Особенности эмпирического мышления
В исторически ранние времена (в определенном плане и до сих пор) работа «чувств-теоретиков» и преобразование представлений как особый вид духовного производства были неразрывно связаны с материально-практической и социально-политической деятельностью людей. «Производство идей, представлений, сознания, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — первоначально
303
непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей является здесь еще непосредственным порождением их материальных действий» [201, стр. 29].
В этот начальный период познания возникают и оформляются в различных символических и знаковых системах (словесных и вещественных) сами представления, происходит первичная «идеализация» определенных сторон материальной жизни, и прежде всего тех, которые могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии. Все это позволяет выделять и словесно обозначать новые классы предметов. На основе словесных обозначений общих представлений и прямых наблюдений человек может построить высказывание-суждение («это — камень», «это — дом», «эта маленькая серая зверюшка — заяц, он употребляется в пищу» и т. п.). Ряд таких частных суждений о каких-либо предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах суждений. Следовательно, слова в сокращенном виде могут охватывать группу чувственно-воспринимаемых предметов (наличие такой функции у слов-сокращений отмечал, например, Ф. Энгельс [192, стр. 550]). С помощью общих представлений и производимых на их основе суждений человек может сделать довольно сложные умозаключения. Например, опираясь на свой прошлый опыт, охотник может по следам, оставленным животными, заключить как о самом факте их пребывания здесь, так и об их количестве, времени события и т. п.
Таким образом, образование общих чувственных представлений, непосредственно вплетенных в практическую деятельность, создает условия для весьма сложной духовной деятельности, которую принято называть мышлением. Для него характерно образование и использование родовых слов-наи-менований, позволяющих придать чувственному опыту форму абстрактной
304
всеобщности. Благодаря этой форме опыт можно обобщать в суждениях, использовать в умозаключениях. Такая всеобщность, основанная на принципе лишь абстрактного, формального тождества, является, как было показано в предыдущих главах, особенностью эмпирического мышления. Оно складывается у людей как превращенная и словесно выраженная форма деятельности «чувств-теоретиков», вплетенной в реальную жизнь. Это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей.
Поскольку в традиционной формальной логике всякую абстрактную всеобщность, выраженную в слове, принято называть «понятием» (на самом деле это лишь общее представление), то эмпирическое мышление протекает в таких «понятиях». При этом, как указывает Г. А. Курсанов, «первые формы понятийного мышления носят еще непосредственно эмпирический характер, имеют чувственно-образное выражение, хотя и получают уже свое необходимое словесное выражение» [162, стр. 30].
Здесь подчеркивается непосредственный характер эмпирического знания. Как справедливо отмечает Л. К. Науменко, «эмпирическое есть не только непосредственное знание действительности, но и, что более важно, знание непосредственного в действительности, а именно той ее стороны, которая выражается категорией бытия, наличного бытия, количества, качества, свойства, меры» [220, стр. 244]. Существование предмета во времени и в пространстве во всей своей данности, в единичности наличного бытия и означает его непосредственность или внешность прежде всего в отношении самого себя. Это объективное содержание, выступающее перед отдельным человеком как непосредственное существование, определяет форму его отражения — чувственность. «Эмпирическое познание есть движение в сфере этой внешности, освоение той стороны действительности, которая очерчивается категорией бытия [220, стр. 245].
Хотя эмпирическое мышление и движется в категориях наличного бытия, его познавательные возможности весьма широки. Оно обеспечивает людям
305
большой простор в выделении и обозначении предметов и их отношений, в том числе и таких, которые в данный момент не наблюдаемы, а узнаются косвенным путем на основе умозаключений.
Способ получения и использования чувственных данных людьми, владеющими речью, мы обозначили как эмпирическое мышление. Но мышление — это рациональное познание. Следовательно, по отношению к деятельности общественного человека вообще нельзя применять категорию «чувст-венное познание» как отдельной и особой ступени, предшествующей «рациональному познанию». Познание обобществившегося человечества с самого начала приобретало рациональную форму. К этой точке зрения в настоящее время приходят многие советские философы. При этом важно подчеркнуть, что фундаментом и источником всех знаний человека о действительности служат только ощущения и восприятия, чувственные данные. Но, как было показано выше, результаты деятельности «чувств-теоретиков» выражаются в словесной форме, несущей опыт других людей1. «Чувственное и рациональное, — пишет П. В. Копнин, — не две ступени в познании, а два момента, пронизывающие его во всех формах и на всех этапах развития... Единство чувственного и рационального в процессе познания означает не следование одного за другим, а непременное участие того и другого в нашем познании... О чувственном познании как таковом у человека не может быть и речи» [153, стр. 177—178].
«Рациональность» чувственных данных выступает не только в том, что им придается общезначимая словесная форма (или форма суждения), но и в том, что отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно, с позиций
306
всего рода выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями других людей. Умение же выделять себя из природы и среди других людей — это и есть собственно сознание общественного человека. При этом, как указывал В. И. Ленин, ступеньками такого выделения являются категории познания [173, стр. 85], в частности те, которые присущи эмпирическому мышлению.