Тема 1. Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности.
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | - | - |
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Контрольная работа (КР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | ||
Практикум | - | - |
Подготовка к контрольной работе | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | ||
Курсовая работа | - | - |
Реферат | - | - |
Подготовка к промежуточной аттестации: зачет экзамен | ||
Промежуточная аттестация: зачет экзамен | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Курс |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | - | - |
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | - | - |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Контрольная работа (КР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | - | - |
Практикум | - | - |
Подготовка к контрольной работе | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Контрольная работа | ||
Реферат | - | - |
Подготовка к промежуточной аттестации: зачет экзамен | ||
Промежуточная аттестация: зачет экзамен | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности.
Мышление как предмет изучения логики. Особенности человеческого мышления, место логики среди других наук о мышлении. Логика как наука о законах и формах правильного мышления.
Понятие логической формы. Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями.
Основные этапы развития формальной логики. Аристотель - родоначальник первой логической системы. Особенности его логического дедуктивного учения. Проблемы логики в последующем развитии античной философии.
Формирование и развитие индуктивной логики в философии Ф. Бэкона, Дж. Ст. Милля.
Возникновение и развитие математической (символической) логики. Математическая логика как современный этап развития формальной логики как науки.
Теоретическое и практическое значение логики. Логика в сфере права. Роль логики в формировании высокой культуры мышления сотрудников полиции.
Тема 2. Логическая теория понятия и её применение в правоохранительной деятельности.
Логическая структура понятия. Понятие и слово. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Логическая характеристика понятия: виды понятий по объему и содержанию. Понятия общие (регистрирующие и не регистрирующие), единичные и с нулевым объемом. Конкретные и абстрактные понятия, положительные и отрицательные, понятия в собирательном и не собирательном смыслах.
Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости и несовместимости. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.
Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная). Значение классификации для юридической науки и практики.
Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и ограничения понятий. Пределы ограничения и обобщения понятий.
Определение понятий. Правила определения и ошибки, возможные в определении понятий. Виды определений. Номинальные и реальные определения, их виды. Определение через ближайший род и видовое отличие как самый распространенный способ определения понятий.
Значение определений в юридической науке и практике. Определение и юридическая норма. Логическая теория определений в практике юридического законотворчества.
Значение логических операции над понятиями для осуществления квалификации правонарушений.
Очное обучение
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | С | ПЗ | ЛР | КР | Всего аудиторных | СР | Всего |
1. | Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
2. | Логическая теория понятия и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
3. | Логическая теория суждения и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
4. | Логическая теория умозаключения и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
5. | Законы мышления и их применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
6. | Доказательство и опровержение в правоохранительной деятельности | ||||||||
7. | Формы научного познания и их применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||
Экзамен | |||||||||
Итого |
Заочное обучение
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | С | ПЗ | ЛР | КР | Всего аудиторных | СРС | Всего |
1. | Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
2. | Логическая теория понятия и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
3. | Логическая теория суждения и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
4. | Логическая теория умозаключения и её применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
5. | Законы мышления и их применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
6. | Доказательство и опровержение в правоохранительной деятельности | ||||||||
7. | Формы научного познания и их применение в правоохранительной деятельности | ||||||||
Подготовка к зачёту | |||||||||
Зачёт | |||||||||
Итого |
6. Лабораторный практикум.По данной учебной дисциплине предусмотрено выполнение практикума.
7. Примерная тематика курсовых работ. По данной дисциплине выполнение курсовой работы не предусмотрено.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
б) Основная литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2011.
2. Мигунов А.И., Микиртумов И.Б., Фёдоров Б.И. Логика. Учебник. СПб., 2010.
3. Рахматуллин Р.Ю., Исаев А.А., Линкевич А.Е. Логика: учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД, 2010.
4. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений/ 9-е изд. – М.: Омега-Л, 2010.
в) Дополнительная литература:
1. Сальников В.П., Назаренко А.Ф., Караваев Э.Ф. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2003.
2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.
3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.
4. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.
5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.
6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике /Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.
г) программное обеспечение.
Специализированного программного обеспечения для организации учебного процесса в рамках данной дисциплины не требуется.
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
1) Учебная и учебно-методическая литература из фондов библиотеки СПбУ МВД РФ.
2) Печатные материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Логика»
3) Электронный глоссарий по дисциплине «Логика»
4) Электронное учебное пособие по логике – размещено в системе ДО СПбУ МВД РФ.
5) Компьютерные презентации по дисциплине «Логика» (309 кадров) – размещены в системе ДО СПбУ МВД РФ
6) http://humanities.edu.ru/db/sect/27 - Сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Раздел «Логика» содержит информацию о литературе и интернет-ресурсах, посвященных логике.
7) http://www.iph.ras.ru/~logic/index.html - Сайт сектора логики Института философии РАН. Рекомендуется тем, кто желает познакомиться с современным состоянием логических исследований.
8) http://golovolomka.hobby.ru – Содержит задачи, головоломки. Кроме того имеются полнотекстовые электронные версии работ Р. Смаллиана, М. Гарднера, Л. Кэрролла.
9) http://ntl.narod.ru/logic/index.html - «Логика для всех» (задачи, головоломки).
10) http://www.wwnorton.com/ - Тестирующая программа «Logictutor» Михаэля Грина.
11) http://www.dnai.com/~mackey/thesis/thesis.html Логические основы аргументации.
12) http://plato.stanford.edu/entries/logic-informal Современные направления неклассической логики.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Приборно-технический комплекс: компьютер (для лекционных занятий – ноутбук, для проведения тестирования – компьютерный класс), проектор, микрофон, интерактивная доска.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Изучениедисциплины «Логика» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки курсантов и слушателей.
Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие, практическое занятие, семинарское занятие, индивидуальная или групповая консультация преподавателя, деловая игра и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы курсантов:
- прослушивание лекционного курса;
- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
- проведение практических занятий с самостоятельным решением задач по изучаемым темам.
Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из документальных художественных фильмов по теме лекции.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по их корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях;
- по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний с помощью компьютерных тестовых заданий;
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета курсантов в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) в форме зачета. Зачёт проводится по окончании семестра, после завершения изучения дисциплины в полном объеме. Форма проведения зачета – устная, по билетам.
Перечень вопросов для промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Логика»:
1. Предмет логики и ее значение.
2. Мышление и его особенности.
3. Понятие о логической форме (структуре) и законе мышления.
4. Основные этапы развития логики как науки.
5. Понятие как форма мышления и его логическая структура.
6. Виды понятий.
7. Ограничение и обобщение понятий.
8. Деление, как логическая операция над понятием.
9. Определение (дефиниция), как логическая операция над понятием.
10. Суждение как форма мышления и его логическая структура.
11. Категорические суждения и их виды (в зависимости от количества и качества).
12. Распределенность терминов в категорических суждениях.
13. Отношения между простыми категорическими суждениями. "Логический квадрат".
14. Основные виды сложных суждений и условия их истинности.
15. Умозаключение как форма мышления и его логическая структура. Виды умозаключений.
16. Непосредственные умозаключения (обращение, превращение, противопоставление предикату).
17. Простой категорический силлогизм и его логическая структура.
18. Аксиома и правила простого категорического силлогизма.
19. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.
20. Применение фигур простого категорического силлогизма в практике рассуждения.
21. Сокращённый, сложный и сложно-сокращенный силлогизмы.
22. Условно-категорический силлогизм и его правильные модусы.
23. Разделительно-категорический силлогизм и его модусы.
24. Индукция и ее виды.
25. Индуктивные методы установления причинных связей между явлениями (метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков).
26. Понятие о логическом законе. Основные законы правильного
рассуждения: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного
третьего, закон достаточного основания.
27. Доказательство и его логическая структура.
28. Правила и виды доказательств.
29. Опровержение и его виды.
30. Софизмы и паралогизмы.
31. Проблема и вопрос.
32. Гипотеза и теория.
Составители:
Санкт-Петербургский университет Начальник кафедры В.В. Балахонский
МВД России философии и социологии
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Санкт-Петербургский университет Заместитель начальника кафедры А.С. Болдырев
МВД России философии и социологии
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Санкт-Петербургский университет Доцент кафедры А.В. Денисова
МВД России философии и социологии
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:
Российский государственный Заведующий кафедрой В.И. Стрельченко
педагогический университет философии
им. А.И. Герцена
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Санкт-Петербургский университет Учёный секретарь А.Г. Никулин
МВД России Учёного совета
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | - | - |
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Контрольная работа (КР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | ||
Практикум | - | - |
Подготовка к контрольной работе | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | ||
Курсовая работа | - | - |
Реферат | - | - |
Подготовка к промежуточной аттестации: зачет экзамен | ||
Промежуточная аттестация: зачет экзамен | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Курс |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | - | - |
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | - | - |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Контрольная работа (КР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | - | - |
Практикум | - | - |
Подготовка к контрольной работе | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Контрольная работа | ||
Реферат | - | - |
Подготовка к промежуточной аттестации: зачет экзамен | ||
Промежуточная аттестация: зачет экзамен | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности.
Мышление как предмет изучения логики. Особенности человеческого мышления, место логики среди других наук о мышлении. Логика как наука о законах и формах правильного мышления.
Понятие логической формы. Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями.
Основные этапы развития формальной логики. Аристотель - родоначальник первой логической системы. Особенности его логического дедуктивного учения. Проблемы логики в последующем развитии античной философии.
Формирование и развитие индуктивной логики в философии Ф. Бэкона, Дж. Ст. Милля.
Возникновение и развитие математической (символической) логики. Математическая логика как современный этап развития формальной логики как науки.
Теоретическое и практическое значение логики. Логика в сфере права. Роль логики в формировании высокой культуры мышления сотрудников полиции.