З.11 Исследование слоговой структуры слова
Исследуется умение воспроизводить звуко-слоговую структуру слова. Выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слова.
Методические рекомендации.
Детям 3 лет предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из I -3 слогов. Отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.
Для детей 4-5 лет виды заданий варьируются:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за логопедом;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?) При выявлении трудностей в воспроизведении слов, предлагается:
- повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (та-ка-ма);
- отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет дается задание повторить предложения с большой концентрацией сложных слов, самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Задание 1. Изучение слоговой структуры слов Цель: выявить уровень развития слоговой структуры слов. Материал: предметы, предметные картинки.
Ход выполнения задания. Ребёнок называет выкладываемые перед ним предметные картинки. В случае затруднений ребёнку прелагается повторить сказанные педагогом слова.
Инструкция: «Назови картинки (предметы)»; «Повтори то, что скажу».
волк градусник
стол пирамида
буквы сковорода
квадрат велосипед
панама милиционер
Этапы формирования слоговой структуры слова приводятся в таблице.
Этапы | Возраст | Формирование слоговой структуры |
1г. 3 мес. – 1 г. 8 мес. | Ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту. | |
1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес. | Воспроизводятся два сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко). | |
1 г. 10 мес.-2 г. 1 мес. | В 3-сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный; кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах. | |
2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес | В многосложных словах часто опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилаь (зацепилась). | |
2 г. 3 мес. - 3 г. | Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. |
Выводы: трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости (сокращение или увеличение количества слогов, перестановки, уподобления, замены слогов; сокращение стечений согласных звуков в начале, середине или в конце слова), ритмический рисунок слова воспроизводит правильно (ие воспроизводит, с ошибками).
Исследование словарного состава языка
При исследовании объема и качества активного словаря:
а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:
- называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);
- обобщение картинок одним словом (проверяется знание обобщающей функции слова);
- называние целого предмета и его частей;
б) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:
- называние цвета и качества предмета;
- подбор определений к слову (дополнение тематического ряда);
- подбор антонимов (с 6 лет);
- подбор синонимов (с 6 лет)
в) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:
- называние действий по картинкам или по демонстрации;
- называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий)
Отметить:
- объем словарного запаса;
- соотношение пассивного и активного словаря;
- наличие в словаре различных частей речи (глаголов, наречий, местоимений, прилагательных и др.);
- точность употребления слов;
- характер трудностей.
Возрастные особенности словаря даны в Приложениях 3.12.1.,3.12.2
Выводы: объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме); резкое расхождение объема пассивного и активного словаря; неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения); несформированность семантических полей; трудности актуализации слов (особенно предикативного - глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).