Актуальность выбранной темы исследования.
Под актуальностью социологического исследования понимается степень его важности в данный момент для решения насущных проблем общества или социологической науки. Актуальность предпринимаемого научного исследования также заключается в предвидении того положительного эффекта, который будет достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи. В разделе «Актуальность темы исследования» необходимо доказать, что именно данная тема, а не какая-либо иная из всего научного направления, наиболее актуальна. Обоснование актуальности всего направления (области) исследований неправомерно. Однажды говорила Вершинина, о том, что актуальность нужно актуализировать, ссылаясь, например, на доклады ООН и т.п.
27. Начальный этап научного исследование и его содержание.
Краткое содержание начального этапа:
- выбор темы исследования;
- поиск и отбор научных источников;
- знакомство с научными источниками;
- оформление методологического аппарата;
- уточнение и операционализация понятий.
Требования:
- ясно и чётко представлять себе содержание используемых понятий (терминов);
- употреблять понятия однозначно, не допускать их различных толкований;
- изучать трактовки понятий в компетентных энциклопедических словарях и энциклопедиях;
- анализировать толкование понятий в специальной научной литературе;
- постоянно следить за смыслом, который вкладывается в тот или иной используемый термин.
28. Основной этап научного исследования и его содержание.
Краткое содержание основного этапа: - систематизация и обработка текстового материала; обобщение и изложение материала; - формирование текста научной рукописи; концептуализация исследования; - структурирование научной работы. Основания для систематизации материала: 1)история социологического описания и объяснения анализируемого явления или процесса; 2) концептуализация данного процесса отечественными и зарубежными социологами; 3)социологическое определение данного процесса; 4)основные социальные компоненты этого процесса и их характеристика; 5)современные тенденции, предопределяющие принципы развития данного процесса. Важнейший процесс основного этапа научной работы - концептуализация её основных положений. Признаки концептуализации:- наличие одной или нескольких стержневых идей, её пронизывающих; - комплексность, всесторонность охвата проблемы во всех её наиболее существенных связях и отношениях;- определение места проблемы в системе более высокого порядка. Концепция считается завершённой, когда: - создаётся связное и целостное представление о предмете исследования; раскрываются его динамика, - характеризуются условия развития, обосновываются прогнозы и рекомендации. Структура всех крупных научных трудов обычно содержит ряд глав и параграфов. Серьёзная научная работа включает не мене двух глав, состоящих из нескольких параграфов. При структурировании научного труда очень важно, чтобы его главы, а также параграфы были уравновешены по объёму. Примерные объёмы глав и параграфов: Главы – от 40 до 60 страниц текста Параграф - от 10 до 25 страниц текста. Большой параграф разбивается на подпараграфы. Важно, чтобы материал глав и параграфов выстраивался в определённую логику: - вначале следует давать общую характеристику и анализ проблемы, - затем - обосновывать теоретические позиции и подходы, предлагать возможные способы её решения.
29. Заключительный этап научного исследования и его содержание.
Основное содержание заключительного этапа:- подведение итогов исследования; - подготовка заключения; - редактирование текста рукописи;- оформление текста рукописи.Заключение представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, в нём формулируется то новое, что внесено его автором в изучение заявленной темы. Обычно заключение занимает от 3 до 12 страниц печатного текста (в зависимости от объёма научной работы). В заключении необходимо: - указать, в чём состоял главный смысл исследования; - какие важные научные результаты получены; - каковы перспективы открыты для дальнейшего научного поиска. Заключение может включать в себя и практические предложения, вытекающие из круга работ, проведённых лично автором и внедрённых на практике, что повышает ценность представленных теоретических материалов.