Игры для развитии детей 3–4 лет
Этот возраст относится к переходному от раннего детства к дошкольному. Он осложнен «кризисом трех лет». В этот период у ребенка резко обостряется стремление к самостоятельности. Однако недостаток жизненного опыта, сознательного понимания действительности, развития высших способностей, приводит к тому, что самостоятельно ребенок себя реализовать не может. Его стремление к независимости выражается в повышении капризности, упрямстве, непослушании. Все вместе это вызывает напряжение и ребенка, и его родителей. Возникает много конфликтов. Ребенок в этот период требует повышенного внимания и понимания со стороны взрослых и одновременно ощущения самостоятельности в своих действиях. Решение этих проблем в определенной степени осуществляется продуманным игровым взаимодействием. Игра позволит ребенку уточнить представления об окружающем мире, разовьет умственные способности, обогатит его чувства. Выполняемые по ходу игры действия способствуют развитию настойчивости, упорства, дисциплинируют характер, формируют терпение.
Кроме общих задач и функций игры в этот период особенно должны быть направлены на развитие моторики ребенка, словарного запаса, формирования основных навыков ухода за собой (одеться, умыться, прибрать игрушки и т. д.).
Игра на воспроизведение известных предметов
Вам понадобятся несколько картинок достаточно большого размера и несколько более мелких квадратиков. Дайте ребенку внимательно рассмотреть все картины. С помощью квадратиков закройте одну картину а затем начинайте по очереди в разных местах снимать квадратики. После открытия каждого очередного «кусочка» основной картины попросите ребенка угадать, что за картина спрятана под квадратиками. Кто из детей раньше угадает, что за картина «спрятана», тот и выиграл.
Игра «Кошки-мышки»
Вариант для маленьких детей заключается в общей веселой беготне всех детей («мышек») за одним взрослым («кошкой»). В результате все «мышки» должны поймать «кошку».
Игра «Руси-лебеди»
Это тоже активная моторная игра, развивающая координацию детей. Все дети изображают «гусей-лебедей», машут, как крыльями, ручками и «перелетают» с одного места на другое, по указанию взрослого. («Теперь мы полетели на стульчики! Кто быстрее? А теперь – на диван» и т. д.). Игра сопровождается приговоркой.
– Гуси-Гуси!
– Га-га-га! – отвечают дети.
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так идите же сюда! (на диван! И т. д.)
Лучше, когда эта и предыдущая игры проводятся на свежем воздухе.
Игра «Зоопарк»
Данная игра направлена на развитие речи ребенка, восприятия звуков, внимания и памяти. Дети встают в круг. Взрослый говорит, что они будут разными зверушками, которые живут в зоопарке. Он «идет по зоопарку» и останавливается перед конкретным ребенком. Задача ребенка – «перевоплотиться» в соответствующего зверя. Покричать, как зверь (утка крякает, медведь рычит, лисичка тявкает, дятел стучит и т. д.) или изобразить его движениями (зайчик прыгает, сорока – летает, тигр – бежит и т. д.). Взрослый должен помогать детям в игре. Например, вначале детям можно рассказать о животных, попробовать их изобразить, а затем уже «идти в зоопарк».
Игра «Шоколадка»
Дети делятся на команды – по 3 человека, но команды должны составлять равное число участников. Каждой команде выдается одна небольшая шоколадка. По знаку ведущего первый игрок разворачивает шоколадку, откусывает от нее кусочек и передает следующему игроку. Следующий откусывает еще кусочек и передает следующему. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее съесть всю шоколадку и чтобы каждому обязательно досталось по кусочку.
Игра «Веселый Там-Там»
Всем игрокам раздаются барабаны, коробки или другие предметы, которые являются «там-тамами». У взрослого ведущего тоже свой «там-там». Взрослый руками на своем «там-таме» отбивает какой-нибудь простой ритм. Например, та-та, та-та. Дети вместе на своих «тамтамах» должны повторить. И так далее. Игра вызывает у детей много веселья, формирует первичные навыки совместного действия и развивает слуховое восприятие, чувство ритма.
«Трудовые» игры
Научными исследованиями установлено, что трудовые игры, т. е. игры, в которых осваиваются элементарные трудовые навыки, благотворно влияют одновременно и на физическое, и на психическое развитие ребенка: повышается работоспособность и деятельность всего организма, совершенствуется нервная система. Трудовые действия укрепляют мышцы ребенка, содействуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. В трудовой деятельности малыш узнает много нового, интересного для него о предметах и материалах, которые использует. Например, ребенок на практике убеждается, что слепить пирожок можно только из мокрого песка, что в деревянную дощечку можно вбить гвоздик, что бумага легко сгибается, рвется и т. д. Мать, наблюдая за трехлетним ребенком, может заметить, что, если ему предложить вытереть тряпкой стол, он будет без конца повторять это движение. Это происходит потому, что он, овладевая процессом трудового движения, получает много радости.
В этих играх детям предлагается что-то полезное делать вместе со взрослыми.
– Давай вместе уберем кубики.
– Давай размешаем чай.
– Помоги мне готовить кашу – подержи ложку.
– Вытри стол.
Все действия ребенка, которые соответствуют трудовым, надо поощрять и вводить в игровое поведение.
Игрушки
В этом периоде огромное значение в игре ребенка приобретают игрушки. Игрушки ему необходимы как «посредники» в знакомстве с окружающим миром. Хорошие игрушки стимулируют развитие умственных и физических способностей, но даже самые лучшие из них лишь воспроизводят действительные условия жизни.
Игрушки разнообразны и достаточно сложны. Часть из них имитирует объекты «взрослой» жизни (куклы, машинки, кукольная посуда, домики, игрушечные инструменты – лопатки, молоточки, ведерки и т. д.). Другие представляют достаточно абстрактные элементы для «создания» новых объектов: конструкторы, трансфор-меры, кубики, мячи, палки и т. д. Вторая группа игрушек особенно важна для интеллектуального и физического развития ребенка. Например, мячи, какие-то подпрыгивающие игрушки хороши для преследования. Создавая из конструктора новые объекты, ребенок развивает интеллект и творческие способности. Но ему часто необходима помощь взрослого. Дети в этом возрасте любят играть со взрослыми в игрушки. Однако родители часто совершают типичную ошибку, подробно показывая ребенку, как «правильно» играть с игрушкой, оставляя ребенку роль пассивного наблюдателя. Внимание детей в этом возрасте очень неустойчиво, и, когда они «выключены» из активного процесса игры (должны только смотреть), то быстро теряют интерес. Многие родители разочарованы: купили ребенку игрушку, которую он сам выбрал в магазине, пришли домой и начинают объяснять ребенку «правила пользования», а ребенок равнодушно отворачивается или начинает забавляться со старой игрушкой, совершенно игнорируя новую. Относитесь к процедуре приобретения игрушек ответственно, покупайте их по возрасту ребенка: и слишком сложные, и слишком простые игрушки не интересны ребенку.
Приобретя новую игрушку, необходимо дать ребенку возможность самому распаковать коробку (или вместе со взрослым, по желанию ребенка), потрогать ее, повертеть, рассмотреть и попытаться воспользоваться. Малыш увлеченно возится с мозаикой, пазлами, рисует, строит из кубиков башню. Получается у него не так, как надо: частички рассыпаются, не встают на свое место, нарисованный домик выходит кривой. Вам хочется вмешаться, объяснить, показать, и вы не выдерживаете: «Надо не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам!» Все игрушки должны оставаться в собственности и свободном использовании у детей. Это их «собственный мир». Если игрушка сложна для ребенка и требует объяснений, то они должны быть простыми, лаконичными и сопровождать действия с игрушкой самого ребенка, а не взрослого! Ребенок может «изобрести» новый способ игры с данной игрушкой – не мешайте ему. Только таким образом вы способствуете развитию творческих способностей ребенка. Если игрушка оказалась очень сложна, ребенок не освоил ее и потерял к ней интерес, не настаивайте. Уберите ее. Ребенок повзрослеет и со временем сможет в нее играть с интересом.