Тема 9. Паралогические и паралингвистические средства в аргументации

Аргументационные уловки и ошибки. Классификация ошибок аргументации. Уловки в различных стратегических моделях аргументации. Риторические способы аргументирования.

Типология средств изменения точки зрения на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях языковой системы. Лексический уровень: оценочная лексика; жаргонная лексика; фразеологизмы; тропы (образные лексические средства): метафора (гипербола и мейозис как разновидности метафоры); метонимия (синекдоха как вид метонимии); перифразис (антономазия как вид перифразиса); Морфологический уровень: глагол: глаголы в повелительном наклонении; модальные глаголы; числительное; личные местоимения; частицы. Синтаксический уровень: обращение; вводные и вставные конструкции; риторический вопрос (гипофора как разновидность риторического вопроса); фигуры речи: фигуры убавления (эллипсис); фигуры прибавления: фигуры неупорядоченного повтора (геминация и синтаксический параллелизм); o фигуры упорядоченного повтора (анафора и эпифора).

Тема 10. Критическое мышление и язык

Мысль и язык. Слова и их значение. Язык как инструмент и повелитель мышления. Направление мышления. Понимание как задача языка. Графические систематизаторы. Использование алгоритмов.

Тема 11. Критическое мышление в процессе принятия решений и решения задач

Принятие решений и структура. Дескриптивные и прескриптивные процессы. Ловушки в принятии решений. Оценка последствий. Схематизация принятия решений. Обязательства и оценки после принятия решения. Алгоритмы принятия решений.

Структура задачи и стадии ее решения. Постановка задачи. Планирование и представление задачи. Трудности при решении задач. Алгоритмы решения задач.

Тема 12. От мышления критического к мышлению творческому

Мышление критическое и мышление творческое. Творческое мышление: возможны ли алгоритмы? Стратегии творческого мышления.

Методы, приемы и обучение творческому мышлению: варианты. ТРИЗ и АРИЗ. Технологии деБоно. Орудия творческого мышления.

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Образовательные технологии, используемые при проведении курса «Логика и риторика» предусматривают чтение лекций, проведение лекций-дискуссий, самостоятельную работу обучающихся.

В учебном процессе, в соответствии с современными требованиями модернизации образования, используются инновационные технологии обучения:

- индивидуальные образовательные траектории

- технология модульного и блочно-модульного обучения

- компетентностно-ориентированное обучение

- информационные технологии (мультимедийное обучение, сетевые компьютерные технологии)

Активные формы обучения используются на каждом семинарском занятии, за исключением часов, в которые проводится контрольная работа или тест. Всего часов с использованием активных форм обучения – 66.

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Полный комплект контрольно-оценочных материалов (Фонд оценочных средств) оформляется в виде приложения к рабочей программе дисциплины.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература.

1. Демидов И. В. Логика : учебник / И. В. Демидов ; под ред. Б. И. Каверина. - 8-е изд.. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 348 с.

7.2. Дополнительная литература.

1. Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007.

2. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007.

3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007.

4. Логика и риторика: хрестоматия. /авт.сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. _ Минск: ТетраСистемс, 2007.

5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб.: Питер, 2004.

6. Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.

7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этого предмета профессором философии. – М.: Гнозис, 2015.

8. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.,1991.

9. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М.: Наука, 2002.

10. Поварнин, С.И. Спор. О теории и практике спора / С.И.Поварнин. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 120 с.

11. Родос В.Б. Правила дискуссии и уловки спора. – М.: Идея-Пресс, 2006.

12. Родос В.Б. Теория и практика полемики. – Томск: изд-во ТГУ, 1989.

13. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юрид.лит., 1988.

14. Смаллиан Р. Как же называется эта книга? – М, 1981.

15. Смаллиан Р. Принцесса или тигр. – М., 1985

16. Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы / Сост. В.М.Сергеева и П.Б.Паршина; Общ.ред. В.В.Петрова. – М.: Прогресс, 1987. – 464 с.

Наши рекомендации