Исследование импрессивной речи
Задание 1. Понимание речи на уровне диалога
Цель: выявление возможностей понимания ребенком речи в условиях диалога. Выяснить уровень понимания обращенной к нему речи.
Материал: перечень вопросов (Приложение 3.15.1).
Ход выполнения задания.
Логопед, вступая в контакт, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, побуждает его к общению (вербальными или невербальными средствами). При затруднениях в понимании вопросов логопед может дополнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.). Критерии оценки коммуникативных умений:
- умеет слушать и понимать обращенную речь (невнимателен);
- легко входит в контакт (контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других);
- пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи);
- активность в общении (активен; малоактивен).
Вывод: ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено.
Задание 2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.
Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.
Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки.
Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т.д.)»?; «Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чём я скажу: сидит (пишет, смеётся и т. д.)»; «Покажи какая машина едет близко? А какая далеко? (аналогичные инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают те или иные наречия)».
Задание 3. Понимание инструкций.
Цель: выявить возможности понимания простых и сложных словесных инструкций.
Материал: предметы, необходимые для выполнения инструкций.
Инструкции: «Возьми со стола куклу»; «Положи ручку под книгу»; «Встань со стула, положи карандаш в коробку»; «Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и положи её на стаж», «Положи мяч на пол, возьми тетрадь и открой дверь».
Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается последовательно выполнить ряд словесных инструкций. Одним из видов помощи ребёнку может быть повторение инструкции. В случае возникновения затруднений у ребёнка при выполнении двух-трёхчленной инструкции возможно расчленение сложной инструкции. При этом ребёнок последовательно выполняет части сложной инструкции.
Задание 4. Понимание предложений.
Цель: выяснить возможности детей в понимании фраз.
Материал: список предложений; сюжетные картинки, иллюстрирующие предложения.
Список фраз (пример):
В лесу слышатся голоса птиц. (Кто поёт в лесу?)
Петя идёт за Сашей. (Кто идёт первый?)
Володя пришёл домой с братом. (Кто пришёл домой?)
Валя бежит за Наташей. (Кто бежит быстрее?)
Ход выполнения задания. Педагог произносит фразу и предлагает ребенку ответить на вопрос. Характер ответа ребёнка может свидетельствовать о правильности понимания предложения. В случае затруднений ребёнка в речевом оформлении ответа можно использовать сюжетные картинки, иллюстрирующие соответствующие предложения. При этом ребёнок может вербальный ответ заменить (или дополнить) невербальным (показом и т.д.).
Задание 5. Различение значений существительных единственного и множественного числа.
Цель: уточнить возможности понимания категории числа существительных.
Материал: предметные картинки (стол - столы, стул - стулья, игрушка - игрушки, книга - книги).
Инструкция: «Покажи то, что назову: стол (столы; стул; стулья и т.д.)»;
«Покажи, где стол (столы и т. д.)».
Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки.
Задание 6. Понимание значения существительных с суффиксами уменьшительности.
Цель: выяснить возможности понимания существительных с суффиксами уменьшительности.
Инструкция: «Покажи, то что назову: дом (домик, утюг - утюжок, сумка -сумочка, кровать - кроватка)»; «Покажи, где дом (домик и т. д.)».
Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки.
Задание 7. Понимание значений грамматических категорий глаголов.
Цель: выяснить возможности понимания грамматических категорий числа (в изъявительном наклонении), времени и рода (в прошедшем времени) у глаголов.
Материал: сюжетные картинки, куклы (Петя и Маша).
Ход выполнения задания.
Часть 1. Ребёнку предлагается указать на картинку, о которой говорит педагог. Возможны варианты инструкции.
Инструкция: «Покажи картинку, о которой я скажу: «идёт» (идут и т. п.)».
Часть 2. Педагог рассказывает ребёнку о знакомом мальчике Пете. Предлагает отгадать, что он делал вчера, а что делает сегодня.
Инструкция: «У меня есть друг Петя. Я буду говорить, что он делал вчера, а что делает сегодня. Отгадай, когда это было - вчера или сегодня: читал (читает; ел -ест и т.д.)».
Часть 3. Педагог знакомит ребёнка с Петей и Машей (куклы) и предлагает отгадать, что делал каждый из них.
Инструкция: «Это Петя и Маша. Отгадай, что делал Петя, что делала Маша:
играл (играла; писал, читала и т. п.)».
Задание 8. Различение значений глаголов совершенного и несовершенного вида.
Цель: уточнить, как ребёнок понимает значения глаголов совершенного и несовершенного вида.
Материал: сюжетные картинки.
Ход выполнения задания.
Педагог последовательно выкладывает перед ребёнком по две картинки и предлагает указать на ту, о которой он говорит.
Инструкция: 1 вариант. «Покажи ту картинку, о которой я скажу: рубит (срубил, рисует - нарисовал, моет - вымыла, ловит - поймал)».
2 вариант. «Покажи, где рубит (мальчик рубит дерево); где срубил (мальчик срубил дерево)» и т.д.
Задание 9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далёких по значению).
Цель: выяснить, как ребёнок понимает значения приставочных глаголов.
Материал: картинки с изображениями дома и моста; контурное изображение мальчика. Примечание: наглядный материал может быть объёмным по форме.
Ход выполнения задания
Перед ребёнком выкладываются вырезанные по контуру изображения дома, моста и фигурка, изображающая мальчика. Педагог предлагает показать с помощью этих картинок то, о чём он скажет.
Инструкция: «Покажи, как мальчик шёл (подошёл к мосту, перешёл мост;
подошёл к дому, вошёл в дом, из дома вышел, от дома отошёл и т. д.».
Задание 10. Понимание значений возвратных глаголов (единственного и множественного числа)
Цель: уточнить возможности понимания ребёнком значений возвратных глаголов.
Материал: сюжетные картинки.
Ход выполнения задания.
Ребёнку попарно предлагают сюжетные картинки. Педагог предлагает показать ту картинку, на которой отображено называемое им действие.
Инструкция: «Покажи ту картинку, о которой скажу: «одевается (одеваются, оделся - оделись, умывается - умываются, умылся - умылись)».