Использование в качестве конструктов конкретных лиц
Мэир (143) справедливо указывает, что в решетке элемент «Я» нельзя использовать так же, как конструкт «Я». Мэир и Бойд (145) показали, что в ранговой решетке коэффициент корреляции прямой оценки элемента «Я» с рангом конструкта «Я» составил 0,47, но коэффициенты корреляции элементов/конструктов «Я», мать, отец колебались в диапазоне от — 0,58 до 0,89. Одно дело сравнивать себя (как конструкт) с другими несколькими людьми и совсем другое — решать, похож ли я на них по какому-то другому конструкту. В первом случае может оказаться, что человек А похож на меня по характеру, потому что он добр, из оставшихся людей больше всего на меня похож Б, потому что он мот, а человек X меньше всего похож на меня, потому что он ужасно неприятный.
Однако исследователи широко используют конкретных людей в качестве конструктов и получают значимые результаты. Утверждается даже, что расхождение, выявляемое при использовании данного лица в качестве элемента и в качестве конструкта, может служить показателем конфликта или амбивалентного отношения к этому лицу (с. 121). Другими словами, это расхождение само может служить показателем — ведь использовал же Баннистер надежность (или ее отсутствие) как показатель интеграции системы конструктов.
Процедуры выявления и иерархизации
Всякий исследователь, начинающий использовать эти процедуры, быстро понимает, что они, как и каждый психологический эксперимент, связаны с социальной ситуацией. Однако эти процедуры даже в большей степени зависят от социальной ситуации — из-за отсутствия объективных критериев субъективный элемент играет в них большую роль, чем в ситуации эксперимента. Процедура иерархизации, в частности,— это ситуация, в которой мы пытаемся соединить две системы конструктов. Она не превращается в ситуацию интроспекции для обоих ее участников только потому, что один из них (экспериментатор) пытается категори-зировать систему конструктов другого (испытуемого). Впрочем, именно попытка категоризации может извратить результат.
По утверждению Джадкинса '100), субъективный аспект того, что он метко называет «техникой интроспективного диалога», скрадывается по мере развития технологии решеток и использования все более изощренных методов статистической обработки. Эти тенденции усиливают впечатление о том, что процедура проведения решеток ригидна и поэтапно фиксирована.
Иерархизация и выявление конструктов — это искусство, а не наука. Исследователь обязан совершенствоваться в этом искусстве и учиться сводить к минимуму свое влияние. Хотя восприятие испытуемым социальной ситуации и накладывает ограничения на эксперимент, большинство искажений является результатом попыток экспериментатора удостовериться в правильности своего понимания конструкта, скрывающегося за вербальным наименованием. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда при иерархизации выявляется конструкт, описываемый испытуемым при помощи множества незначимых слов, или же когда экспериментатор не совсем понимает, что имеет в виду испытуемый, когда ему довольно трудно вербализировать конструкт.
Наверное, самое важное правило, которое всегда следует помнить при выявлении или иерархизации конструктов, заключается в том, что экспериментатор должен слушать. Это не означает, что он должен молчать — можно что-то говорить, одобряюще кивать, перефразировать выражения испытуемого и спрашивать, это ли тот имел в виду, но никогда не надо навязывать конструкты. В этом-то и заключается искусство.
Необходимо также, чтобы испытуемый все-таки
сумел донести до вас свои как суперординатные, так и субординатные конструкты, несмотря на весь субъективизм процедуры. Ведь вы в лучшем случае получаете данные о небольшой выборке всех существующих унего конструктов и надеетесь на ее репрезентативность. Можно неосторожно исказить «подлинное» содержание одного или двух конструктов до неузнаваемости и вследствие этого не обнаружить их взаимосвязи с другими конструктами.