Предмет судебного почерковедения и задачи экспертизы
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР
ВНИИСЭ
__________________________________________________________
СУДЕБНО-
ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА
Юридическая литература
Москва-1971год
ГЛАВА 1:
ПРЕДМЕТ СУДЕБНОГО ПОЧЕРКОВЕДЕНИЯ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГЛАВА 2: ОФОРМЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОЧЕРКА И ПОДПИСИ
Общие положения
Установить исполнителя текста, подписи возможно только при правильно собранных сравнительных материалах — образцах почерка (подписи) предполагаемого исполнителя[13]. Поэтому вопрос о подготовке образцов, необходимых для сравнительного исследования, является чрезвычайно важным.
Если для производства судебно-почерковедческой экспертизы не будут представлены надлежащие образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого поставлен вопрос перед экспертом, то в этом случае не помогут ни высокая квалификация и долголетний опыт эксперта, ни применение самых совершенных методов исследования.
Ошибки же. допущенные при подборе образцов, могут повлечь за собой экспертную ошибку, что в конечном счете может направить следствие или суд на ложный путь.
Необходимым условием представляемых на экспертизу образцов является их достоверность, т. е. бесспорная (несомненная) принадлежность рукописей (подписей) лицу, чьими образцами они должны служить.
К основным требованиям, которые необходимо соблюдать при отборе сравнительных материалов — образцов, относятся их надлежащее качество и достаточное количество.
Под надлежащим качеством образцов понимается сопоставимость их с исследуемым документом по времени составления, темпу письма, виду документа, языку, материалу письма, способу исполнения и, если возможно, по содержанию и условиям исполнения документа.
Достаточное количество образцов означает такой их объем, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте (подписи).
В почерковедческих экспертизах обычно используются три вида образцов: свободные, экспериментальные и условно-свободные[14].
Свободными образцами почерка и подписиназывают рукописи и подписи, выполненные предполагаемым исполнителем вне связи с делом, по которому проводится экспертиза, и до возбуждения этого дела, когда исполнитель не предполагал, что они будут использованы в качестве сравнительных материалов для производства почерковедческой экспертизы. Подобные образцы, как правило, выполняются обычным почерком, без умышленного искажения.
Свободными образцами могут быть тексты и подписи, относящиеся к служебной переписке, автобиографии, собственноручно заполненные анкеты, заявления, личные письма, конспекты, подписи в платежных ведомостях, кассовых ордерах, библиотечных формулярах и других документах.
Найти и изъять свободные образцы почерка и подписи определенного лица можно по месту его жительства, на его работе и в других учреждениях, у родственников, знакомых и т. д.
Изъятие и приобщение документов в качестве свободных образцов оформляется протоколом в соответствии со ст. 141 УПК.
Несомненность происхождения — непременное условие образцов, их определяющий признак. Поэтому рукописи и подписи, направляемые на экспертизу в качестве свободных образцов, следует предъявить тому лицу, от имени которого они значатся, оформив это протоколом допроса.
Каждый образец удостоверяется лицом, выполнявшим его, например: «Текст выполнен мною. Подпись». Удостоверяющие надписи располагаются только на тех местах документа, где нет никаких записей.
В практике судебно-следственных органов нередки случаи, когда достоверность образцов не проверяется, что ведет к представлению эксперту рукописей (подписей), выполненных иными лицами и не могущих в силу этого служить образцами.
1. При производстве почерковедческой экспертизы по делу по обвинению Щ и других у эксперта возникло сомнение в достоверности некоторых подписей А, представленных следователем в качестве свободных образцов ее подписи Об этом эксперт сообщил следователю, и когда он предъявил указанные подписи самой А, то она пояснила, что эти подписи выполнены не ею, а кем-то другим
В дальнейшем, в отношении этих подписей следователь поставил вопрос перед экспертом, выполнены ли они самой А или В. В результате исследования было установлено, что большинство из этих подписей действительно выполнены В[15].
2. По экспертизе № 1318/А по делу по обвинению К следователю были без исполнения возвращены все материалы, так как выяснилось,
что представленные в качестве свободных образцов почерка К заявления от 20/1 и 29/111 62 г и жалоба от 14/111 63 г выполнены разными лицами. Следователю сообщали, что в качестве образцов почерка К,- эти рукописи не могут быть использованы до установления того, какие именно документы выполнялись им[16].
Таким образом, из за неправильного оформления сравнительных материалов в распоряжение эксперта были представлены недостоверные образцы.
В тех случаях, когда при изучении образцов, представленных на экспертизу, у эксперта возникнут сомнения в достоверности какого-либо образца, а остальных будет достаточно для производства экспертизы, эксперт не использует сомнительный образец для сравнения, продолжает проводить экспертизу, а вызвавший сомнение образец возвращается следователю или судье для выяснения его происхождения.
Экспериментальными образцами почерка (подписи) являются такие рукописи и подписи, которые по предложению судьи или следователя выполняются предполагаемым исполнителем специально для экспертизы.
Все экспериментальные образцы почерка (подписи) должны обязательно выполняться в присутствии следователя или судьи во избежание сомнений в подлинности этих образцов.
Получение экспериментальных образцов оформляется постановлением в соответствии со ст. 186 УПК, а их изъятие и приобщение к делу — протоколом с соблюдением требований ст. ст. 141 и 142 УПК.
В процессе выполнения экспериментальных образцов почерка или подписи ни в коем случае нельзя показывать исследуемый документ и давать его переписывать, потому что лицо, у которого отбираются образцы, не являясь действительным исполнителем, может выполнить текст или подпись с подражанием исследуемому, или, наоборот, являясь исполнителем исследуемого текста или подписи, может изменить свой почерк. И то и другое может осложнить в дальнейшем экспертное исследование.
Лицам, назначившим экспертизу, и экспертам следует иметь в виду, что в образцах почерка (подписи), отбираемых специально для проведения судебно-почерковедческой экспертизы, могут содержаться искажения признаков почерка, которые умышленно вносятся лицом, их исполняющим, для сокрытия признаков своего почерка.
1 октября 1965 г. из товарищеского суда одного предприятия Москвы поступили материалы для производства почерковедческого исследования письма написанного в июле 1964 года (рис. 1а).
Рис. 1а: Фрагмент исследуемого письма, написанного в 1964 году.
Исследованием требовалось установить, не выполнено ли это письмо М?
В качестве образцов почерка М были представлены обьяснительная записка, текст анкеты на двух листах, автобиография.
Образцы относились к 1965 году и были отобраны специально Для экспертизы (рис. 1б).
В процессе сравнительного исследования эксперт установил как различающиеся, так и совпадающие признаки почерка, на основании
Рис. 1б: Экспериментальный образец почерка М, выполненный в 1965 году
которых невозможно было прийти к какому-либо выводу, используя лишь представленные образцы почерка.
Эксперт запросил свободные образцы почерка М.
По получении свободных образцов почерка, относящихся к 1964 году (рис. 1в), стало очевидным, что все образцы, представленные ранее, выполнены М искаженным почерком.
Рис. 1в: Свободный образец почерка М, выполненный в 1964 году.
При наличии указанных свободных образцов почерка эксперт сделал категорический положительный вывод[17].
Свободные и экспериментальные образцы необходимо представлять во всех случаях назначения почерковедческих экспертиз.
Сопоставление свободных и экспериментальных образцов между собой дает возможность эксперту, с одной стороны, проверить достоверность свободных образцов, с другой — установить, нет ли искажений почерка в экспериментальных образцах.
Условно-свободные образцы —это такие рукописи или подписи, которые выполнены после возникновения дела, зачастую и в связи с ним (различные объяснения, заявления, жалобы и другие документы), но не специально для экспертизы.
Подобные образцы являются особым видом образцов потому, что они не могут быть отнесены ни к свободным, ни к экспериментальным образцам.
При наличии свободных и экспериментальных образцов эксперт сможет проверить несомненность представленных условно-свободных образцов. Однако если в распоряжении следователя или судьи имеются только условно-свободные и экспериментальные образцы, а свободные по каким-либо причинам отыскать невозможно, то эти причины следует указать в постановлении или определении для того, чтобы эксперт не запрашивал свободные образцы.
В таких случаях экспертное исследование, как правило, бывает затруднено из-за недостаточности образцов, хотя иногда вопрос, поставленный перед экспертом, все же может быть разрешен при условии, что в этих образцах окажется достаточная совокупность идентификационных признаков почерка.
В случае, когда имеются только условно-свободные и экспериментальные образцы почерка, подписи, эксперту необходимо тщательно проверить достоверность первых, так как некоторые из них могут быть выполнены не тем лицом, от имени которого они значатся, а другим по просьбе предполагаемого исполнителя.
Все образцы, направляемые на экспертизу, должны быть заверены лицом, назначившим экспертизу, например: «Свободный (экспериментальный) образец почерка Петрова И. Н. Следователь, судья (подпись)». Эти заверительные надписи также должны располагаться только на участках, свободных от текста.
Если свободные образцы почерка или подписи находятся в документах, на которых по тем или иным соображениям писать нельзя, то ограничиваются описанием их в постановлении или определении с точным указанием реквизитов и исполнителя.
Таковы наиболее общие требования, предъявляемые к сравнительным материалам. Наряду с ними существует ряд правил получения образцов почерка (подписи) в зависимости от особенностей выполнения исследуемых объектов (рукописи с искажением собственного почерка либо подражанием почерку другого лица, выполненные левой рукой, буквами печатной формы и др.).
Эти правила ввиду их специфики излагаются в соответствующих главах настоящего пособия.
Требования, предъявляемые к свободным образцам почерка и подписи
Тексты и подписи, представляемые в качестве свободных образцов, должны обладать определенными качествами. Говоря о качествах сравнительных материалов, имеют в виду такие их свойства, которые дают возможность произвести глубокое и всестороннее сравнительное исследование, а это возможно лишь при условии сопоставимости образцов с исследуемым документом. Сопоставимость свободных образцов достигается соответствием их исследуемому документу:
1) по письменности и языку, так как при разной письменности отсутствуют сопоставимые письменные знаки, а при одинаковой письменности, но разных языках нельзя судить о таких признаках письменной речи, как характерные выражения и обороты речи, своеобразное построение предложений, стиль изложения;
2) по времени написания. Важно, чтобы разрыва во времени выполнения образцов и исследуемого документа не было или чтобы он был бы минимальным. Это необходимо потому, что устойчивость почерка относительна и отдельные признаки почерка со временем изменяются.
В период школьного обучения письму об устойчивости признаков почерка можно говорить лишь применительно к очень небольшому периоду времени. Поэтому при исследовании рукописей, выполненных в период формирования почерка, требуется точное соответствие по времени выполнения сравнительных материалов и исследуемой рукописи, подписи.
Установлено, что сформировавшийся почерк менее подвержен временным изменениям. Признаки такого почерка, как правило, в течение длительного времени сохраняются без изменений. Поэтому при исследовании рукописей, выполненных высоковыработанным почерком, в ряде случаев возможна идентификация на основе сравнения с образцами, выполненными раньше или позже, чем исследуемый документ, с разрывом во времени даже в несколько лет.
Иногда у лиц преклонного возраста навыки письма частично разрушаются, что ведет к изменению почерка, причем этот процесс может протекать очень быстро. Поэтому при исследовании документов, выполненных старыми людьми, необходимы сравнительные материалы, относящиеся к тому же периоду времени, что и исследуемые.
В связи с изложенным эксперту нужно сообщать сведения о возрасте, заболеваниях, влияющих на почерк, профессии и образовании лиц, образцы почерков (подписей) которых представляются на экспертизу. Это поможет эксперту дать правильную оценку выявленным признакам почерка;
3) по содержанию и целевому назначению. Например, если на исследование направляется текст расходного кассового ордера, то в качестве образцов желательно иметь тексты, расположенные в бланках расходных кассовых ордеров, потому что в аналогичных по форме и содержанию документах вероятнее всего проявится тот же вариант почерка, а также встретятся те же сочетания слов и букв, особенно тогда, когда лицо неоднократно заполняет подобного рода документы;
4) по материалу письма. Очень важно, чтобы образцы были выполнены таким же пишущим прибором (перьевая ручка, автоматическая ручка, карандаш) и, по возможности, на такой же бумаге, поскольку различия
вариантов признаков почерка одного и того же лица в зависимости от примененных материалов письма могут быть весьма значительными;
5) по способу исполнения. Если исследуемый текст написан с подражанием какому-либо шрифту (например, чертежному, буквами печатной формы) или написан левой рукой (при обычном письме правой рукой), рекомендуется попытаться разыскать свободные образцы, выполненные таким же способом;
6) по условиям выполнения документа. Если исследуемый документ выполнялся в каких-то необычных условиях (например, стоя либо сидя или при расположении рукописи на коленях и т. п.), то в качестве свободных образцов почерка (подписи) желательны документы, исполненные в аналогичных условиях;
7) по состоянию пишущего. Если известно, что исследуемый документ исполнялся лицом в каком-то необычном состоянии (например, во время болезни глаз или руки), то в качестве свободных образцов желательны рукописи, выполненные в том же состоянии;
8) по темпу письма. Установлено, что при разных темпах письма у пишущего, обладающего высокой степенью выработанности почерка, неодинаково выражаются отдельные признаки почерка, а иногда различается и вся система движений в целом, так как темп исполнения письма и вариационность взаимозависимы Как правило, характеристика темпа письма связана с типом строения почерка. Так, наиболее медленным является темп письма у лиц с усложненным почерком, а наиболее быстрым — у лиц с упрощенным почерком. Сообразно с предполагаемым темпом выполнения исследуемого документа необходимы и свободные образцы почерка — при быстром темпе — конспекты лекций, наспех написанные различные записи; при медленном темпе — тексты официальных документов — заявлений, автобиографий, личных листков по учету кадров и т. п.
Если при направлении материалов на судебно-почерковедческую экспертизу не соблюдаются указанные требования, то вопрос, поставленный на разрешение эксперта, может быть не решен. В этих случаях эксперт ходатайствует о представлении ему дополнительных материалов. необходимых для дачи заключения (ст. 82 УПК).
Не менее важным является и вопрос относительно количества образцов почерка (подписи), так как образцы, подобранные в соответствии с перечисленными требованиями, но в недостаточном количестве, не дадут возможности эксперту проследить частоту встречаемости и устойчивость признаков почерка.
Так как в каждом конкретном случае требуется разное количество образцов, то трудно дать единые и точные рекомендации для всех видов почерковедческой экспертизы. Однако в отношении свободных образцов можно придерживаться следующего общего положения: образцов почерка должно быть не менее 5 страниц стандартного формата; подписи — не менее 10.
Необходимо учитывать и то, что у одного и того же лица может быть несколько вариантов почерка (подписи). Например, кроме основного скорописного могут быть и другие варианты почерка — как скорописные, так и иные — с подражанием печатному, чертежным шрифтам и т. п.; подписи по транскрипции могут быть буквенные, штриховые, смешанные, полные и сокращенные, Поэтому особое внимание следует уделять обнаружению документов, в которых имелись бы варианты почерка (подписи), наиболее близкие к исследуемым. Часто подобные варианты удается найти в документах, аналогичных исследуемому.
Таблица 1
Индивидуальность с помощью различных признаков выражена неодинаково. Как уже говорилось, объем индивидуальной информации, заключенной в признаке, зависит от частоты его встречаемости в почерках разных людей: чем реже повторяется признак в почерках разных лиц, тем больше его индивидуализирующая способность, а следовательно, и идентификационная значимость. Общие признаки, как правило, имеют групповое классификационное значение. По их выраженности в конкретных рукописях эти признаки можно распределить на группы, содержание которых будет более или, напротив, менее обширным, в зависимости от того, насколько распространено конкретное выражение общего признака. Чем уже выделяемая на основании конкретного признака группа, тем больше индивидуализирующее значение общего признака. Так, если преобладающее правоокружное направление движения встречается очень редко, то данное выражение признака в конкретном случае исследования позволит отнести почерк к узкой, редко встречающейся группе почерков. Если почерки с преобладающим левоокружным направлением движений встречаются довольно часто, то идентификационная значимость такого признака меньшая.
Для установления исполнителя рукописи, а равно и для исключения конкретного лица из числа ее предполагаемых исполнителей кроме индивидуализирующего значения признака важна его устойчивость. Под устойчивостью, как известно, понимается воспроизводимость проявления признака в пределах рукописи и его сохраняемость при письме в различных условиях.
Конкретное выражение признака имеет большую ценность для результатов исследования, если оно отличается постоянством в одном проявлении или в определенных вариантах. Если же проявление признака незакономерно колеблется, его использование затруднено и ограниченно.
Дальнейший разбор идентификационных признаков включает в себя:
1) характеристику признака с точки зрения той конкретной особенности процесса письма, которую он отражает;
2) характеристику примерных выражений признака в рукописях;
3) идентификационную значимость или частоту встречаемости конкретных выражений признака[20];
4) устойчивость признака или конкретных его выражений при письме в измененных условиях.
Темп движений при письме
Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно различается в почерках разных лиц, находящихся в пределах одной степени выработанности. Даже в пределах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естественно, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кроме того, даже находясь на одной стадии обучения письму, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки.
Различие в темпе письма сказывается в уже известных признаках, основным из которых является степень непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний.
В группе высоковыработанных почерков экспериментально установлена зависимость темпа выполнения рукописей от строения почерка, от его сложности. Самыми медленными по темпу исполнения являются усложненные почерки, самыми быстрыми — упрощенные, среднее положение занимают простые (прописные) почерки. В пределах групп почерков по строению темп может различаться по степени выраженности признаков упрощения и усложнения.
Темп письма — признак, вообще тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа
Темп письма может привычно варьировать у каждого пишущего в зависимости от назначения документа и ряда других условий. Вариационность темпа, равно как и других признаков, в наибольшей степени выражена в высоковыработанных почерках. Лица, имеющие почерки, приспособленные к медленному темпу письма, одновременно располагают вариантом, рассчитанным - на быстрый темп. Вообще большими возможностями варьировать темп письма обладают лица, имеющие усложненные и простые, почерки; меньшая вариационности наблюдалась у лиц, имеющих упрощенный почерк.
Темп письма в ряде случаев замедляется при влиянии на процесс письма необычных условий или состояния. Как правило, замедление темпа о сопутствует намеренному изменению почерка с целью демаскировки.
Степень и характер нажима
Нажим при письме отражает степень и характер затрачиваемых усилий. На траектории движения это сказывается в виде колебаний большей и меньшей вдавленности и ширины штриха.
При обучении нажимному письму перьевой ручкой требовалась отчетливая дифференциация нажима при выполнении основных элементов сгибательными, т. е. направленными сверху вниз, движениями, и соединительных элементов — разгибательными движениями — направленными вверх вправо. В скорописи выраженность нажимных и ненажимных штрихов обычно ослабевает. При переходе в настоящее время с самого начала обучения на письмо авторучкой нажим утратил свое специальное значение. Тем не менее и в этом случае разное соотношение в распределении усилий при выполнении основных и соединительных элементов все же сохраняется, но в рукописи обычно выражается незначительно. Нажим можно использовать в качестве идентификационного признака, исследуя общую степень нажима, степень дифференциации между нажимными и ненажимными движениями и локализацию нажимных движений в штрихе.
Ориентировочно характеристика нажима возможна по следующим показателям:
сильный и значительно дифференцированный нажим — ширина основных штрихов превышает ширину соединительных более чем в 2 раза;
средний и дифференцированный нажим — ширина основных штрихов превышает ширину соединительных штрихов в 2 раза;
слабый и недифференцированный нажим — незначительная ширина основных штрихов примерно равна ширине соединительных (рис. 16 а, б, в).
Рис 16 Нажим: а — сильный, б — средний, в — слабый.
Отметим, что сильный нажим относительно редко встречается в высоковыработанных и даже средневыработанных почерках. Редко встречающимся признаком является очень слабый нажим.
Отчетливая дифференциация нажимных и ненажимных движений при распространенном в настоящее время письме авторучками наблюдается довольно редко и главным образом в документах, исполненных перьевой ручкой или карандашом
Локализация нажимных движений чаще встречается в основных элементах, выполняемых сгибательными движениями сверху вниз, и реже — в местах перехода от основных элементов к соединительным и в горизонтальных частях элементов (см. рис. 17).
Рис 17 Необычная локализация нажима
Нажим относится к признакам, претерпевающим изменения под влиянием необычных условий письма и относительно устойчивым при стремлении намеренно изменить свой почерк.
Под влиянием изменения во внешней обстановке письма — позы, материала письма — претерпевают изменения и силовые компоненты движения. В результате нажим может увеличиваться, уменьшаться, становиться неоднородным.
Иногда степень нажима изменяется при ускорении и замедлении письма, причем при ускорении чаще наблюдается тенденция к увеличению, а при замедлении возможно как увеличение, так и уменьшение нажима
При намеренном изменении почерка в большинстве случаев устойчива локализация нажимных движений. Это, видимо, объясняется тем, что данный признак является «неброским», мало связанным со зрительным образом букв и слов. Этот признак сохраняется даже при компетентном изменении и подражании почерку другого лица.
При письме левой рукой или изменении способа держания пишущего прибора признак претерпевает изменения.
Признаки почерка, свидетельствующие о выполнении рукописи в изменённых внешних условиях (непривычная поза, необычные материалы письма и способ держания пишущего прибора, письмо при недостаточном освещении и в темноте)
А. Влияние позы пишущего на признаки почерка[24]
Характеристика признаков почерка в рукописях, выполненных пишущим в непривычной позе:
1. Сидя: а) положение бумага горизонтальное, упор руки на кисть или запястье; б) бумага на коленях.
2. Полулежа, бумага на коленях.
3. Стоя: а) положение бумаги горизонтальное, упор руки на предплечье; б) положение бумаги горизонтальное, упор руки на кисть или запястье; в) положение бумага вертикальное, упор на предплечье; г) упор руки на кисть или запястье, положение бумаги вертикальное.
Непривычная поза влияет на почерк в связи с перемещением в процессе письма точек опоры при изменении привычного положения руки и корпуса пишущего.
В обычных условиях человек пишет сидя, опираясь на предплечье, запястье (реже на ребро кисти, мизинец, безымянный палец). Работа звеньев пишущей руки при этом имеет статический и динамический характер. Статическая работа направлена на удержание руки в определенном положении, а динамическая — на выполнение букв, слов, фраз с помощью определенных движений.
У пишущих по-разному координируется в процессе письма работа различных групп мышц пальцев, кисти, предплечья, плеча. Степень участия этих групп мышц также различна: у одних в большей степени участвуют пальцы; у других — кисть; у третьих — наиболее активно работает предплечье. Но каковы бы ни были соотношения этих звеньев при нормальных условиях письма, их участие в этом процессе обусловлено навыком.
При изменении же точек опоры это привычное координационное соотношение различных групп мышц нарушается. Так, при письме стоя, как правило, точки опоры сосредоточиваются только на запястье и ребре кисти.
В связи с тем, что пишущий лишается возможности опираться на предплечье, увеличивается статическое усилие и напряжение отдельных групп мышц и движения перестают быть такими же свободными и точными, как при обычном письме.
Степень выработанности при выполнении текстов в необычной позе сохраняется, однако отдельные ее показатели (координация движений, темп) могут изменяться.
Координация движений нарушается прежде всего. В рукописи появляются признаки недостаточной согласованности движений предплечья и кисти с мелкими движениями кисти и пальцев: неустойчивость наклона, протяженности движений по вертикали и горизонтали, размещения движений по вертикали.
При значительных изменениях в позе особая трудность возникает в перестройке механизма письма, поэтому наблюдается нарушение согласованности и в мелких движениях пальцев и кисти. В буквах появляется извилистость, изломы штрихов, угловатость овальных и полуовальных элементов.
В результате снижения координации движений при изменении условий письма снижается стройность и четкость почерка. Наряду с этим в рукописи отмечаются особенности движений, свидетельствующие о более высоких координационных возможностях пишущего, что чаще всего выражается в строении букв.
Структурная сложность движения (строение почерка). В рукописи, выполненной в необычной позе, могут наблюдаться изменения почерка, обусловленные упрощением движений. Выполняя рукопись в непривычной позе, пишущий стремится сохранять привычные формы букв, однако ввиду необычности условий это не всегда удается и пишущий упрощает движения. В тех случаях, когда поза изменяется значительно, пишущий может выполнять буквы, приближая их к прописям для сохранения читаемости. Это вызвано тем, что упрощение строения букв вместе с деформацией их из-за снижения координации движений делает рукопись очень нечеткой.
Преобладающая форма движенийпри письме в необычной позе[25] сохраняется в отдельных проявлениях до момента приспособления пишущего к измененным условиям. Затем форма движений изменяется в сторону упрощения.
Кроме того, возможно изменение формы движений в случаях значительного снижения координации движений.
Преобладающее направление дугообразных движенийотносительно устойчиво.
Протяженность движений по вертикали и горизонтали (высота и разгон) неустойчива, но в большинстве случаев отмечается ее увеличение. Одной из причин увеличения протяженности движений может быть изменение положения руки, вызывающее, как уже отмечалось, напряжение мышц, а отсюда и затруднение в своевременном торможении движений. В результате этого движения оказываются по протяженности большими.
Кроме того, увеличение протяженности движений может быть обусловлено стремлением пишущего сохранить разборчивость выполняемой рукописи.
Направление сгибательных движений(наклон букв) в условиях выполнения рукописи стоя и сидя с бумагой на коленях, как правило, остается без изменений.
Данный признак, по-видимому, сохраняется в связи с тем, что пишущему при изменении положения руки дается сохранить привычное расположение кисти руки относительно предплечья, обеспечивающее направление сгибательных движений, а также в отношении листа бумаги и линовки на ней.
Связностьв процессе письма стоя и сидя при расположении бумаги на коленях значительно увеличивается. Связность скорее всего увеличивается вследствие затруднения в совершении сгибательно-разгибательных движений кисти (необходимых для отрыва кончика пишущего прибора от листа) при ее напряженности и скованности, вызванной непривычными условиями письма. Кроме того, увеличение связности можно объяснить тем, что безотрывно выполнять текст легче в непривычной позе, так как кончик пишущего прибора является дополнительной опорой для пишущего.
Признаки пространственной ориентации (топографические признаки). Интервалы между словами изменяются (увеличиваются, уменьшаются), но могут и устойчиво сохраняться.
Направление линии письма, как правило, не изменяется, форма линии письма также в основном сохраняется, но оказывается более выраженной. Так, если при письме в обычных условиях форма линии письма прямолинейная с небольшим проявлением извилистости, то в измененных условиях извилистость выражается более отчетливо.
Размещение линии письма относительно бланковой строки не изменяется, но неравномерность ее размещения (если она есть) проявляется ярче.
Размещение движений при выполнении знаков препинания отличается неустойчивостью.
Частные признаки. Строение букв (по степени сложности) при письме в необычной позе нередко изменяется в сторону упрощений. В рукописи начинают преобладать варианты букв упрощенного строения либо изменяется частота их встречаемости в сторону увеличения объема упрощенных вариантов.
Появляются новые упрощенные варианты букв, однако отметим, что в измененных условиях в основном сохраняются все проявившиеся в обычных условиях варианты букв, включая и усложненные, которые часто приобретают деформированный вид.
В большинстве случаев сохраняются элементы букв, которые имеют значение для читаемости и отличают данную букву от других (например, в буквах б, д, й сохраняются над- и подстрочный элементы), первые элементы либо центральная часть буквы, а также редко встречающиеся буквы. Сохранение всех вариантов строений букв в измененных условиях можно объяснить устойчивостью зрительно-двигательного представления о буквах, изменение же в соотношении вариантов — приспособлением к измененным условиям.
Признаки, свидетельствующие о выполнении рукописи при изменении состояния пишущего (заболевание центральной нервной системы, состояние алкогольного опьянения, состояние повышенного возбуждения и торможения)
А. Признаки письма в рукописях лиц, перенесших травму мозга[27]
Координация движенийпри письме у лиц, перенесших травму мозга, часто нарушается. При этом отмечается зависимость характера и степени снижения координации движений от степени выработанности почерка пишущего[28].
Наибольшее число нарушений координации движений при письме отмечается у лиц с низкой степенью выработанности почерка, наименьшее — с высокой.
У лиц с высокой и средней степенью выработанности почерка нарушения координации движений выражаются, главным образом, в мелких изломах и извилистости штрихов, наиболее часто проявляющихся в буквах, содержащих овальные и полуовальные элементы, в неточности соединений элементов букв и букв, повторяемости я неточности движений при выполнении начальных элементов букв.
У лиц с низкой степенью выработанности почерка чаще наблюдаются более грубые нарушения координации движений, проявляющиеся в значительно выраженных изломах и извилистости штрихов в сочетании с резкой неустойчивостью протяженности движений по вертикали и горизонтали, неравномерности размещения движений по вертикали. Отмечаются также неточность соединения букв и их элементов, неточность, повторяемость движений при выполнении начальных элементов букв.
Вследствие нарушения координации движений при письме стройность и четкость почерка у рассматриваемой группы лиц (независимо от степени его выработанности) часто является недостаточной.
У лиц, перенесших травму мозга, отмечается замедление темпа письма.
Преобладающая форма движений в почерке может измениться вследствие перехода на угловатые, резкие движения, характерные для лиц, перенесших травму, с явлениями аффективно-волевых нарушений (при повышенной реакции на воздействие внешних факторов и недостаточной способности руководить собственными действиями).
Особенностейв проявлении протяженности движения по вертикали и горизонтали,<