Практикум№3. Работа над грамматическими ошибками.

Объяснение: ошибочное словообразование; нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами.

Задание №1. Исправь ошибку, связанную с неверной заменой приставок, суффиксов в однокоренных словах.

1.Мохнастый шмель – на душистый хмель.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Слово мохнастый, вероятно, было придумано по аналогии с прилагательным «ушастый».

_____________________________________________________________________________

Проверь себя:

Правильно «мохнатый».

2. Я теперь тебе заместо брата.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Обратите внимание на написание слова «заместо».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.И взгляд у облака такой раздумчивый.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Проверьте написание прилагательного по орфографическому словарю.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

И взгляд у облака такой задумчивый.

Задание№2.Исправьте ошибочное образование формы существительного.

1.Троп в стихотворении немного.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Тропами называют изобразительные средства языка: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Тропов в стихотворении немного.

2.Нет облак над головой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Существительное облака в форме множественного числа образует форму родительного падежа по аналогии с образованием формы множественного числа родительного падежа существительных: штаны – штанов, стихи – стихов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Нет облаков над головой.

3. Были подписаны пустые договора, и мир снова обрушился.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Существительное договор образует форму множественного числа родительного падежа по аналогии с образованием подобной формы существительных: порт – порты, торт – торты.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Были подписаны пустые договоры.

4. У Любовь Андреевны Раневской нет никакого права…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Форма родительного падежа существительного Любовь образуется по аналогии с образованием подобной формы существительных: свекровь – свекрови, морковь – моркови.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

У Любови Андреевны Раневской нет никакого права…

Задание№3.Исправьте ошибочное образование формы прилагательного.

1.Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Образование сравнительной степени имён прилагательных происходит при помощи суффикса ее, ей или при помощи слов более, менее. Например: сильный – сильнее, (-ей), более сильный.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе.

2.Совершенно ужаснейшее чудовище уставилось на меня своими немигающими глазами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

— чудовище уже само по себя страшно, поэтому употребление слова совершенно излишне;

-в условиях данного предложения, исходя из его содержания, употребление превосходной степени прилагательного неуместно.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Ужасное чудовище уставилось на меня своими немигающими глазами.

3.Проблема была наиболее актуальной.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Актуальный – значит очень важный, своевременный. Употребление слова наиболее неуместно.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Проблема была более актуальной.

Задание № 4. Исправьте ошибочное образование формы числительного.

1.Ольга была околдована силою шестьюдесяти колец времени.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Форма родительного падежа количественного числительного имеет два одинаковых окончания: пятидесяти, семидесяти…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Ольга была околдована силою шестидесяти колец.

2.С обоих сторон были выдвинуты справедливые требования.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Существительное сторона женского рода, поэтому согласующееся с ним числительное также имеет форму обе, а не оба.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования.

3. Двоими братьями пополнилась Сечь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Форма числительного образуется по аналогии с другими: три – тремя, четыре – четырьмя.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Двумя братьями пополнилась Сечь.

Задание№5. Исправьте ошибочное употребление формы местоимения.

1. Возле его просвистела пуля.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

У него, за ним, с ним, по нему и т. д.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Возле него просвистела пуля.

2. Ихней радости не было предела.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Их радости не было предела.

3. Герой произведения был готов пожертвовать жизнью ради их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка: см. п.1.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Герой произведения был готов пожертвовать жизнью ради них.

4.Какие мы – судить по нам.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Какие мы – судить по нас.

5. Лопахин говорит про себя, что…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получается, что Лопахин молчит.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Лопахин говорит о себе, что…

Задание №6. Исправьте ошибочное образование формы глагола.

Объяснение: ошибки в образовании причастий, деепричастий, форм прошедшего, настоящего и будущего времени глагола, возвратных и невозвратных глаголов, супплетивных форм.

1. Олень стоял не пошевелясь и смотрел не моргнув.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Деепричастие (не) пошевелясь образовано от глагола совершенного вида, а обозначает добавочное несовершённое действие.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Олень стоял не шевелясь и не моргая.

2.Барс дрогнулся и бросился бежать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Барс дрогнул и бросился бежать.

3.Прочтя название – « Ночь», читатель сразу представляет звёзды, ночной плеск волн, луну.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Деепричастие образовано при помощи суффикса несовершенного вида, а в предложении идёт речь о действии, которое уже совершилось.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Прочитав название…

4. Они ложут руки на плечи друг другу и поворачиваются лицом к ветру.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Глагол с корнем – лож— не употребляется без приставки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Они кладут руки на плечи друг другу и поворачиваются лицом к ветру.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Татьяна одевалася как крестьянская девушка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

возвратные глаголы в форме женского рода образуются с помощью постфикса (суффикса) сь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Татьяна одевалась как крестьянская девушка.

Задание №7.Исправьте ошибку, связанную с нарушением связи согласования.

1. В стихотворениях, которых автор адресовал своему современнику, звучит тема…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Задайте вопрос от слова (в) стихотворениях к придаточному определительному и исправьте окончание в местоимении которых.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

В стихотворениях, которые автор адресовал своему современнику, звучит тема…

2. Я как будто стою на холме, окутанным в мрак.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Задай вопрос от слова (на) холме к распространённому определению, выраженному причастным оборотом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Я стою на холме, окутанном тьмой.

3. С необычайной силой чувство любви воспето в стихотворении « Я помню чудное мгновенье», посвящённое А.П.Керн.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Задайте вопрос от слова (в) стихотворении к распространённому определению, выраженному причастным оборотом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

С необычайной силой чувство любви воспето в стихотворении « Я помню чудное мгновенье», посвящённом А.П.Керн.

Задание№8. Исправь ошибку, связанную с нарушением связи управления.

Объяснение: при построении словосочетания ошибочно используется предлог; нарушены нормы употребления существительных, местоимений.

1. Его творения всегда соответствовали с мироощущением.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Задайте вопрос от глагола соответствовали к существительному мироощущение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Произведения поэта всегда соответствовали его мироощущению.

2. Множество зрителей собралось в театр посмотреть спектакль.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Зритель – тот, кто смотрит спектакль, а не собирается пойти в театр. Слово множество стоит исключить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Зрители собрались в театре посмотреть спектакль.

3.Это мир, в котором время не имеет значение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Задай вопрос от слова не имеет к слову значение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Это мир, в котором время не имеет значения.

4. Лариса Огудалова – героиня пьесы А.Н.Островского, выделяящаяся среди других героев из-за своих личных качеств.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

-задай вопрос от слова героиня к распространённому определению, выраженному причастным оборотом.

-задай вопрос (чем?) от слова выделяющаяся к слову качества.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Лариса Огудалова – героиня А.Н.Островского, выделяющаяся среди других героев своими личными качествами.

5. Я думаю, что Чичиков был человеком с приятной наружностью.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Задайте вопрос от слова человеком (каким?) к выражению приятная наружность.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Я думаю, Чичиков был человеком приятной наружности.

6. Пока Сергей не нашёл там, где он мог ошибиться.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Задайте вопрос от слова не нашёл (что?) и добавьте необходимое словосочетание.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Пока Сергей не нашёл то место, где он мог ошибиться.

Задание №9.Исправь ошибки, связанные с нарушением в структуре словосочетания.

Объяснение: при неумелом использовании предлогов, «вклинивающихся» в высказывание новых слов, разрушается лексико-грамматическая структура устойчивого выражения.

1. Став известным поэтом, которого знают по всему миру.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Задай вопрос от слова знают (где?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

которого знают во всём мире…

2.Это нарушение закона выходит из рамок Уголовного кодекса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

задай вопрос от глагола выходит (за что?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Это нарушение выходит за рамки Уголовного кодекса.

Задание №10. Исправь ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы употребления указательных и союзных слов.

Объяснение: нарушена связь (согласование) между союзным словом (союзом) и указательным словом.

1. В данном стихотворении будущее представляется так же, как у М.Цветаевой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Задайте вопрос от слова представляется (каким?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

…В данном стихотворении будущее представляется таким, как в произведениях М. Цветаевой.

2. Ей не понравилось всё, что она пишет.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Измените союзное слово что на союзное слово о чём.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Ей не нравилось всё, о чём она пишет.

Задание №11.Исправь ошибки, связанные с неверным построением предложения с однородными членами.

Объяснение:Однородные члены необоснованно являются разными частями речи;

Слова-замены однородных членов имеют свой лексико-грамматический контекст;

Слова-замены не связаны грамматически и по смыслу с общими для них словами.

1. И героиня надеется, прикладывает невероятные усилия, как бы вырваться из круга мучений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

-исправь ошибку в построении сложного предложения;

-разверни словосочетания, задав вопрос: надеется (на что?), прикладывает усилия (для чего?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации