Определите, какой метод научной индукции иллюстрирует та или иная схема
а | б | в | г | д | |
Схемы | Метод сход-ства | Метод разли-чия | Соединён- ный метод сходства и различия | Метод сопутст-вующих изменений | Метод остат-ков |
1. ABC вызывает abc A вызывает a B вызывает b По-видимому, C вызывает с | |||||
2. ABCDEM вызывает a ABCDEM не вызывает a По-видимому, М является причиной а | |||||
3. ABC вызывает a MFB вызывает a MBC вызывает a По-видимому, B является причиной а | |||||
4. ABC1 вызывает a1 ABC2 вызывает a2 ……. ABCn вызывает an По-видимому, C является причиной а | |||||
5. ABC вызывает a MFB вызывает a MBC вызывает a AC не вызывает a MF не вызывает a MC не вызывает a По-видимому, B является причиной а |
ТЕСТ № 46
Определите, какой метод научной индукции применён в следующих рассуждениях
Методы:
1. Метод сходства.
2. Метод различия.
3. Соединённый метод сходства и различия.
4. Метод сопутствующих изменений.
5. Метод остатков.
Рассуждения | Метод №___ |
1. Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нём разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения. | |
2. Всякий раз, когда я употребляю известный род пищи, я всегда страдаю определённой болезнью, между тем как если я отказываюсь от этой пищи, то перестаю и болеть. | |
3. Сотрудники ГИБДД преследовали угнанную машину. Угонщики заехали в парк и машину бросили. Двое из них были задержаны, ими оказались С. и Р. Однако, в процессе проведения следственного эксперимента было установлено, что ни С., ни Р. не владели навыками вождения автомобиля. По-видимому, у С. и Р. был соучастник, владеющий такими навыками. |
ТЕСТ № 47
Определите, является ли данное умозаключение аналогией свойств или аналогией отношений, или иным
а | б | в | |
Рассуждения | Аналогия свойств | Аналогия отношений | Иное умозаклю- чение |
1. Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывёт. (Леонардо да Винчи) | |||
2. "С самого начала я был поражён сходством между принципами действия нервной системы и цифровых вычислительных машин… в некоторых отношениях поведение нервной системы очень близко к тому, что мы наблюдаем в вычислительных устройствах" (Н.Винер) | |||
3. "Столкнувшись с новым явлением,… физик повторяет свой опыт для того, чтобы установить зависимость явлений от условий, в которых поставлен эксперимент" (Б.А.Амбарцумян) | |||
4. Даже животные "заключают" до некоторой степени путём аналогии. Так, битая собака боится каждой палки, и существует немного собак, которые не убегут, если вы сделаете вид, будто поднимаете камень, хотя бы на этом месте не было никакого камня. (Джевонс) | |||
5. В засуху был проведен крестный ход. На следующий день пошёл дождь. |
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ "ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ"
ТЕСТ № 48
Определите, к чему относятся следующие правила аргументации
а | б | в | |
Правила | Правило тезиса | Правило аргументации | Правило демонстрации |
1. В каждом категорическом силлогизме должно быть только три термина | |||
2. Обосновываемое положение должно оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения | |||
3. Доводов в совокупности должно быть достаточно, чтобы из них вытекал тезис. | |||
4. В доказательстве не должно быть "круга". | |||
5. Разделительная посылка разделительно-категоричес-кого умозаключения должна быть строго дизъюнктивной. | |||
6. Нельзя считать доводом ссылку на авторитет или критику личности. | |||
7. Основное положение рассуждения не должно быть двусмысленным. | |||
8. Их двух отрицательных, как и из двух частных посылок, нельзя получить определённое заключение. | |||
9. Доводы должны быть истинными суждениями. |
ТЕСТ № 49
Укажите, к каким элементам аргументации относятся следующие ошибки
а | б | в | |
Ошибки | К тезису | К аргумен-тации | К демонст-рации |
1. Отсутствие необходимой связи между тезисом и аргументами. | |||
2. "Круг" в определении | |||
3. "Круг" в доказательстве | |||
4. Отсутствие строгой дизъюнкции в раздели-тельной посылке раздели-тельно-категорического умозаключения | |||
5. Отход от обсуждаемого положения, его "потеря" или подмена | |||
6. Использование в рассуждении недоказанного или ложного положения | |||
7. Попытка вывода из двух частных или двух отрица-тельных категорических суждений | |||
8. Использование в рассуждении положений, несовместимых друг с другом | |||
9. Непоследовательность | |||
10. Обращение к авторитету, или, наоборот, критика лиц | |||
11. Учетверение терминов |
ТЕСТ № 50