Ответ — предоставление запрашиваемой информации.
Ответ может пониматься как (а) поиск информации и её предоставление (ответ как процесс) и (б) сама предоставляемая информация (ответ как объект).
Корректный ответ — ответ, содержащий только истинные суждения и полностью устраняющий недостаток информации, выраженный в вопросе (“Перечислите виды соучастников преступления.” — “Исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.”).
Некорректный ответ — (а) ответ, содержащий ложное суждение; либо (б) ответ, не устраняющий полностью недостаток информации, выраженный в данном вопросе: (б1) неполный ответ (“Перечислите все степени тяжести преступления.” — “Преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести.”) или (б2) нерелевантный ответ (“Перечислите все степени тяжести преступления.” — “Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным Кодексом под угрозой наказания.”).
(3г) Виды вопросов.
Знание, как известно, бывает двух видов: фактическое и концептуальное. В познании фактическому знанию соответствует описательная функция, а концептуальному — объяснительная и предсказательная.
Описательная функция представляет собой языковую обработку эмпирических данных, позволяющих закрепить в языке отдельные факты, сформулировать базовые определения используемых в дальнейшем научных терминов.
Объяснительная функция — это раскрытие существенных связей между изучаемыми явлениями, она состоит в выявлении причин, условий, допущений, объективных оснований, предпосылок, обуславливающих конкретные факты или теоретические положения.
Предсказательная функция сводится к логическому выведению следствий или предположений относительно будущих состояний изучаемого объекта на основе установленных данных (на основе обобщения эмпирических данных, на основе знаний объективных причин, законов, принципов, условий, допущений и т. п.), обуславливающих эти будущие состояния.
Рассмотрим, как реализуются три функции познания — (1) описательная, (2) объяснительная и (3) предсказательная — в вопросе.
Фактическому знанию (описательной функции познания) в логике соответствует простое категорическое суждение. Его структура — S есть P (Деление — это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей.). По отношению к суждению такого вида возможны следующие виды вопросов:
(а) ? есть Р (Назовите логическую операцию, раскрывающую объём понятия путём перечисления его составных частей);
(б) S есть ? (Что такое деление ? (Дайте определение понятию “деление”.).);
(в) S ? Р (Верно ли, что деление — это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей ?).
Концептуальному знанию (объяснительной и предсказательной функциям познания ) в логике соответствует структура А ® В, где А и В — любые сложные суждения, а “®“ — логическое релевантное следование (Из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок — отрицательное суждение, следует, что вывод — также отрицательное суждение). По отношению к высказыванию такого вида возможны следующие виды вопросов:
(а) ? ® В (Почему во второй фигуре простого категорического силлогизма вывод — всегда отрицательное суждение ? (вопрос на объяснение));
(б) А ® ? (Что следует из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок — отрицательное суждение ? (вопрос на предсказание));
(в) А ? В (Верно ли, что из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок — отрицательное суждение, следует, что вывод — также отрицательное суждение ?).
Кроме того, вопросы могут задаваться в одном из трёх следующих режимов:
(а) открытый режим: (Назовите науку, которая изучает законы и формы правильного мышления.);
(б) ограниченный режим: (Из перечисленных ниже наук выберите ту, которая изучает законы и формы правильного мышления.);
(в) закрытый режим: (Верно ли, что логика — это наука, изучающая законы и формы правильного мышления ?)
Вопрос относится к таким видам информации, которые требуют прямой отнесённости к адресату. Адресатами вопросов могут быть как отдельные индивиды, так и группы людей. Существуют вопросы, которые ставит перед собой всё человечество. К адресатам иногда относят и саму природу, считая, например, эксперимент вопросом, заданным природе.
Каждому вопросу предшествует, таким образом, не просто желание получить некоторую информацию, а стремление получить её от вполне определённого адресата. Поэтому, нельзя согласиться с тем, что в отличие от машины человек может отвечать на вопросы, которые никто не задавал. Ответы на никем не ставившиеся вопросы — это опять-таки ответы на вопросы, заданные человеком самому себе. Это тот особый случай, когда отправитель и адресат — одно и то же лицо (ситуация, называемая в психологии “внутренней коммуникацией”).
(3д) Проблема.