Метод «дизайн и объединение»
Это четвертый и последний из методов, используемых на этапе ПРО мыслительного процесса.
Суть этого метода — объединенить различные части для достижения цели мышления. Это существенно отличается от метода поиска стандартного решения, потому что в последнем действие уже задано в ка-честве предпосылки. При использовании. метода обобщения мы идем от самой общей задачи к более узким способам ее осуществления. В творческом методе мы вырабатываем идеи, а затем смотрим, могут ли они удовлетворять нашим требованиям.
Метод «Дизайн и объединение» является конструктивным. Мы соединяем разрозненные части. Такое объединение является творческим в том плане, что в результате может возникнуть что-то новое и неожиданное. Но компоненты, элементы и ингредиенты, которые соединяются воедино, не всегда должны быть новыми. При соединении стандартных букв алфавита могут возникать новые слова. Новыми могут быть как некоторые элементы метода, так и вся идея в целом.
Архитектору даются «требования к проекту». Он должен спроектировать дом на определенном участке. В доме должны быть три спальни, большой кабинет, кухня с красивым видом из окна, гараж для двух машин, просторная гостиная и много кладовых помещений. Архитектор может взять книгу стандартных проектов и выбрать из них наиболее близкий по всем параметрам к заданному. Это будет работа по методу поиска стандартного решения. Более вероятно, что архитектор объединит известные ему компоненты дизайна в модель, которая соответствовала бы заданному проекту. В этом случае это будет не что иное как объединение компонентов для достижения поставленной цели.
У модельера имеется «общая» задумка платья, которую он хочет осуществить. Чтобы получить то, что он хочет, модельер пробует различные подходы. Он может позаимствовать какие-то элементы традиционного костюма, взять что-то из своих предыдущих работ, а также попробовать что-то совершенно новое. При этом не избежать неточностей и ошибок. Хороший модельер умеет «заранее предвидеть», как будет выглядеть наряд в целом, вместо того чтобы создавать по отдельности каждую задумку и деталь.
Список требований
Одним из методов дизайна является составление списка требований. Он как бы придает очертания или форму конечному результату. Теперь дизайнер работает над тем, чтобы добиться соответствия этой форме.
Каждое требование можно удовлетворить по отдельности. Затем эти отдельные элементы складываются, и дизайнер пытается объединить их в единое целое. Этот процесс подобен приведенному выше примеру с архитектором. Если бы мы занимались проектированием инвалидного кресла, то список потребностей выглядел бы так:
• бесшумность;
• безвредность для окружающей среды;
• легкость заправки;
• легкость в управлении;
• возможность въезда и выезда из транспорта;
• большая мощность;
• небольшие габариты.
Большинство из приведенных выше требований сразу же наталкивают нас на идею использования электрического мотора. Он бесшумен, не загрязняет окружающую среду, обладает большой мощностью, прост в управлении, легко заправляется, имеет небольшие габариты и т. д. Таким образом, этот процесс напоминает «поиск стандартного решения». Покончив с мотором, нужно смоделировать само кресло. Здесь и начинается процесс дизайна. Следует принять во внимание такие ограничения и факторы, как безопасность (операция РВФ в мыслительной программе CoRT).
Если бы мы занимались разработкой бюллетеней для голосования, список требований выглядел бы так:
• легкость для понимания;
• минимальное количество слов;
• использование визуальных методов коммуникации;
• четкое указание кандидатур;
• подтверждение выбора обозначением выбранной кандидатуры в отведенном для этого месте;
• легкость для прочтения (возможность быть прочтенным машиной);
• трудность уничтожения бюллетеня без необходимости;
• трудность подделки.
Теперь задача дизайнера — объединить все эти требования в единую модель. На каком-то этапе может понадобиться новая идея. Тогда она становится центром творческого мышления. Например, как можно зрительно обозначить кандидатуры для избирателей со слабым зрением или для неумеющих читать?
Определите приоритеты
На этом этапе мы выбираем один или два приоритета и строим свою модель вокруг них. Например, можно выделить четкость и однозначность формулировок в качестве главного приоритета для построения бюллетеня. Поэтому мы начинаем разрабатывать четкий бюллетень без двусмысленных формулировок. Покончив с этим, можно выделить и другие требования или видоизменить начальный вариант проекта так, чтобы он удовлетворял и другим требованиям.
Выбор приоритета — прерогатива составителя. Вполне возможно, что приведенные идеи являются ведущими приоритетами в разработке проекта. А может быть, именно эти требования труднее всего удовлетворить, поэтому мы всё внимание уделяем им, а к более простым требованиям возвращаемся позднее. Так, разработчик нового вида «быстрой еды» в первую очередь будет учитывать такой фактор, как стоимость. Если предложенный продукт будет очень дорогим, то нет никакого смысла заниматься его разработкой. Такие факторы, как вкус и удобство, рассматриваются уже во вторую очередь. Разработчик «здорового питания», конечно же, в первую очередь будет учитывать, насколько полезен продукт для здоровья. Как же можно отрицать наличие такого важного аспекта, как польза или вред для здоровья?
При разработке проекта проведения отпуска основным приоритетом может стать погода. Это может быть также погода в совокупности со стоимостью. Другим приоритетом может стать возможность удовлетворить самого придирчивого члена семьи, который в противном случае может испортить вам весь отпуск.
Сначала концепция
Иногда сначала дизайнер или разработчик может продумать общую концепцию, а затем уже рассмотреть, как с ней согласуются основные требования. В случае с парком отдыха общая идея очевидна. В ситуации с книжным шкафом общая концепция может быть «монашеская серьезность», «легкость» или «источник света». В каждом из этих случаев модель должна быть достаточно прочной и большой, чтобы вместить все книги, а также должна отвечать определенным размерам.
Концепции могут быть новаторскими, но могут быть и позаимствованы откуда-нибудь. В моделировании одежды такой концепцией может стать «модель сезона», которую каждый художник будет интерпретировать по-своему. Что-то подобное можно наблюдать и в дизайне автомобилей.
В области кулинарии также может существовать общая концепция, например «средиземноморская кухня», «новое», «традиционное», «блюда для детей» и т. д.
Дизайнер может работать над достижением «общего» результата, преобразуя его затем таким образом, чтобы он отвечал требованиям проекта. Обычно таким образом работают выдающиеся архитекторы. Их работы характеризуются неповторимым стилем. Однако, несмотря на это, они состоят из одинакового набора конечных элементов.
Параллельный ввод
Теоретически переговоры должны быть спланированы как получение результатов, а не битва за свое превосходство. Окончательная модель должна включать в себя ценностные ориентиры, требования и опасения различных сторон. Их взгляды также должны быть приняты во внимание.
Чтобы получить проект такого рода, нужно сначала разместить все имеющиеся компоненты параллельно. Бессмысленно спорить каждый раз по поводу того, чья система ценностей лучше или чье восприятие ситуации правильнее.
Одной из причин, почему модель шести мыслительных шляп так охотно взяли на вооружение бизнесмены, состоит в том, что она помогает создавать конструктивные проекты. Как мы разрабатываем путь движения вперед? Как угодно, только не пытаясь достигнуть результата, споря, кто прав, а кто нет.
В белой шляпе мы все имеющиеся сведения выстраиваем параллельно, даже если некоторые факты и кажутся весьма противоречивыми.
Надев желтую шляпу, мы выстраиваем параллельно все преимущества и ценности.
С черной шляпой на голове в параллельную линию выставляются все наши страхи, опасения и потенциальные проблемы.
Красная шляпа дает нам возможность выразить свои чув-ства, эмоции и все то, что нам подсказывает интуиция.
Надев зеленую шляпу, мы пытаемся создать из всего этого модель, которую приняли бы обе стороны.
Теперь полученный результат можно вновь рассмотреть в желтой, черной и красной шляпах.
Повседневный дизайн
В дизайне ничего необычного нет. Мы занимаемся им ежедневно. Каждый раз, когда вы что-то пишете, то составляете вместе стандартные слова, чтобы выразить мысль или передать задуманное сообщение.
Одеваясь по утрам, вы надеваете что-то из имеющихся вещей, преследуя определенную цель: комфорт, соответствие моде, тепло и т. д.
Готовя пищу, вы придумываете меню на день, если только не готовите одно и то же блюдо изо дня в день.
Все, что не является рутинным, проектируется или разрабатывается. Разработка или дизайн может представлять собой комбинацию нескольких рутинных операций, подобно тому как продумывание маршрута в городе может состоять из комбинации различных стандартных маршрутов, ведущих к месту назначения.
В данном примере анализ и дизайн движутся с противоположных направлений. Цель анализа — разбить весь маршрут на стандартные сегменты. Цель дизайна — попытаться разработать маршрут, составляя эти стандартные сегменты. Там, где желаемый результат можно точно сформулировать, дизайн и анализ могут стать взаимозаменяемыми. Но если конечный результат определен не очень четко, может быть трудно проанализировать то, чего еще нет. Разработка головного убора для полицейского может включать анализ требований, но тогда потребуется и дизайн. Вы не можете проанализировать финальный результат, так как единственным имеющимся результатом является существующая модель головного убора. Можно попытаться устранить ее недостатки, но тогда это будет не дизайн, а решение проблемы. Существуют новые идеи, которые могут быть включены в проект, но при этом они не имеют никакого отношения к имеющейся модели. Например, новый шлем может использоваться в виде оружия.
Теперь давайте попытаемся применить метод дизайна и объединения к трем мыслительным ситуациям.
Ситуация А . Проблема со стоянкой.
Метод дизайна . Требования к проекту могут выглядеть так: решение, которое удовлетворило бы всех, кто претендует на стоянку, — соотнося потребности с имеющимся свободным пространством. Если машин меньше, а людей на одну машину приходится больше, эти требования можно удовлетворить. Поэтому решение может заключаться в следующем: пользоваться стоянкой смогут только те, кто приведет с собой двоих (или более) работников без машин.
Ситуация Б . Новый ресторан.
Метод дизайна . Список требований может включать такие факторы, как:
• популярность;
• репутация;
• заметность;
• умение удовлетворять посетителей;
• соответствие моде.
Результатом может стать намерение нанять специалиста по общественным связям и рекламе и платить ему зарплату, а также комиссионные с каждой совершенной в течение шести первых месяцев сделки.
Ситуация В . Проблема с надписями.
Метод дизайна . Необходимо каким-то образом отбить у людей желание рисовать на стене так, чтобы при этом не нужно было либо постоянно охранять стену, либо периодически стирать с нее надписи. Может быть, неприятный запах, например сероводорода, поможет отпугнуть от стены любителей порисовать.
РЕЗЮМЕ ЭТАПА ПРО
На этапе ПРО мы генерируем возможности. Одни из них лучше. Другие следует развить далее, прежде чем их можно будет объективно оценить. Некоторые из возможностей не могут удовлетворить всем требованиям и ограничениям. Одни могут быть практичнее остальных. Есть возможности, которые обходятся дороже других.
Важно помнить, что главной функцией этапа ПРО является именно генерация «возможностей». Если вы будете оценивать каждую возможность, как только она появляется, то так и останетесь в рамках своего собственного мышления. Оценивать нужно уже идею, если она появилась. Именно это и происходит на этапе ТАК. Выработайте как можно больше возможностей, развейте и оцените их, а затем выберите наилучшую и действуйте согласно ей. Самой большой ошибкой было бы думать, что можно свести выбор лучшей идеи к простому сокращению числа имеющихся возможностей. Это узкий и весьма небезопасный подход. Невозможно выбрать лучший вариант, просто перебирая по порядку все имеющиеся у вас альтернативы. Следует четко разделять этапы генерации и оценки идей. Только при использовании метода поиска стандартного решения нужно обязательно последовательно пройти все этапы, иначе в конце можно выбрать неправильную «ячейку». Но ведь это только один из четырех имеющихся методов.
Четыре метода, описанных в этой главе, рассказывающей о мыслительном этапе ПРО , во многом перекликаются, но при этом все они являются самостоятельными приемами, существующими независимо друг от друга.
1. При использовании метода поиска стандартного решения мы пытаемся в своем предыдущем опыте отыскать подходящее решение. Связующим звеном между задачей и действием, направленным на ее решение, является процесс «идентификации ячейки», в который можно поместить эту проблему. Чтобы упростить идентификацию, можно с помощью анализа разбить сложную проблему на ряд более мелких.
2. Метод обобщения предполагает определение требований в самом общем виде. После чего мы пытаемся сузить их, пока в конце концов не находим практический способ достижения задуманного результата.
3. При творческом методе мы генерируем идеи, а затем рассматриваем их, чтобы убедиться, что они удовлетворяют нашим требованиям. Мы также пытаемся модифицировать неподходящие идеи, чтобы они соответствовали именно нашим требованиям.
4. Метод «Дизайн и объединение» предполагает объединение различных компонентов для достижения поставленной цели.
ТАК
Каков результат?
ТАК что же?