Индивидуальность и устойчивость признаков письменной речи
В процессе общения людей ведущая роль принадлежит литературному языку, речевые средства которого отбирались и шлифовались на протяжении многих лет. Словарный запас, значение и порядок употребления слов, орфография и синтаксические конструкции предложений литературного языка считаются образцом, нормой. Однако существование нормы языка вовсе не ограничивает возможности отбора и использования каждым человеком наиболее удобных и приемлемых для него языковых средств из числа не выходящих за пределы нормы. Гибкость, подвижность нормы языка и многообразие языковых средств позволяют каждому человеку проявить свои индивидуальные свойства, даже не отклоняясь от нормы языка.
Индивидуальность письменной речи связана с тем, что в силу ряда причин не все люди в должной мере владеют литературным языком. Речь многих из них подвержена влиянию диалектов и наречий, которые в отличие от общенационального литературного языка употребляются лишь в отдельных местностях. На речь других влияют профессиональные или иные языковые стили речи, иные языки и т. п. Под воздействием диалектов речь людей приобретает своеобразную окраску. Диалектная среда затрудняет овладение навыками литературной речи, ее влиянием объясняется наличие у недостаточно грамотных людей специфических для местного произношения орфографических ошибок. Такие ошибки изучаются диалектологами, педагогами, а в последнее время стали предметом исследований криминалистов[4].
Нарушения норм языка, вызванные недостаточным уровнем его знания или воздействием диалектных и других стилей речи, в сочетании с гибкостью норм открывают широкие возможности для индивидуализации речи.
Особенности письменной речи формируются под влиянием условий, в которых живет и обучается человек. Это мастерство и литературные вкусы педагогов, общий культурный уровень семьи, друзей, характер трудовой деятельности, знакомство с различными видами искусства и т. д. Важны здесь также индивидуальные свойства и способности человека.
Овладение письменной речью, как и всякий процесс обучения, сопровождается образованием временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Физиологической основой устойчивости навыков письменной речи является система таких связей. О быстроте формирования навыков грамотного письма свидетельствуют данные педагогов и психологов. Так, если среднее число орфографических ошибок на безударные гласные в пятом классе принять за 100%, то в седьмом классе число ошибок снижается до 40,1%, а в девятом — до 15,8%.
Основными нервными процессами, лежащими в основе любой деятельности человека, и в том числе письма, являются процессы возбуждения и торможения. Сила, подвижность и уравновешенность этих процессов весьма разнообразны и влияют на формирование навыков, свойственных разным людям, воздействующих на их письменную речь и определяющих ее индивидуальность и устойчивость.
Признаки письменной речи, используемые для отождествления человека, отражают соответствующие его навыки. Однако каждый признак неполно и неадекватно отображает лежащие в его основе навыки, представляя собой лишь одно из их проявлений. Этим в значительной мере и объясняется большое количество вариантов признаков. Вместе с тем они относительно устойчивы, так как признаки соответствуют динамическим стереотипам, сформировавшимся в процессе обучения, трудовой деятельности человека, овладения ям научными знаниями и т. п.
Навыки письменной речи полностью проявляют свои стереотипные свойства лишь в повторяющихся условиях. Например, предмет изложения знаком, неоднократно осмысливался, излагался в прошлом и, наконец, сам текст выполняется в привычных условиях, в обычный интервал времени, без воздействия непривычных раздражителей, в обычном психическом и физическом состоянии пишущего. При этом наблюдается определенная «системность» навыков письменной речи. Такая «системность» всегда подвижна и зависит от изменения условий, в которых происходит процесс письма. В ней меньше действий, автоматизированных в такой мере, как автоматизированы в почерке движения при выполнении отдельных деталей письменных знаков. Навыки письменной речи — умственные навыки, но проявляются они и фиксируются с помощью двигательных навыков. Затруднения, возникающие при применении двигательных навыков, могут влиять на навыки письменной речи, вызывая их «разбалансировку», изменения. О тесной взаимосвязи навыкав почерка с навыками письменной речи свидетельствует то, что высокоразвитой письменной речи обычно соответствует высокая выработанность почерка, патологическим изменениям почерка у душевнобольных часто сопутствует патология письменной речи, а умышленное искажение почерка, даже помимо воли исполнителя, может сопровождаться искажением признаков письменной речи.
Некоторые нервные и психические заболевания, тяжелые инфекционные болезни и интоксикации ведут к патологическим изменениям навыков письменной речи. О наличии таких нарушений судят по явлениям аграфии, параграфии, по искаженной архитектонике изложения, болезненной символизации.
Аграфия, если она ограничивается лишь частичной потерей способности писать, ведет иногда к тому, что в рукописи оказываются правильно написанными лишь начала слов. В конце же слов появляются бессмысленные сочетания букв или их элементов, иногда конечные слоги или буквы пропускаются. Явления параграфии выражаются в перестановке слов, отдельных букв и слогов. Слоги и буквы меняются местами не только внутри одного слова, но переносятся из других, чаще — соседних слов. Изменения архитектоники изложения проявляются в нарушениях логической его последовательности, связи между содержанием последовательно расположенных частей текста и предложений. Болезненная символизация заключается в замене слов или предложений (часто с целью зашифровывания их смысла) различными знаками или рисунками, обычно примитивными и бессмысленными. При прогрессивном параличе наблюдаются изменения навыков письменной речи в виде параграфии и аграфии не только в случаях самостоятельного письма или под диктовку, но и при списывании. Маниакально-депрессивные состояния ведут к нарушениям последовательности изложения. Письменная речь шизофреников наполнена арготизмами, символами, лишними восклицательными и вопросительными знаками, акцентированием (чаще всего путем подчеркивания)[5].
В целях умышленного искажения признаков письменной речи, как правило, применяется маскировка. Имитация же встречается очень редко. Объясняется это тем, что для маскировки достаточно преодолеть свои навыки и произвольно изменить признаки, при имитации же нужно еще воспроизвести особенности письменной речи другого человека. Но даже маскировка удается только лицам, хорошо владеющим письменной речью, способным заметить те особенности своей речи, которые они хотят изменить.
Маскировка, как об этом свидетельствуют экспертная практика и специальные исследования, производится в основном путем снижения уровня грамотности и отказа от сложных языковых средств. Искажающие свою письменную речь лишь видоизменяют присущие ей признаки, используют за счет сокращения привычных вариантов признаков (или полного отказа от них) те варианты, которые ими обычно редко применяются (по данным Г. Д. Марковой).
Рассмотрим наиболее характерные приемы маскировки признаков письменной речи.
Снижение грамотности письма. Примерно в 50% случаев, когда пишущие прибегают к маскировке, искажается орфография. Это обычно проявляется в написании слов таким образом, как их произносят люди с низкой степенью развития грамматических навыков. Чаще других проявляются следующие «ошибки»: неправильное употребление безударных гласных — «о» заменено «а» («маеты»), «е» заменено «и» («слиды»); отсутствие требуемого мягкого или твердого разделительного знака («ночю», «сеха-лись»); лишние мягкие знаки («пьють»); пропуск одной из подлежащих удвоению согласных («весений»); неправильное написание частиц «не» и «ни» с частями речи («неспеши»), приставки «с» («збить»); пропуск, перестановка или замена букв («скусно», «булгахтер»).
Лица, допускающие в обычных условиях • орфографические ошибки, повторяют их часто в рукописях, выполненных с маскировкой письменной речи, наряду с новыми, сделанными умышленно.
Преднамеренные пунктуационные ошибки встречаются примерно в 20% случаев маскировки признаков письменной речи. Чаще всего это отсутствие нужных запятых, реже — появление лишних знаков препинания. Наиболее устойчивым остается привычное употребление таких знаков препинания, как точка, лишь иногда её опускают.
Искажение синтаксиса встречается столь же часто, как и преднамеренные пунктуационные ошибки. Оно заключается в нарушении порядка слов внутри предложений, а иногда — в отказе от членения текста на предложения.
Упрощение стиля изложения. В этих целях, как правило, оперируют средствами более простого, разговорного и даже бытового стиля изложения («просторечия»). Для маскировки стиля используются стереотипные фразы, повторения в начале каждого предложения последнего слова предыдущего, назойливо однообразные начала предложений и другие стилистические ошибки.
Отказ от сложных и использование самых простых языковых средств. Лица, привыкшие использовать научный или официально-деловой стиль, иногда в целях маскировки обращаются к средствам, присущим более простому, разговорному или эпистолярному стилю. Вместо сложных (в особенности сложносочиненных) предложений используются простые. Средняя длина предложений в таких случаях нередко сокращается. В то же время навыки использования абзацев обычно сохраняются.
Лица, искажающие письменную речь, нередко пытаются избежать обособления второстепенных членов предложения, применяя в случаях надобности лишь сравнительные обороты с союзом «как» и используя деепричастия. Иногда для маскировки в тексты вводятся пословицы, поговорки, призванные придать речи «простонародную» окраску.
Изменения привычной архитектоники изложения сводятся к лишению ее стройности.
Изменения лексики наблюдаются довольно часто (в 25—30 % рукописей, выполненных с искажениями письменной речи). Они осуществляются одним или несколькими из следующих способов: обеднение словарного запаса путем частого повторения одних и тех же слов; отказ от синонимов и разнообразных определений; смешение лексики разных языков; употребление диалектных слов, жаргонных словечек и оборотов из просторечной лексики.
Таким образом, для маскировки чаще всего изменяют орфографические и лексические признаки письменной речи. Признаки, представляющие собой отклонения от языковой нормы, сохраняют свою устойчивость не только в обычном письме, но и при умышленном его изменении.