Тема 6. Доказательство и опровержение в правоохранительной деятельности.
Логическая структура доказательства: тезис, аргументы, форма доказательства (демонстрация). Правила доказательства. Виды доказательств: прямое доказательство; косвенное доказательство и его виды.
Ошибки, возможные в доказательстве (аргументации). Основные виды ложных доказательств.
Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации. Логические требования к научной критике. Логические ошибки: паралогизмы и софизмы. Понятие о логических парадоксах.
Применение доказательства и опровержения в правоохранительной деятельности.
Тема 7. Формы научного познания и их применение в правоохранительной деятельности.
Понятие проблемы. Проблема и вопрос. Виды проблемных ситуаций. Логическая природа проблемы. Значение проблемы как формы научного познания в правоохранительной деятельности.
Понятие гипотезы. Гипотеза как форма развития научного знания. Построение гипотезы и методы её верификации.
Роль эксперимента в процессе верификации гипотезы. Гипотеза и криминалистическая версия. Роль следственного эксперимента в верификации криминалистической версии.
Теория как форма организации научного знания. Основные виды научных теорий: дедуктивные и гипотетико-дедуктивные. Понятие об аксиоматически построенных теориях. Особенности юридических (правовых) теорий.
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
Все разделы дисциплины «Логика» как основы общенаучной методологической грамотности, логической культуры и методической дисциплины мышления обучающихся являются необходимыми (базовыми) для успешного освоения обеспечиваемых (последующих) дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках логики имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость для других дисциплин (вне их предметных особенностей).
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
Очное обучение
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | С | ПЗ | ЛР | КР | Всего аудиторных | СР | Всего |
1. | Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
2. | Логическая теория понятия и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
3. | Логическая теория суждения и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
4. | Логическая теория умозаключения и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
5. | Законы мышления и их применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
6. | Доказательство и опровержение в правоохранительной деятельности | ||||||||
7. | Формы научного познания и их применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||
Экзамен | |||||||||
Итого |
Заочное обучение
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | С | ПЗ | ЛР | КР | Всего аудиторных | СРС | Всего |
1. | Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
2. | Логическая теория понятия и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
3. | Логическая теория суждения и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
4. | Логическая теория умозаключения и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
5. | Законы мышления и их применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
6. | Доказательство и опровержение в правоохранительной деятельности | ||||||||
7. | Формы научного познания и их применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
Подготовка к зачёту | |||||||||
Зачёт | |||||||||
Итого |
6. Лабораторный практикум.По данной учебной дисциплине предусмотрено выполнение практикума.
7. Примерная тематика курсовых работ. По данной дисциплине выполнение курсовой работы не предусмотрено.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
б) Основная литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2011.
2. Мигунов А.И., Микиртумов И.Б., Фёдоров Б.И. Логика. Учебник. СПб., 2010.
3. Рахматуллин Р.Ю., Исаев А.А., Линкевич А.Е. Логика: учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД, 2010.
4. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений/ 9-е изд. – М.: Омега-Л, 2010.
в) Дополнительная литература:
1. Сальников В.П., Назаренко А.Ф., Караваев Э.Ф. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2003.
2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.
3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.
4. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.
5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.
6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике /Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.
г) программное обеспечение.
Специализированного программного обеспечения для организации учебного процесса в рамках данной дисциплины не требуется.
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
1) Учебная и учебно-методическая литература из фондов библиотеки СПбУ МВД РФ.
2) Печатные материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Логика»
3) Электронный глоссарий по дисциплине «Логика»
4) Электронное учебное пособие по логике – размещено в системе ДО СПбУ МВД РФ.
5) Компьютерные презентации по дисциплине «Логика» (309 кадров) – размещены в системе ДО СПбУ МВД РФ
6) http://humanities.edu.ru/db/sect/27 - Сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Раздел «Логика» содержит информацию о литературе и интернет-ресурсах, посвященных логике.
7) http://www.iph.ras.ru/~logic/index.html - Сайт сектора логики Института философии РАН. Рекомендуется тем, кто желает познакомиться с современным состоянием логических исследований.
8) http://golovolomka.hobby.ru – Содержит задачи, головоломки. Кроме того имеются полнотекстовые электронные версии работ Р. Смаллиана, М. Гарднера, Л. Кэрролла.
9) http://ntl.narod.ru/logic/index.html - «Логика для всех» (задачи, головоломки).
10) http://www.wwnorton.com/ - Тестирующая программа «Logictutor» Михаэля Грина.
11) http://www.dnai.com/~mackey/thesis/thesis.html Логические основы аргументации.
12) http://plato.stanford.edu/entries/logic-informal Современные направления неклассической логики.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Приборно-технический комплекс: компьютер (для лекционных занятий – ноутбук, для проведения тестирования – компьютерный класс), проектор, микрофон, интерактивная доска.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Изучениедисциплины «Логика» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки курсантов и слушателей.
Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие, практическое занятие, семинарское занятие, индивидуальная или групповая консультация преподавателя, деловая игра и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы курсантов:
- прослушивание лекционного курса;
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
- проведение практических занятий с самостоятельным решением задач по изучаемым темам.
Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из документальных художественных фильмов по теме лекции.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по их корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях;
- по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний с помощью компьютерных тестовых заданий;
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета курсантов в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) в форме зачета. Зачёт проводится по окончании семестра, после завершения изучения дисциплины в полном объеме. Форма проведения зачета – устная, по билетам.
Перечень вопросов для промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Логика»:
1. Предмет логики и ее значение.
2. Мышление и его особенности.
3. Понятие о логической форме (структуре) и законе мышления.
4. Основные этапы развития логики как науки.
5. Понятие как форма мышления и его логическая структура.
6. Виды понятий.
7. Ограничение и обобщение понятий.
8. Деление, как логическая операция над понятием.
9. Определение (дефиниция), как логическая операция над понятием.
10. Суждение как форма мышления и его логическая структура.
11. Категорические суждения и их виды (в зависимости от количества и качества).
12. Распределенность терминов в категорических суждениях.
13. Отношения между простыми категорическими суждениями. "Логический квадрат".
14. Основные виды сложных суждений и условия их истинности.
15. Умозаключение как форма мышления и его логическая структура. Виды умозаключений.
16. Непосредственные умозаключения (обращение, превращение, противопоставление предикату).
17. Простой категорический силлогизм и его логическая структура.
18. Аксиома и правила простого категорического силлогизма.
19. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.
20. Применение фигур простого категорического силлогизма в практике рассуждения.
21. Сокращённый, сложный и сложно-сокращенный силлогизмы.
22. Условно-категорический силлогизм и его правильные модусы.
23. Разделительно-категорический силлогизм и его модусы.
24. Индукция и ее виды.
25. Индуктивные методы установления причинных связей между явлениями (метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков).
26. Понятие о логическом законе. Основные законы правильного
рассуждения: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного
третьего, закон достаточного основания.
27. Доказательство и его логическая структура.
28. Правила и виды доказательств.
29. Опровержение и его виды.
30. Софизмы и паралогизмы.
31. Проблема и вопрос.
32. Гипотеза и теория.
Составители:
Санкт-Петербургский университет Начальник кафедры В.В. Балахонский
МВД России философии и социологии
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Санкт-Петербургский университет Заместитель начальника кафедры А.С. Болдырев
МВД России философии и социологии
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Санкт-Петербургский университет Доцент кафедры А.В. Денисова
МВД России философии и социологии
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:
Российский государственный Заведующий кафедрой В.И. Стрельченко
педагогический университет философии
им. А.И. Герцена
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Санкт-Петербургский университет Учёный секретарь А.Г. Никулин
МВД России Учёного совета
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)