В информационно-виртуальной среде будущего
Специфические формы компьютерной визуализации в интеллектуальной, научно-технической, педагогической сферах задается обычной практикой. Были обычные учебные издания – появляются электронные, совершенствование которых связано с визуализацией. Были выступления – появляются компьютерные презентации и лекции с мультимедийным сопровождением. Если раньше можно было снять отдельные выступления, некоторое количество учебных фильмов и сослаться на художественный фильм, то современные технологии позволили сделать этот процесс массовым. Значительная часть проблем компьютерной визуализации будет решать на основе теории и практики рукотворной текстовой визуализации. Собственные проблемы компьютерной визуализации связаны с взаимодействием человека с обеспечивающей визуализацию техникой и современными возможностями последней.
Собственно визуальные проблемы компьютерных презентаций можно свести к двум основным: утрате творческой самостоятельности в подчиненности компьютерным предложениям и отсутствие гармонии компьютерной и человеческой составляющей единого выступления. Решение этих проблем можно понимать основанием для проведения качественных мультимедийных лекций. Последние уже становятся обязательным элементом учебного процесса, предполагая формирование новой культуры освоения знаний обучающимися.
Современные технологии позволяют делать или трансформировать компьютерные презентации в «видео-презентации», посвященные отдельным темам, к примеру, теории идолов Ф. Бэкона, снимать простые и постановочные видео-лекции. Раньше научное кино могли снимать только профессионалы, сегодня может попытаться, в принципе – любой участник образовательного процесса.
Раньше можно было ссылаться только на общеизвестный ограниченный список художественных фильмов; ссылки на фильмы, которые нельзя было посмотреть фактически, были ссылки на слова о фильмах. Сейчас, в принципе, все фильмы доступны для просмотра, что позволяет, к примеру, дополнять, обогащать учебную информацию по психоанализу путем рекомендации к просмотру фильма А. Хичкока «Завороженный».
Указанные формы компьютерной визуализации – рабочие проблемы современной визуализации. Их перспективы и новые горизонты визуализации определяются в контексте развития техногенной цивилизации, где визуализация предстает функцией развития информационно-виртуальных технологий, которые нацелены на создание виртуальной реальности (создаваемой с помощью ЭВМ и вспомогательных устройств реальности, воспринимаемой реальной реальностью), в которой могли бы реализоваться любые жизненные проекты людей. Визуализация должна восприниматься в современном контексте становления информационно-виртуальный среды, в которой человек проводит все больше времени (люди играют в компьютерные игры, совершают платежи в интернет банках, покупают вещи в интернет магазинах, общаются в социальных сетях и т.д.). Предполагаем, что центр развития визуальной проблематики будет связан с развитием дистанционного образования.
Не отвлекаясь на нередкую недобросовестность, укажем, что в положительном плане дистанционное образование уже претендует быть конкурентоспособным с очным образованием. Уже сегодня дистанционные учебные курсы полностью представлены видео-лекциями, которые обучающийся изучает в удобное для него время. Очень значимой для дистанционного обучения будет развитие технологий виртуальных практикумов, окончательная цель которых виртуальное моделирование различных лабораторных условий, позволяющих делать различного рода эксперименты (ставить химические опыты), проходить различного рода производственную практику (проводить плавку металла на металлургическом заводе). Дистанционно образование начинает использовать скайп-технологии для обеспечения круглосуточной оперативной связи с обучающимися. С дистанционным образованием органично соотносится идея «сверхвузовского образования», идеи ненавязчивой связи образовательных структур со своими выпускниками, которым в определенное время по каждому из освоенных курсов присылается та или иная информация.
Перспективные моменты дистанционного образования утверждают фундаментальные перспективы визуализации. Но все это нужно брать сквозь призму вполне возможного ограничения развития информационно-виртуальных технологий (и визуализации) в связи с негативными последствиями, применительно к образованию (например, из-за резкого сокращения потребностей в преподавателях) и к человечеству, которое высокие технологии могут вести, в общем, к непредсказуемым и опасными постчеловеческим реалиям
Вопросы для самопроверки и развития учебного материала
1. Представьте начало плана подготовки мультимедийной лекции.
2. Посмотрите, оцените и предложите свой вариант представления общекультурного смысла слова «идол» в видеоработе по теории идолов Ф. Бекона.
3. Возможно и как быстро можно заменить живые лекции на видео аналоги? Это прогрессивная или негативная перспектива для образования?
4. Можно ли предположить, что человечество (в лице, например, ООН) будет вводить ограничения на развитие высоких технологий?
5. Предположим, что в ближайшем будущем визуальное оформление скайп-общения будет предметом серьезных коммерческим разработок. Смоделируйте/вообразите – вполне ожидаемый в данном случае – переход от одной визуальной модели сопровождения скайп-общения к другой. Приведите плюсы и минусы подобного перехода, возможные ваши добавления в защиту устоявшихся и/или новых визуальных решений в области скайп-общения.
6. Выскажите свои идеи об общих перспективах дистанционного образования на примере проектов «Универсариум» и «Степик». Подкрепите свое мнение определенным опытом дистанционного обучения.
Список используемой литературы
- Айсберг, Е.Радио?.. Это очень просто! / Е. Айсберг. – М., – Л.: Изд. «Энергия», 1967. 208 с.
- Аппигнанези, Р.Психоанализ в иллюстрациях / Р. Аппигнанези, О. Зарате. – М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1996. 176 с.
- Арнхейм, Р.Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974. 392 с.
4. Бранский, В.П.Философское значение «проблемы наглядности» в современной физике. Изд. 2-е / В.П. Бранский. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 192 с.
5. Бьюзен, Т.Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. 299 с.
6. Кунцман, П.Философия: dtv-Atlas / П. Кунцман, Ф.-П. Буркард, Ф. Видман / Худ. А. Вайс. – М.: Рыбари, 2002. 268 с.
7. Лекторский, В.А.Мышление / В.А. Лекторский // Новая философская энциклопедия в 4 т. Т. 2. – М.: Наука, 2002. С. 427-429.
- Маслов, В.М. Наглядность и визуализация в парадигмальном и гуманистическом планах / В.М. Маслов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.
- Роэм, Д. Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем / Д. Роэм. – М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2013. 374 с.
10. Стюарт, И.Тайны катастроф / И. Стюарт. – М.: Мир, 1987. 76 с.
11. Хок, Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию / Р.Р. Хок. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003. 416 с.
12. Шаталов, В.Ф.Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. 383 с.