Тема 9. Паралогические и паралингвистические средства в аргументации
Аргументационные уловки и ошибки. Классификация ошибок аргументации. Уловки в различных стратегических моделях аргументации. Риторические способы аргументирования.
Типология средств изменения точки зрения на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях языковой системы. Лексический уровень: оценочная лексика; жаргонная лексика; фразеологизмы; тропы (образные лексические средства): метафора (гипербола и мейозис как разновидности метафоры); метонимия (синекдоха как вид метонимии); перифразис (антономазия как вид перифразиса); Морфологический уровень: глагол: глаголы в повелительном наклонении; модальные глаголы; числительное; личные местоимения; частицы. Синтаксический уровень: обращение; вводные и вставные конструкции; риторический вопрос (гипофора как разновидность риторического вопроса); фигуры речи: фигуры убавления (эллипсис); фигуры прибавления: фигуры неупорядоченного повтора (геминация и синтаксический параллелизм); o фигуры упорядоченного повтора (анафора и эпифора).
Тема 10. Критическое мышление и язык
Мысль и язык. Слова и их значение. Язык как инструмент и повелитель мышления. Направление мышления. Понимание как задача языка. Графические систематизаторы. Использование алгоритмов.
Тема 11. Критическое мышление в процессе принятия решений и решения задач
Принятие решений и структура. Дескриптивные и прескриптивные процессы. Ловушки в принятии решений. Оценка последствий. Схематизация принятия решений. Обязательства и оценки после принятия решения. Алгоритмы принятия решений.
Структура задачи и стадии ее решения. Постановка задачи. Планирование и представление задачи. Трудности при решении задач. Алгоритмы решения задач.
Тема 12. От мышления критического к мышлению творческому
Мышление критическое и мышление творческое. Творческое мышление: возможны ли алгоритмы? Стратегии творческого мышления.
Методы, приемы и обучение творческому мышлению: варианты. ТРИЗ и АРИЗ. Технологии деБоно. Орудия творческого мышления.
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Образовательные технологии, используемые при проведении курса «Логика и риторика» предусматривают чтение лекций, проведение лекций-дискуссий, самостоятельную работу обучающихся.
В учебном процессе, в соответствии с современными требованиями модернизации образования, используются инновационные технологии обучения:
- индивидуальные образовательные траектории
- технология модульного и блочно-модульного обучения
- компетентностно-ориентированное обучение
- информационные технологии (мультимедийное обучение, сетевые компьютерные технологии)
Активные формы обучения используются на каждом семинарском занятии, за исключением часов, в которые проводится контрольная работа или тест. Всего часов с использованием активных форм обучения – 66.
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Полный комплект контрольно-оценочных материалов (Фонд оценочных средств) оформляется в виде приложения к рабочей программе дисциплины.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература.
1. Демидов И. В. Логика : учебник / И. В. Демидов ; под ред. Б. И. Каверина. - 8-е изд.. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 348 с.
7.2. Дополнительная литература.
1. Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007.
2. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007.
3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007.
4. Логика и риторика: хрестоматия. /авт.сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. _ Минск: ТетраСистемс, 2007.
5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб.: Питер, 2004.
6. Мысль и искусство аргументации. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.
7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этого предмета профессором философии. – М.: Гнозис, 2015.
8. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.,1991.
9. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М.: Наука, 2002.
10. Поварнин, С.И. Спор. О теории и практике спора / С.И.Поварнин. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 120 с.
11. Родос В.Б. Правила дискуссии и уловки спора. – М.: Идея-Пресс, 2006.
12. Родос В.Б. Теория и практика полемики. – Томск: изд-во ТГУ, 1989.
13. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юрид.лит., 1988.
14. Смаллиан Р. Как же называется эта книга? – М, 1981.
15. Смаллиан Р. Принцесса или тигр. – М., 1985
16. Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы / Сост. В.М.Сергеева и П.Б.Паршина; Общ.ред. В.В.Петрова. – М.: Прогресс, 1987. – 464 с.