постепенно доводить до сведения детей, какие приемы и способы предметной или мыслительной деятельности обеспечили достаточно совершенное запоминание. А далее нужно учить их самих находить и использовать разнообразные приемы для запоминания. Все это будет подготавливать условия для последующего опосредствованного воспроизведения. Однако неправильно было бы думать, что не следует особо> заботиться о формировании произвольного, опосредствованного воспроизведения.
Развитие разных способов опосредствования в запоминании и воспроизведении будет создавать ббльшую свободу у глухих детей в мысленном представлении, «оперировании» и сопоставлении образов предметов. Ведь чем более разнообразны связи образа предмета с другими образами, представлениями, понятиями и словесными значениями, тем больше возможностей создается для его удержания в памяти и для воспроизведения.
В школе глухих следует уделять много внимания составлению наглядных пособий, разрабатывающихся с учетом своеобразия восприятия и образной памяти глухих и направленных на преодоление этого своеобразия.
13. Словесная память