Что такое задачи социологического исследования? Как они формулируются? Для чего необходимо уметь их формулировать?
Желаемый общий результат, который сформулирован в содержании цели СИ, достигается посредством использования соответствующих средств, с помощью которых осуществляется определенная последовательность промежуточных действий. Каждое из этих действий имеет свой результат, который является частичным по отношению к общему результату и представляет собой задачу исследования. Посредством решения совокупности таких задач - частных результатов (подцелей) - достигается общий результат - цель СИ. Задачи СИ -это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используются теоретико-методологические, методические и аналитические средства, и достижение которых даёт общий результат - цель исследования.Теоретико-методологические задачи - это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование теоретического подхода, выделение системы понятий и причинно-следственных связей, которые позволяют описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений.Методические задачи- это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование методов, инструментов измерения и процедур их использования, позволяющих оценить состояния и характер взаимосвязь исследуемых явлений.Аналитические задачи-это сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на обоснование методов обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений.Содержательные задачи -это сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на получение знания о состоянии исследуемых явлений и характере их взаимосвязи.
19. Какие виды задач формулируются для проведения социологического исследования? Каково содержание и назначение различных видов задач?
Задачи СИ - это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используются теоретико-методологические, методические и аналитические средства, и достижение которых даёт общий результат - цель исследования. Теоретико-методологические задачи - это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование теоретического подхода, выделение системы понятий и причинно-следственных связей, которые позволяют описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений. Теоретико-методологические исследовательские вопросы: 1) Какие теории необходимо использовать для описания и объяснения исследуемых явлений? 2) Какие понятия в рамках данных теорий необходимо использовать для описания и объяснения исследуемых явлений? 3) Какие причинно-следственные связи в рамках данных теорий необходимо использовать для объяснения взаимосвязи исследуемых явлений? Теоретико-методологические задачи: 1)Обосновать теоретический подход, позволяющий описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений. 2) В рамках выбранного теоретического подхода выделить и определить систему понятий, использование которых позволит описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений. Теоретико-методологические вопросы и задачи формулируются отдельно для объекта и предмета исследования. Методические задачи - это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование методов, инструментов измерения и процедур их использования, позволяющих оценить состояния и характер взаимосвязь исследуемых явлений. Методические средства СИ представляют собой совокупность методов, измерительных инструментов и процедур их использования, которые позволяют оценить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений. Методические исследовательские вопросы: 1)Какие методы необходимо использовать для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений?2) Какие инструменты измерения в рамках данных методов необходимо использовать для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений?3) Какие процедуры необходимо применить для использования данных инструментов измерения при получении первичных данных?Методические задачи: 1) Обосновать методы оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений.2) В рамках выбранных методов определить инструменты измерения, необходимые для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений3) Определить процедуры, которые необходимо применить для использования данных инструментов измерения при получении первичных данных. Аналитические задачи это сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на обоснование методов обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений.Аналитические средства СИ представляют собой совокупность методов обработки и анализа первичных данных, которые позволяют провести их обобщение и проверить гипотезы СИ - предполагаемый характер взаимосвязи исследуемых явлений. Аналитические исследовательские вопросы: 1) Какие методы обработки и анализа необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния исследуемых явлений? 2) Какие методы анализа первичных данных необходимо использовать при оценке характера взаимосвязи исследуемых явлений? Аналитические задачи: 1) Обосновать методы обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния исследуемых явлений. 2) Обосновать методы анализа первичных данных, которые необходимо использовать при оценке характера взаимосвязи исследуемых явлений Содержательные задачи - это сформулированные в виде повелительного предложения названия действий, направленных на получение знания о состоянии исследуемых явлений и характере их взаимосвязи. Решение теоретико-методологических, методических и аналитических задач социологического исследования позволяет решить его содержательные задачи, т.е. получить необходимые виды знания о состоянии исследуемых явлений и характере их взаимосвязи. Получение этого знания осуществляется в определённой последовательности, в соответствие с которой ставятся следующие исследовательские содержательные вопросы. 1) Какое состояние имеют исследуемые явления в условиях данной проблемной ситуации? 2) Каков характер взаимосвязи между исследуемыми явлениями в условиях данной проблемной ситуации? Содержательные задачи: 1) Оценить состояние исследуемых явлений в условиях данной проблемной ситуации. 2) Оценить характер взаимосвязи между состояниями исследуемых явлений в условиях данной проблемной ситуации. Содержательные исследовательские вопросы и задачи формулируются отдельно для объекта и предмета исследования.