ОРГАНИЗАЦИЯ-РАЗРАБОТЧИК МЕТОДИКИ – ЭКЦ МВД России.
ЭКСПЕРТНАЯ ЗАДАЧА -исследование фонограммы в целях:
– шумоочистки фонограммы;
– установления дословного содержания разговора (разговоров) на фонограмме и/или содержания акустической обстановки;
– выявления неситуационных изменений зафиксированной на фонограмме звуковой информации и/или соотнесения содержания звуковой информации с изложенными обстоятельствами дела.
В рамках проведения технического исследования фонограмм решаются экспертные задачи, входящие в компетенцию эксперта по специальности «техническое исследование фонограмм» (п. 23.2 Приложения №1 к Положению «об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки» Приказ №21 МВД РФ) в случаях:
– задача шумоочистки фонограммы с целью улучшения качества (разборчивости) речевых сигналов ставится перед экспертами при низком качестве речевых сигналов;
– задача установления дословного содержания и/или содержания акустической обстановки ставится перед экспертами при низкой разборчивости речевых сигналов. В иных случаях установление дословного содержания не требует использования специальных средств, методов и познаний;
– задача выявления неситуационных изменений зафиксированной на фонограмме звуковой информации и/или соотнесения содержания звуковой информации с изложенными обстоятельствами дела ставится перед экспертом, если у инициатора задания возникают сомнения в достоверности фонограммы.
Задача выявления неситуационных изменений зафиксированной на фонограмме звуковой информации ставится перед экспертами в целях обеспечения доказательств достоверности фонограммы. Данная задача ранее решалась экспертами посредством выявления на фонограмме признаков монтажа. Экспертная практика показала, что использование термина «монтаж» вызывает разночтения:
– инициатор задания, ставя перед экспертами вопрос о наличии/отсутствии признаков монтажа, подразумевает выявление признаков искажения информации о событии, имеющем место в действительности, осуществленного путем подбора и соединения частей фонограммы в соответствии с определенным умыслом;
– эксперт, получая такое задание, для его решения использует имеющиеся справочные материалы (ГОСТ № 13699-91 «Запись и воспроизведение информации. Термины и определения», энциклопедические и толковые словари), в которых значение слова «монтаж» не имеет того смысла, который подразумевается инициатором задания. Объем и содержание общепринятого понятия «монтаж» не включают криминалистического значения (намеренное искажение).
В данной методике термин «неситуационные изменения» используется для обозначения признаков искажения зафиксированной на фонограмме звуковой информации, внесенных инструментальными (техническими) способами и выявляемых перцептивным, лингвистическим и инструментальным видами анализа. Выявление неситуационных изменений является решением стоящей перед инициатором задания проблемы (ст.ст. 87, 88 УПК РФ) оценки вещественных доказательств (относимости, допустимости и достоверности фонограммы).
ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ :
–аналоговая фонограмма и ее носитель;
– цифровая фонограмма и метаданные звукового файла, содержимым которого она является.[1]
В целях решения поставленных задач при проведении технического исследования фонограмма может быть исследована как носитель информации:
– о содержании звучащего текста и обстоятельствах, сопровождающих коммуникативную ситуацию создания и/или воспроизведения текста, о коммуникативной ситуации, зафиксированной на фонограмме (исследование проводится методами аудитивного, лингвистического и инструментального видов анализа);
– об использованном при фиксации фонограммы средстве звукозаписи и канале коммуникации (исследование проводится методами аудитивного и инструментального анализа).
При техническом исследовании зафиксированной на фонограмме информации анализируются:
при перцептивном аудитивном анализе – звуки, воспринимаемые органами слуха (на предмет определения последовательности и качества звучания представленных на фонограмме отдельных акустических сигналов и/или их совокупности; выявления наличия/отсутствия признаков нарушения последовательности и изменения качества отдельных акустических сигналов и/или их совокупности)[2]; перцептивный аудитивный анализ может сопровождаться перцептивным визуальным анализом, когда подвергается анализу внешний вид носителя аналоговой фонограммы, видеоизображение[3] видеофонограммы, а также визуальное восприятие графического изображения результатов спектрального анализа речи.
при лингвистическом анализе – звучащий текст, отражающий речь коммуникантов (на предмет фиксации последовательности представленных на фонограмме речевых сигналов, определения их принадлежности участникам коммуникации, установления нарушений формальной цельности структурных элементов звучащего текста и нарушения связей между ними, определение обусловленности/не обусловленности нарушений ситуацией общения)[4].
при инструментальном анализе:
цифровых фонограмм – результат преобразования в цифровой вид звуковых сигналов, отражающий свойства источников звука и средств звукозаписи, на предмет определения амплитудных и амплитудно-частотных характеристик сигналов, поиска скачкообразного изменения фазы, а также диагностики условий звукозаписи и выявления их неситуационных изменений;
аналоговых фонограмм – электромагнитный образ звуковых сигналов, отражающий свойства источников звука и средств звукозаписи, на предмет выявления участков изменения параметров дорожек звукозаписи на магнитной ленте, а также диагностики средств аналоговой звукозаписи.
СУЩНОСТЬ МЕТОДИКИ
Выявление и оценка зафиксированной на фонограмме информации, характеризующей на различных уровнях[5] процесс создания и/или воспроизведения фонограммы, а также диагностика признаков коммуникативной ситуации создания и/или воспроизведения текста осуществляется методами перцептивного (аудитивного и визуального), лингвистического и инструментального видов анализа. Каждый вид анализа является отдельным этапом (направлением) технического исследования фонограммы, располагающим своим набором методов. Подбор методов осуществляется в зависимости от экспертной задачи с учетом содержания фонограммы и типа ее носителя. Решение принимается по совокупности результатов анализа в каждом конкретном случае в зависимости от экспертной задачи.
Группа методов перцептивного анализа:
– методом аудитивной перцепции примногократном прослушивании фонограммы осуществляется целенаправленный поиск спорных участков и интеллектуальная сегментация звуковой информации, обусловленные задачами технического исследования фонограмм;
– методом раздельного перцептивно-контекстуального анализа устанавливается изменение акустического контекста спорного участка;
– методом перцептивно-сопоставительного анализа проводится попарное сопоставление признаков определенных сегментов фонограммы, существенных для задач технического исследования;
– методом интроспекции осуществляется идентификация звуковой информации спорных участков в соответствии со слуховым опытом эксперта;
– описательно-номинативным методом характеризуется содержание акустической обстановки фонограммы, называются участки ситуационно не обусловленных изменений содержания фонограммы;
– методом визуального наблюдения осуществляется просмотр видеоизображения и/или визуализированного звукового сигнала и его соотнесение со звуковой информацией;
– методом визуального контроля (для аналоговых фонограмм) осуществляется определение в пределах фонограммы механических повреждений, склеек, разрывов, осыпания магнитного слоя и иной деформации магнитной ленты.
Группа методов лингвистического анализа:
– методом слухового анализа речевого потока проводится исследование коммуникативно-прагматического аспекта суперсегментных характеристик речи участников общения (включая речевые паузы), а также формальной реализованности элементов звучащего текста;
– методами лингвистической сегментации, контекстуального сопоставления, сравнения, интерпретации выявляются и описываются структурные элементы звучащего текста;
– методом анализа пропозиций (логико-грамматическим) определяется логическая основа семантической структуры звучащего текста (валентность предиката, набор актантов), а также анализируются пропозициональные установки;
– методом концептуального анализа для интерпретации смысла текста определяются вербальные представители ключевого понятия;
– методом анализа коммуникативной организации текста проводится актуальное членение текста, анализируется тематическая прогрессия (развитие и смена микротем, их семантических атрибутов), иерархическая соотнесённость отдельных тематических блоков;
– методом анализа пресуппозиций определяется общий компонент знаний для говорящего и слушающего;
– методом функционально-стилистического анализа проводится определение (в общем виде) функционально-стилевой принадлежности текстов, а также функционально-стилевых характеристик речи участников разговоров;
– методом функционально-прагматического анализа характеризуется иллокутивная функция высказывания, коммуникативные параметры целеустановок, определяется тип речевого акта;
– методом грамматического анализа предложений, входящих в семантико-синтаксическую структуру высказывания, выявляются грамматические связи на морфологическом и синтаксическом уровнях;
– методом лексико-семантического анализа определяется семантическая связанность лексических единиц.
Экспертами оцениваются речевые нарушения коммуникантов, ситуативная неадекватность структуры речевого взаимодействия, резкие изменения стиля речи, появление затруднений в нормативной регуляции процесса порождения речи, не обусловленное коммуникативной ситуацией доминирование в диалоге и т.п.
Группа методов инструментального анализа:
– методом спектрального анализа проводится анализ АЧХ, среднего спектра мощности сигнала и динамических спектрограмм, устанавливается изменение спектрального состава фрагментов фонограммы и проводится сопоставление спектральных признаков определенных фрагментов фонограммы, существенных для задач технического исследования;
– методом амплитудного анализа проводится анализ осциллограммы и выявление изменения амплитудных характеристик сигнала, существенных для задач технического исследования;
– методом анализа фазы колебания проводится анализ фазового спектра гармонических колебаний сигнала, фона, технических наводок и выявление сдвига, разрыва, скачкообразного изменения фазы колебания;
– методом магнитооптической визуализации проводится анализ магнитного слоя ленты и анализ структуры намагниченности ленты;
– методом исследования свойств звукового файла проводится определение метаданных файла и их соотнесение с условиями цифровой звукозаписи.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ:
АЧХ – амлитудно-частотная характеристика;
АЦП/ЦАП – аналогово-цифровой преобразователь/цифро-аналоговый преобразователь;
ПО – программное обеспечение;
ЗЗУ – звукозаписывающее устройство;
ПЭВМ – персональная электронно-вычислительная машина;
ЗТ – звучащий текст.