Практикум№3. Работа над грамматическими ошибками.
Объяснение: ошибочное словообразование; нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами.
Задание №1. Исправь ошибку, связанную с неверной заменой приставок, суффиксов в однокоренных словах.
1.Мохнастый шмель – на душистый хмель.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слово мохнастый, вероятно, было придумано по аналогии с прилагательным «ушастый».
_____________________________________________________________________________
Проверь себя:
Правильно «мохнатый».
2. Я теперь тебе заместо брата.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Обратите внимание на написание слова «заместо».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.И взгляд у облака такой раздумчивый.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Проверьте написание прилагательного по орфографическому словарю.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
И взгляд у облака такой задумчивый.
Задание№2.Исправьте ошибочное образование формы существительного.
1.Троп в стихотворении немного.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Тропами называют изобразительные средства языка: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Тропов в стихотворении немного.
2.Нет облак над головой.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Существительное облака в форме множественного числа образует форму родительного падежа по аналогии с образованием формы множественного числа родительного падежа существительных: штаны – штанов, стихи – стихов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Нет облаков над головой.
3. Были подписаны пустые договора, и мир снова обрушился.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Существительное договор образует форму множественного числа родительного падежа по аналогии с образованием подобной формы существительных: порт – порты, торт – торты.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Были подписаны пустые договоры.
4. У Любовь Андреевны Раневской нет никакого права…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Форма родительного падежа существительного Любовь образуется по аналогии с образованием подобной формы существительных: свекровь – свекрови, морковь – моркови.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
У Любови Андреевны Раневской нет никакого права…
Задание№3.Исправьте ошибочное образование формы прилагательного.
1.Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Образование сравнительной степени имён прилагательных происходит при помощи суффикса ее, ей или при помощи слов более, менее. Например: сильный – сильнее, (-ей), более сильный.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе.
2.Совершенно ужаснейшее чудовище уставилось на меня своими немигающими глазами.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
— чудовище уже само по себя страшно, поэтому употребление слова совершенно излишне;
-в условиях данного предложения, исходя из его содержания, употребление превосходной степени прилагательного неуместно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Ужасное чудовище уставилось на меня своими немигающими глазами.
3.Проблема была наиболее актуальной.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Актуальный – значит очень важный, своевременный. Употребление слова наиболее неуместно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Проблема была более актуальной.
Задание № 4. Исправьте ошибочное образование формы числительного.
1.Ольга была околдована силою шестьюдесяти колец времени.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Форма родительного падежа количественного числительного имеет два одинаковых окончания: пятидесяти, семидесяти…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Ольга была околдована силою шестидесяти колец.
2.С обоих сторон были выдвинуты справедливые требования.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Существительное сторона женского рода, поэтому согласующееся с ним числительное также имеет форму обе, а не оба.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования.
3. Двоими братьями пополнилась Сечь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Форма числительного образуется по аналогии с другими: три – тремя, четыре – четырьмя.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Двумя братьями пополнилась Сечь.
Задание№5. Исправьте ошибочное употребление формы местоимения.
1. Возле его просвистела пуля.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
У него, за ним, с ним, по нему и т. д.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Возле него просвистела пуля.
2. Ихней радости не было предела.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Их радости не было предела.
3. Герой произведения был готов пожертвовать жизнью ради их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка: см. п.1.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Герой произведения был готов пожертвовать жизнью ради них.
4.Какие мы – судить по нам.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Какие мы – судить по нас.
5. Лопахин говорит про себя, что…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Получается, что Лопахин молчит.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Лопахин говорит о себе, что…
Задание №6. Исправьте ошибочное образование формы глагола.
Объяснение: ошибки в образовании причастий, деепричастий, форм прошедшего, настоящего и будущего времени глагола, возвратных и невозвратных глаголов, супплетивных форм.
1. Олень стоял не пошевелясь и смотрел не моргнув.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Деепричастие (не) пошевелясь образовано от глагола совершенного вида, а обозначает добавочное несовершённое действие.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Олень стоял не шевелясь и не моргая.
2.Барс дрогнулся и бросился бежать.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Барс дрогнул и бросился бежать.
3.Прочтя название – « Ночь», читатель сразу представляет звёзды, ночной плеск волн, луну.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Деепричастие образовано при помощи суффикса несовершенного вида, а в предложении идёт речь о действии, которое уже совершилось.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Прочитав название…
4. Они ложут руки на плечи друг другу и поворачиваются лицом к ветру.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Глагол с корнем – лож— не употребляется без приставки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Они кладут руки на плечи друг другу и поворачиваются лицом к ветру.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Татьяна одевалася как крестьянская девушка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
возвратные глаголы в форме женского рода образуются с помощью постфикса (суффикса) сь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Татьяна одевалась как крестьянская девушка.
Задание №7.Исправьте ошибку, связанную с нарушением связи согласования.
1. В стихотворениях, которых автор адресовал своему современнику, звучит тема…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Задайте вопрос от слова (в) стихотворениях к придаточному определительному и исправьте окончание в местоимении которых.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
В стихотворениях, которые автор адресовал своему современнику, звучит тема…
2. Я как будто стою на холме, окутанным в мрак.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Задай вопрос от слова (на) холме к распространённому определению, выраженному причастным оборотом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Я стою на холме, окутанном тьмой.
3. С необычайной силой чувство любви воспето в стихотворении « Я помню чудное мгновенье», посвящённое А.П.Керн.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Задайте вопрос от слова (в) стихотворении к распространённому определению, выраженному причастным оборотом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
С необычайной силой чувство любви воспето в стихотворении « Я помню чудное мгновенье», посвящённом А.П.Керн.
Задание№8. Исправь ошибку, связанную с нарушением связи управления.
Объяснение: при построении словосочетания ошибочно используется предлог; нарушены нормы употребления существительных, местоимений.
1. Его творения всегда соответствовали с мироощущением.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Задайте вопрос от глагола соответствовали к существительному мироощущение.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Произведения поэта всегда соответствовали его мироощущению.
2. Множество зрителей собралось в театр посмотреть спектакль.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Зритель – тот, кто смотрит спектакль, а не собирается пойти в театр. Слово множество стоит исключить.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Зрители собрались в театре посмотреть спектакль.
3.Это мир, в котором время не имеет значение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Задай вопрос от слова не имеет к слову значение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Это мир, в котором время не имеет значения.
4. Лариса Огудалова – героиня пьесы А.Н.Островского, выделяящаяся среди других героев из-за своих личных качеств.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
-задай вопрос от слова героиня к распространённому определению, выраженному причастным оборотом.
-задай вопрос (чем?) от слова выделяющаяся к слову качества.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Лариса Огудалова – героиня А.Н.Островского, выделяющаяся среди других героев своими личными качествами.
5. Я думаю, что Чичиков был человеком с приятной наружностью.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Задайте вопрос от слова человеком (каким?) к выражению приятная наружность.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Я думаю, Чичиков был человеком приятной наружности.
6. Пока Сергей не нашёл там, где он мог ошибиться.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Задайте вопрос от слова не нашёл (что?) и добавьте необходимое словосочетание.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Пока Сергей не нашёл то место, где он мог ошибиться.
Задание №9.Исправь ошибки, связанные с нарушением в структуре словосочетания.
Объяснение: при неумелом использовании предлогов, «вклинивающихся» в высказывание новых слов, разрушается лексико-грамматическая структура устойчивого выражения.
1. Став известным поэтом, которого знают по всему миру.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Задай вопрос от слова знают (где?)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
…которого знают во всём мире…
2.Это нарушение закона выходит из рамок Уголовного кодекса.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
задай вопрос от глагола выходит (за что?)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Это нарушение выходит за рамки Уголовного кодекса.
Задание №10. Исправь ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы употребления указательных и союзных слов.
Объяснение: нарушена связь (согласование) между союзным словом (союзом) и указательным словом.
1. В данном стихотворении будущее представляется так же, как у М.Цветаевой.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Задайте вопрос от слова представляется (каким?)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
…В данном стихотворении будущее представляется таким, как в произведениях М. Цветаевой.
2. Ей не понравилось всё, что она пишет.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Измените союзное слово что на союзное слово о чём.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Ей не нравилось всё, о чём она пишет.
Задание №11.Исправь ошибки, связанные с неверным построением предложения с однородными членами.
Объяснение:Однородные члены необоснованно являются разными частями речи;
Слова-замены однородных членов имеют свой лексико-грамматический контекст;
Слова-замены не связаны грамматически и по смыслу с общими для них словами.
1. И героиня надеется, прикладывает невероятные усилия, как бы вырваться из круга мучений.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
-исправь ошибку в построении сложного предложения;
-разверни словосочетания, задав вопрос: надеется (на что?), прикладывает усилия (для чего?)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________