Вопрос 1. Понятие о формах развития научного знания. Теория.

МВД РОССИИ

Санкт-Петербургский университет

Кафедра философии и социологии

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

Полковник полиции

В.В. Балахонский

« _17_ » __апреля__ 2014 г.

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине: ЛОГИКА

по направлению подготовки (специальности)

Правовое обеспечение национальной безопасности

ТЕМА № 7:

«Формы научного познания и их применение

В правоохранительной деятельности»

Обсуждена на заседании кафедры
«_17_» _апреля_ 2014 года.
протокол № _9_

Санкт-Петербург

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Понятие о формах развития научного знания. Теория. Свойства теории.

Гипотеза. Правила выдвижения (построения) гипотез и методы их верификации.

Проблема и вопрос.

Литература:

Основная:

1. Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие. Гриф УМО. – М.: Изд-во «Кнорус», 2013.

2. Гетманова А.Д. Логика для юристов со сборником задач: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Кнорус», 2012.

3. Грядовой Д. И. Общий курс формальной логики: учебник для студентов вузов. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

4. Демидов И.В. Логика: Учебник. Под ред. Каверина Б.И. - 7-e изд. - М.: Дашков и К, 2012.

Дополнительная:

1. Федеральный закон N3-ФЗ «О полиции». М., 2011.

2. Лаврикова И. Н. Логика. Учимся решать: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3. Рахматуллин Р.Ю., Исаев А.А., Линкевич А.Е. Логика: учебное пособие/ – Уфа: УЮИ МВД, 2010.

4. Логика: Учебник для юридических вузов / Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.

5. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

Вопрос 1. Понятие о формах развития научного знания. Теория.

Свойства теории.

(1а) Понятие о формах развития научного знания.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели так называемые формы обыденного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В этих формах познаётся окружающая действительность всеми людьми. Наряду с ними существуют формы научного познания. Это гипотеза, теория, проблема. Чем же отличается обыденное познание мира от научного? Обыденное познание ориентировано на выявление причинных связей в каких-то конкретных узких областях явлений. Научное же познание претендует на выявление универсальных, всеобщих закономерностей в обширных областях явлений.

(1б) Теория и её структура.

Вопрос 2. Гипотеза. Правила выдвижения (построения) гипотез

И методы их верификации.

(2а) Гипотеза.

Как же происходит развитие научного знания? В процессе освоения окружающего мира люди накапливают большое количество фактического материала, то есть знания о большом количестве конкретных событий. Хранение высказываний о каждом конкретном факте в определённой области становится неоптимальным. Тогда делается попытка из всех высказываний выделить несколько, которые принимаются за очевидные, не требующие доказательства. Такие высказывания называются аксиомами. Все же остальные истинные относительно данной области высказывания должны выводиться из аксиом по определённым правилам, то есть должны быть теоремами. Данное предположение относительно исследуемой области называется гипотезой.

Криминалистическая версия – это частная гипотеза, объясняющая систему явлений, относящихся к какому-либо конкретному преступлению.

Криминалистическая версия имеет следующие особенности:

1. Выдвигается и проверяется лицами, специально уполномоченными законом.

2. Проверяется средствами, разрешёнными законом.

3. Проверяется в ограниченный законом срок.

4. Проверяется в условиях, когда возможно активное противодействие такой проверке со стороны лиц, заинтересованных в сокрытии истины.

МВД РОССИИ

Санкт-Петербургский университет

Кафедра философии и социологии

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

Полковник полиции

В.В. Балахонский

« _17_ » __апреля__ 2014 г.

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине: ЛОГИКА

по направлению подготовки (специальности)

Правовое обеспечение национальной безопасности

ТЕМА № 7:

«Формы научного познания и их применение

В правоохранительной деятельности»



Обсуждена на заседании кафедры
«_17_» _апреля_ 2014 года.
протокол № _9_

Санкт-Петербург

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Понятие о формах развития научного знания. Теория. Свойства теории.

Гипотеза. Правила выдвижения (построения) гипотез и методы их верификации.

Проблема и вопрос.

Литература:

Основная:

1. Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие. Гриф УМО. – М.: Изд-во «Кнорус», 2013.

2. Гетманова А.Д. Логика для юристов со сборником задач: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Кнорус», 2012.

3. Грядовой Д. И. Общий курс формальной логики: учебник для студентов вузов. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

4. Демидов И.В. Логика: Учебник. Под ред. Каверина Б.И. - 7-e изд. - М.: Дашков и К, 2012.

Дополнительная:

1. Федеральный закон N3-ФЗ «О полиции». М., 2011.

2. Лаврикова И. Н. Логика. Учимся решать: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3. Рахматуллин Р.Ю., Исаев А.А., Линкевич А.Е. Логика: учебное пособие/ – Уфа: УЮИ МВД, 2010.

4. Логика: Учебник для юридических вузов / Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.

5. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

Вопрос 1. Понятие о формах развития научного знания. Теория.

Свойства теории.

(1а) Понятие о формах развития научного знания.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели так называемые формы обыденного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В этих формах познаётся окружающая действительность всеми людьми. Наряду с ними существуют формы научного познания. Это гипотеза, теория, проблема. Чем же отличается обыденное познание мира от научного? Обыденное познание ориентировано на выявление причинных связей в каких-то конкретных узких областях явлений. Научное же познание претендует на выявление универсальных, всеобщих закономерностей в обширных областях явлений.

(1б) Теория и её структура.

Наши рекомендации