Оценка результатов сравнительного исследования и формирование вывода эксперта
Оценка признаков почерка проводится экспертом на всех этапах исследования, но наибольшее значение она приобретает после сравнительного исследования, когда уже выявлен определенный объем различающихся или (и) совпадающих признаков и перед экспертом стоит задача — определить идентификационную значимость и достаточность выделенной совокупности для вывода (отрицательного или положительного) в отношении предполагаемого исполнителя. В итоге оценки этих признаков в их совокупности формируется вывод эксперта об исполнителе исследуемой рукописи.
В совокупность признаков, которую эксперт кладет в обоснование своего вывода, обычно включаются не все признаки почерка, а только некоторые из них. В известной мере это обусловлено объемом признаков, содержащихся в исследуемой рукописи, что зависит от ее размера и качества признаков, отобразившихся в ней. Но, как правило, при значительном объеме рукописи для обоснования вывода и не требуется использовать все признаки, выявленные в ней Причины этого излагаются применительно к разным выводам эксперта.
Оценка результатов сравнительного исследования — чрезвычайно важный этап работы эксперта, который базируется на ранее проведенном раздельном и сравнительном исследовании, и его итоги в значительной степени зависят от того, насколько полно и всесторонне изучены признаки почерка в сравниваемых рукописях и их различия или (и) совпадения
В процессе оценки эксперт стремится окончательно выяснить происхождение и идентификационную значимость каждого совпадающего или различающегося признака и всех его вариаций, а также их совокупности в целом.
Оценка разных групп признаков проводится в такой же последовательности, как и их изучение при раздельном и сравнительном исследовании, т.е. вначале оцениваются признаки, характеризующие почерк в целом — степень выработанности, общее строение и другие общие признаки, что позволяет решить вопрос об одинаковой или разной групповой принадлежности сравниваемых почерков, а затем — частные признаки.
Сами по себе общие признаки ввиду их типовою характера имеют небольшое идентификационное значение, но без их оценки невозможно правильно определить значимость частных признаков, которые находятся в тесной связи и взаимозависимости с общими. Частные же признаки отличаются многообразием и большей устойчивостью при влиянии различных факторов, в связи с чем их оценка имеет первостепенное значение для вывода эксперта о наличии или отсутствии тождества.
Обнаруженные в результате сравнительного исследования различающиеся или (и) совпадающие признаки в зависимости от их происхождения, качества и количества могут служить основанием для различных выводов — отрицательного или положительного по содержанию, категорического или вероятного по форме, а в отдельных случаях и не составляют совокупности, достаточной для какого-либо из перечисленных выводов, в связи с чем эксперт формулирует вывод о невозможности решить поставленный перед ним вопрос Кроме того, в теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы существует ряд требований, предъявляемых к совокупностям признаков, обосновывающим тот или иной вывод, и к признакам, противоречащим этому выводу (если таковые обнаружены при сравнении).
По указанным причинам представляется целесообразным рассмотреть оценку результатов сравнительного исследования применительно к отдельным выводам.
Оценка признаков, служащих основанием для отрицательного вывода об исполнителе исследуемого текста. В результате оценки различий эксперт должен установить невозможность выполнения исследуемой рукописи данным предполагаемым исполнителем. Только при таком условии он может сделать категорический вывод об отсутствии тождества Поэтому для отрицательного вывода существенное значение имеют такие различающиеся признаки, совокупность которых исключает возможность выполнения исследуемого документа лицом, с чьим почерком проводили сравнение.
Основным требованием, предъявляемым к признакам, включаемым в такую совокупность, является их устойчивость, т. е, во-первых, более или менее точное одинаковое воспроизведение на протяжении одной и разных рукописей определенного лица (повторяемость) и, во-вторых, их сохраняемость при письме в разных условиях, в том числе и при воздействии необычных факторов.
Как известно, наиболее устойчивы в этом отношении частные признаки, поэтому они, как правило, должны входить в совокупность различающихся признаков, положенную в основу отрицательного вывода. Исключение, как известно, составляет отрицательный вывод, основанный на различии степени выработанности.
Вместе с тем эксперту следует учитывать, что как общие, так и частные признаки почерка одного лица могут изменяться от ряда обстоятельств, а также варьировать. Вот почему оценка различий признаков предполагает обязательное объяснение их происхождения. При этом эксперт должен исключить влияние на признаки почерка таких обстоятельств, как:
1) большой разрыв во времени выполнения исследуемого документа и образцов, повлекший за собой изменение признаков почерка;
2) вариационность почерка, что может иметь место при выполнении исследуемого документа и образцов разными вариантами;
3) умышленное искажение почерка;
4) необычные условия выполнения или необычное состояние писавшего.
Не останавливаясь на способах проверки данных обстоятельств (они рассматриваются в других главах пособия), отметим, что в обоснование категорического отрицательного вывода может быть положена только совокупность, включающая признаки, различия которых не могут быть объяснены изложенными факторами.
Особенность оценки различающихся признаков состоит в том, что в большинстве случаев одинаковую ценность имеет различие как часто, так и редко встречающихся в почерках разных лиц признаков. Для отрицательного вывода достаточно, чтобы данные признаки были устойчивы и различались в сравниваемых объектах. Поэтому при определении достаточности обнаруженной совокупности различающихся признаков в задачу эксперта, как правило, не входит оценка ее индивидуальности. В связи с этим количество различающихся признаков, достаточное для отрицательного вывода, может быть значительно меньше, чем при положительном выводе, и ограничиваться лишь несколькими устойчивыми частными признаками, что и имеет место при сравнении очень сходных почерков. Однако лучше брать большее количество признаков, так как эксперт не всегда может определить устойчивость всех различающихся признаков. Из этого следует, что, определяя достаточное количество различающихся признаков, эксперт должен руководствоваться степенью их устойчивости и, чем меньше возможности ее проверки, тем большее количество различий необходимо для категорического отрицательного вывода.
Если различается большое количество частных признаков и они устойчивы, эксперт может положить в основу вывода наиболее общие из них, например, указать различие строения, направления и формы движения при выполнении нескольких букв. Когда же такие признаки совпадают в сравниваемых почерках, необходимо использовать более детальные признаки из числа, индивидуализирующих почерки.
Совпадения, обнаруживаемые в процессе сравнения рукописей разных лиц, также должны быть оценены экспертом как не влияющие на отрицательный вывод.
Если установлено, что рукопись, подлежащая исследованию, выполнена в обычных условиях, наличие совпадений может иметь место либо потому, что сравниваемые почерки относятся к одной группе по общим признакам, например степени выработанности, строению, преобладающей форме или направлению движений, и это влечет за собой одинаковое выражение некоторых частных признаков, либо из-за естественного сходства названных почерков, когда наряду с общими может совпадать большинство частных признаков, в том числе и редко встречающихся в почерках разных лиц.
Следует иметь в виду также, что при оценке совпадений признаков в сходных почерках необходимо обращать внимание не только на их наличие, но и на частоту повторяемости в сравниваемых рукописях. Довольно часто в сходных почерках она различается и по совокупности с различающимися признаками имеет существенное значение для формирования отрицательного вывода.
В процессе оценки различающихся признаков может оказаться, что возможность проверки их устойчивости ограничена, например, небольшим объемом исследуемой рукописи, а количество выявленных различий невелико. В связи с этим полностью нельзя исключить возможность выполнения сравниваемых объектов одним лицом. Однако на основании результатов сравнения и своего опыта эксперт почти уверен, что выявленные различия невозможно объяснить какими-то изменениями в почерке данного лица, так как признаки необычного выполнения pукописи отсутствуют, сравниваемые объекты близки по времени выполнения, на исследование представлено достаточное количество образцов и т.д, т.е. вероятность выполнения сравниваемых рукописей одним лицом очень мала. В таких случаях у эксперта формируется вероятный отрицательный вывод. Наличие совпадающих признаков не препятствует указанному выводу, если эти признаки относятся к часто встречающимся, а их объём невелик.
Оценка признаков, служащих основанием для положительного вывода об исполнителе. В процессе формирования категорического положительного вывода эксперт должен установить, что исследуемый документ выполнен данным предполагаемым исполнителем, а это означает, что совокупность признаков, положенных в основу вывода, обязательно должна обладать индивидуальностью, т. е. неповторимостью в почерках других лиц.
Так как своеобразие почерка, его индивидуальность создают, главным образом, частные признаки, то их необходимо включать в идентификационную совокупность.
Но даже совпадение всех частных признаков, содержащихся в исследуемой рукописи, не всегда дает основание для положительного вывода. Частные признаки должны обладать определенными качествами, чтобы их можно было включить в идентификационную совокупность. Эти качества выявляются путем проверки частоты встречаемости совпадающих признаков, их устойчивости, а также характера и степени зависимости от каких-то общих причин или друг от друга.
Среди частных признаков есть более общие и более детальные, которые, как правило, в почерках разных лиц встречаются реже, так как более многообразны в своих проявлениях, чем первые, и поэтому представляют большую ценность для идентификации. Разумеется, иногда редко встречающимися могут быть и более общие частные признаки как в отдельности, так и в их сочетании.
В идентификационную совокупность эксперт включает такие признаки (и в таком количестве), которые делают ее индивидуальной. Следовательно, частота встречаемости совпадающих признаков имеет первостепенное значение для обоснованности положительного вывода.
Так как в рукописях разных лиц содержится и выявляется разное количество редко и часто встречающихся частных признаков, существует определенная зависимость между частотой встречаемости и количеством признаков, включаемых в совокупность: чем реже встречаются признаки, тем меньше может быть их количество, и, наоборот, более распространенных признаков должно быть больше.
Значимость совпадающих частных признаков в определенной степени зависит и от конкретного выражения общих, характеризующих сравниваемые почерки. Например, в почерках, относящихся к группе упрощенных по общему строению, совпадение упрощений в отдельных буквах имеет меньшее идентификационное значение, чем совпадение усложнений, так как последние встречаются в упрощенных почерках значительно реже. Но и в этом случае следует различать типовые — распространенные для данной группы почерков-упрощения и более своеобразные, встречающиеся относительно редко даже в упрощенных почерках. То же можно сказать и в отношении таких частных признаков, как форма и направление движений: левоокружное направление и дуговая форма движений при выполнении отдельных букв (хотя они и предусмотрены прописями) в правоокружных угловатых почерках являются редкими и, следовательно, их совпадение более ценно.
В идентификационную совокупность, как правило, должны включаться только устойчивые признаки. Однако в рукописях, содержащих ограниченный почерковый материал, не всегда может быть выявлена устойчивость всех обнаруженных совпадающих признаков. Если некоторые из таких признаков относятся к редко встречающимся, а в рукописи отсутствуют признаки необычного выполнения, их можно включать в совокупность наряду с другими, устойчивыми признаками, но по количеству их должно быть больше, чтобы исключить случайность совпадений и гарантировать обоснованность вывода.
В процессе выделения признаков, включаемых в совокупность, необходимо учитывать их зависимость от какой-то одной причины либо их взаимную зависимость, имея в виду, что два или более однотипных, взаимозависящих или взаимообусловленных признаков фактически представляют собой одну особенность почерка. Так, эксперт довольно часто встречается с однотипными частными признаками, одинаково проявляющимися в разных буквах; например завитковая форма движения при выполнении начальных частей букв л, м, я, треугольная форма движения при выполнении подстрочных петель в буквах д, у, з или ц и ш и т.п.
Такие группы признаков проявляются благодаря одинаковой конфигурации элементов разных букв согласно прописям. В процессе формирования почерка в этих буквах (элементах) либо сохраняется их прописное однотипное выполнение, либо оно может измениться, причем у разных лиц по-разному.
Признаки, из которых один обусловлен наличием другого, могут наблюдаться в одной букве, например размещение точки начала движения при выполнении 1-го элемента буквы к относительно линии строки в данном случае обусловлено протяженностью этого элемента по вертикали. При этом в совокупность может войти лишь один из указанных признаков, а именно протяженность движений при выполнении вертикальных элементов. Положительный вывод не может считаться достаточно обоснованным без оценки различающихся признаков, если таковые обнаружены в процессе сравнительного исследования.
Оценка различий заключается в объяснении причин их происхождения, и категорический положительный вывод возможен только тогда, когда они находят свое естественное объяснение (например, вариационность признаков, не отобразившаяся в представленных образцах) и, следовательно, не имеют существенного значения. В рукописях, содержащих признаки необычного выполнения, различия могут иметь место как в результате умышленного искажения почерка, так и за счет снижения координации движений в связи с письмом в необычных условиях или необычным состоянием писавшего.
Практически эксперт в этих случаях руководствуется, с одной стороны, значимостью и объемом совпадающих признаков, с другой, — устойчивостью и количеством различий с учетом характера представленных образцов.
Наиболее сложной стадией оценки совпадающих признаков является установление достаточности выделенной совокупности для установления тождества, т. е. решение вопроса о ее неповторимости.
Изложенное позволяет сделать вывод, что к объективным основаниям правильной оценки совпадающих признаков и достаточности их совокупности относятся следующие:
1) редкая встречаемость признаков, включаемых в совокупность;
2) относительно самостоятельное идентификационное значение каждого из признаков;
3) устойчивость признаков;
4) отсутствие существенных различий (обязательное объяснение имеющихся различий).
В процессе оценки результатов сравнительного исследования эксперт может выявить такую совокупность совпадающих признаков, которая близка к индивидуальной, но не составляет ее. Это означает, что повторение найденной совокупности в почерке какого-то другого лица возможно при наличии очень близкого, чрезвычайно редкого сходства. В таком случае эксперт приходит к вероятному положительному выводу об исполнителе.
Вероятный положительный вывод может быть сделан экспертом как в случаях отсутствия различающихся признаков, так и при их наличии. Если отсутствуют различия, этот вывод может быть сделан, когда: а) совокупность содержит редко встречающиеся признаки, но их объем недостаточен для идентификации, а большее количество признаков выявить не удается, например из-за краткости рукописи; б) совокупность содержит большее количество совпадающих признаков, но среди них преобладают часто встречающиеся. Чаще такая совокупность выявляется при исследовании маловыработанных, «школьных» и высоковыработанных почерков простого строения, если объем исследуемой рукописи относительно небольшой.
Наличие некоторых различающихся признаков может не препятствовать вероятному выводу, если они хотя и не могут быть объяснены определенным образом как при категорическом выводе, однако эксперт отдает предпочтение такой причине их появления, которая не препятствует вероятному положительному выводу, т. е. почти уверен, что эти различия несущественны (разрыв во времени, вариационность почерка и т. д.).
Встречающееся иногда на практике категорическое объяснение различий с последующей дачей вероятного вывода представляется несостоятельным. Излагая свое мнение об исполнителе в вероятной форме, эксперт не может абсолютно исключить возможность выполнения исследуемой рукописи кем-то другим. В связи с этим и причина появления различий может быть иной, чем указанная им.
Если же причина различий эксперту вообще неясна и он полагает, что они могли появиться в результате разных, противоречащих друг другу причин (либо это варианты признаков почерка данного лица, не отобразившиеся в представленных образцах, либо признаки, чуждые его почерку), вероятный вывод не может быть сделан.
Вывод о невозможности решить вопрос об исполнителе. Данный вывод формируется у эксперта в случаях, когда количество и (или) идентификационная значимость обнаруженных признаков таковы, что их сочетание не может служить основанием как для категорического, так и для вероятного (отрицательного или положительного) вывода.
Наиболее часто решить вопрос об исполнителе затрудняет краткость исследуемой рукописи (иногда — недостаточность представленных образцов почерка предполагаемого исполнителя). Даже при отсутствии признаков необычного выполнения в таких рукописях количество выявленных особенностей движений пишущего может быть настолько небольшим, что оно не индивидуализирует его почерк и в то же время не дает оснований исключить данное лицо из числа предполагаемых исполнителей. Возможности исследования ограничены здесь и тем, что эксперт не может проверить устойчивость признаков и их вариационность.
Нередко одной из причин невозможности идентификации является простота выполнения исследуемого текста. Под простотой обычно понимается такое исполнение рукописи, при котором буквы содержат малое количество своеобразных, редко встречающихся признаков. Чаще это имеет место в почерках простого строения. Вообще простое строение почерка не является препятствием идентификации при достаточно большом объеме исследуемой рукописи. Поэтому в большинстве случаев простота выполнения является причиной невозможности решения вопроса об исполнителе в сочетании с краткостью исследуемого текста.
При исследовании маловыработанных почерков эксперт также нередко сталкивается с простотой выполнения рукописей, но в данном случае невозможность решения вопроса чаще является следствием не только простоты выполнения, но и неустойчивости признаков.
Серьезным препятствием для решения вопроса об исполнителе является изменение обычного почерка, которое может быть умышленным или непреднамеренным (действие необычных факторов). Возможности эксперта при этом зависят от характера и степени нарушения обычного процесса письма, объема и значимости сохранившихся признаков, а также количества и качества представленных образцов.