Улучшение в намеченном направлении

«Я хочу ускорить этот процесс».

«Я хочу упростить анкеты».

«Я хочу сделать эту операцию более безопасной».

«Я хочу снизить расход энергии, необходимой для этой операции».

«Я хочу, чтобы персонал был более приветливым с покупателями».

«Я хочу укрепить это сочленение».

Там, где указано направление улучшения (скорость, простота, снижение цен и т. д.), оно представляет собой смесь задачи, дизайна и даже решения проблемы. Иногда существует проблема, которую надо преодолеть; чаще всего все вроде бы неплохо, но мы «считаем», что существуют лучшие способы. Затем мы должны определить, что мы имеем в виду, говоря «лучшие способы». У нас теперь появилось направление, в котором мы можем работать. Как мне туда попасть? Как мне достичь этого?

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ВЕЩЕЙ В ОПРЕДЕЛЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Переговоры

Обдумывание происходит не только во время переговоров, но и до них. Чего я хочу добиться в результате этих переговоров? Чего я надеюсь достичь? Какие позиции я не могу сдать?

Это обдумывание является предварительным этапом переговоров.

В перерывах переговоров обдумываются такие моменты, как: насколько далеко мы продвинулись; что мы думаем по поводу этого предложения; какова наша позиция сейчас.

Существует также и заключительный этап, когда приходят к каким-то выводам, убеждаются в том, что все согласны с этим, делают оговорки и т. д.

Есть люди, относящиеся к переговорам как к проблеме, препятствию, которое надо каким-то образом попытаться обойти. Как мы можем избавиться от этой сложности?

Некоторые рассматривают переговоры как разновидность дискуссии, где происходит настоящее сражение и побеждает тот, кто сильнее.

Для некоторых людей переговоры являются процессом планирования. Какие существуют точки зрения и взгляды? Какие различия в ценностях, потребностях и страхах? Как можно спланировать что-нибудь такое, что привело бы к результату, удовлетворяющему обе стороны (победитель-победитель). При таком условии переговоры действительно становятся планированием.

«Можем ли мы найти выход, удовлетворяющий обе стороны?»

«В чем отличие наших позиций в этом вопросе?»

«У нас всех различные опасения, каким образом нам их преодолеть?»

«Давайте попробуем определить ценности каждой из сторон».

«Мы собираемся изменить планирование».

Контракт — это форма спланированного соглашения. Обе стороны хотят двигаться вперед, и поэтому им важно спланировать что-то отвечающее ценностям обеих сторон.

Существует такая форма переговоров, когда обе стороны никогда не встречаются. Каждая сторона «планирует» вариант, подходящий для обеих сторон, и потом судья выбирает из них самый приемлемый. В этом случае нет никаких споров, никаких «за» и «против» или реакций на высказывания противоположной стороны. Здесь ударение ставится на планирование «наиболее приемлемого». Если одна сторона поведет себя неосмотрительно, тогда принимается вариант, предложенный другой стороной. Если обе стороны пытаются найти компромиссный вариант, то здесь нет большой разницы, чей проект будет принят.

Благодаря новой тенденции делать акцент на АСР (альтернативную спорную резолюцию) пытаются перенести приемы из оппонентских судов в область планирования.

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ТО, ЧТО БУДЕТ ПРИЕМЛЕМО ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН.

Получите эту информацию

Здесь цель мышления заключается в том, чтобы получить определенную информацию. В каком-то смысле это становится «информационной задачей». Каким образом нам получить требуемую информацию?

Эта информация может быть получена в результате маркетингового анализа или исследования. Здесь может пригодиться опрос общественного мнения или просто расспрос людей. При поиске информации можно подключить и творчество.

Любой детектив, расследующий дело, имеет перед собой информационную задачу. Кто совершил преступление? Какие есть доказательства? Пытаясь собрать нужную информацию, детектив может пройти через этап «открытого» поиска информации. Какую информацию, любого вида, я могу получить?

При этом типе мышления очень важно помнить, что определенной целью мышления в данном случае является сбор информации. Что потом делать с этой информацией, уже не входит в цель мышления.

«Каким образом нам найти тех, кто читает эти книги?»

«Нам нужна информация о торговцах наркотиками в этом районе».

«Какая деловая обстановка сейчас в Венгрии?»

«Нам нужна информация о родственных патентах в этой области».

«Мы ищем информацию об эффекте, производимом пе-стицидами на окружающую среду».

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

Выполнение задачи

Это не то же самое, что определение задачи и обдумывание того, как ее выполнить. В данном случае сама задача и способ ее выполнения уже определены, и осталось только ее реализовать.

Почему для выполнения задачи требуется мышление? Если задача довольно обыденная или была разложена на мелкие детали, то мышление может потребоваться только в случае возникновения проблем. Но если задача была определена в общем и не знакома вам, то придется посидеть и подумать, как ее лучше выполнить.

Мышление может отвечать и за организацию процесса: что делать прежде всего. Также мышление ориентировано на поиск лучшего или более простого способа выполнения чего-либо или на поиски нескольких способов выполнения чего-либо, что уже упоминалось как цель.

«Как мы организуем запуск этого продукта 21 ноября в Лондоне?»

«Какой самый простой способ посетить все магазины, продающие жесткие диски в этом районе?»

«Как мне рассадить всех гостей на обеде? Некоторые не хотят сидеть друг с другом».

«Мне надо провести школьные соревнования в среду. Как мне лучше всего это сделать?»

«Рецепт был довольно прост, но такого конечного результата я не ожидал. Как мне исправить это?»

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ.

План

Написание плана является очень важной частью мышления. Все сложное требует составления плана. Это могут быть как планы на далекое будущее, так и планы на следующие школьные каникулы и даже планы на один вечер. Можно запланировать построить просторный тематический парк. Для этого могут понадобиться планы архитекторов и планы поставщиков, связанные с поставкой того, что потребуется.

Планирование требует много проектирующего мышления — заглядывания в будущее и предвосхищения того, что может быть не так. Это также беглое просматривание планов и продумывание того, что может произойти. Здесь существует сильная потребность в информации, а также очень важна организация мышления.

Планирование также выступает как один из множества типов мышления. Вы можете планировать, каким образом выполнить задачу, даже после того, как были выбраны методы ее осуществления. Вам, может, даже придется планировать, каким образом обеспечить реализацию решения проблемы или как поступить с новой творческой идеей.

Планирование основывается на этапах и на времени. Какие шаги должны быть предприняты и когда?

«Как нам спланировать этот переезд на новое место?»

«Как нам спланировать демонстрацию против строительства новой дороги?»

«Каким образом мы собираемся взять этот сад под свой контроль?»

«Каким образом мы можем спланировать доставку избирателей из отдаленных мест?»

«Как нам спланировать расписание для летнего лагеря?»

«Каким образом нам перегнать эту компанию?»

«Как нам спланировать эту экспедицию?»

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ПЛАН…

Организация

Понятия «план» и «организация» очень тесно переплетаются, так как планирование — это частный случай организации.

Характерной чертой организации мышления является то, что все составные части находятся вместе. Здесь нет неизвестных, которые могут быть при творческом мышлении, решении проблем и достижении поставленных задач. Как найти самый лучший способ, чтобы сложить эти кусочки вместе?

Мы можем перепробовать все возможные варианты и потом выбрать лучший, но это займет очень много времени. Поэтому надо ставить «задачи» и «ограничения», а потом пытаться работать с ними, чтобы облегчить себе задание.

Так же как и при планировании, здесь есть потребность в проективном мышлении. Надо представить и нарисовать в уме то, что может случиться с каждым предлагаемым вариантом.

Обычно нужно иметь в уме четкую картину приоритетов. Что важнее: впустить как можно больше людей на автомобильную стоянку или разрешить скоростной выезд со стоянки?

Целью мышления в определенный момент может быть не только организовывать, но и помнить «цель» этой организации.

Например, кажется вполне логичным, если в супермаркете все товары были бы подписаны и рассортированы по полкам так, что покупателю потребовалось минимум времени, чтобы найти то, что ему нужно.

Но исследования показывают, что около 80 процентов покупок в супермаркетах США делаются импульсивно. Таким образом, если не совсем ясно, где что находится, покупатель ходит по магазину и делает больше покупок.

С другой стороны, хорошая организация кассового обслуживания привлечет в магазин гораздо больше покупателей. То же относится и к ситуации со стоянкой.

«Каким образом нам организовать рождественскую вечеринку в офисе?»

«Организация перевозки багажа в аэропортах требует более пристального внимания».

«Как нам организовать выставку книг в этом книжном магазине?»

«Система ведения картотеки требует другой организации».

«Каким образом нам переделать станочную линию с этими новыми автоматическими сварочными аппаратами?»

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ УЗНАТЬ, КАКИМ СПОСОБОМ ЭТО МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ.

Выбор

Альтернативы могут быть просто предложены вам, и тогда приходится делать выбор. Это может быть выбор блюд в ресторане, работы, цвета машины, которую вы хотите купить, или даже выбор между двумя ревнивыми поклонниками.

А иногда вы сами ставите перед собой альтернативы и потом вынуждены выбирать одну из них. В таких случаях будьте очень осторожны при анализе нескольких альтернатив. Не довольствуйтесь только теми очевидными, которые сразу придут вам в голову. Творческая генерация альтернатив является очень важной частью процесса выбора.

Выбор — это очень важная часть мыслительного процесса. Альтернативы создаются на этапе ПРО , а на этапе ТАК из них делается выбор. Сейчас мы рассматриваем ситуации, где выбор является главной целью мышления.

Каждый выбор требует проецирования и предугадывания будущего. Желтая и черная шляпы требуют оценочного мышления. Существует потребность в четком определении потребностей, ценностей и приоритетов. Чего необходимо достичь на стадии выбора?

«Нам нужно выбрать одно место из этих двух для проведения отпуска».

«Нам нужно выбрать цвет для окраски стен в этой комнате».

«Нам нужно выбрать один из этих дизайнов логотипа для нашей фирмы».

«Ты должен выбрать, какая игрушка тебе больше нравится».

«Нам надо выбрать одного из этих двух претендентов на место исполнительного директора».

«Вам нужно выбрать день для выступления».

Выбор переносит нас от «возможностей» к реальности повседневной жизни и потребностям.

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР МЕЖДУ ЭТИМИ ДВУМЯ АЛЬТЕРНАТИВАМИ.

Решение

Решение — разновидность выбора, а выбор — разновидность решения, так как в обоих случаях применяются практически одни и те же виды мышления. Однако в случае с принятием решения очень важным фактором является то, что его надо принять незамедлительно. Можно ли считать, что отказ от принятия решения тоже своего рода решение?

В целом выбор обычно влияет на нас, а решение в основном влияет на других людей, хотя это и не доказано логически. Можно найти случаи, когда выбор влияет на других, а решения — только на нас самих.

Выбирают обычно среди альтернатив; решения же связаны с тем, пойти в этом направлении или нет.

При выборах, приоритетах и ценностях надо всегда проанализировать цель решения и его возможные последствия.

«Мы должны принять решение относительно того, закрыть нам этот завод или нет».

«Мы должны решить, кого включить в список гостей на нашу свадьбу».

«Мы принимаем это предложение?»

«Хочет ли кто-нибудь из присутствующих поехать покататься на водных лыжах сегодня днем?»

«Так мы пришли к какому-нибудь решению по поводу внедрения этой рекламной кампании?»

«Приняли ли мы решение, касающееся этого плана?»

«Вы собираетесь продать дом?»

Принимая решение, очень важно четко представлять, на каком основании вы его принимаете, чтобы, если спустя некоторое время у вас появятся сомнения по поводу правильности принятия данного решения, вы смогли вернуться к причинам, побудившим вас его принять.

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ.

Суждение

«Мне нужно оценить это».

«Мне нужно оценить это предложение».

«Это эпидемия или нет?»

«Стоит ли нам поднимать цены?»

«Вы думаете, это было намеренно?»

«Она хорошо справляется со своими обязанностями начальницы?»

«Что вы думаете по поводу моды этого сезона?»

«Как это на вкус?»

«Можно пить это вино?»

Суждение — это очень широкая мыслительная операция. Так же как выбор и решение, оценка происходит на этапе мышления ТАК. Мы оцениваем результат, полученный на этапе ПРО , и решаем, что с ним делать: принять, развить или отложить (на какое-то время или навсегда). Суждением можно назвать и саму мыслительную ситуацию.

Суждение также может означать узнавание и идентификацию. Это действительно эпидемия? Это действительно болезнь легионеров? В таких случаях существуют характеристики и критерии, помогающие нам принимать решение.

Бывают случаи, когда суждение связано с мнением, базирующимся на твердых принципах. Например: законно это или нет? В других случаях оно может быть более субъективным: она хорошо справляется со своими обязанностями; привлекателен ли дизайн? Среди таких субъективных суждений можно выделить пять групп:

1. Сомнений нет: это плохо, ужасно и от этого надо отказаться.

2. Многое говорит против этого.

3. Нейтрально: адекватно.

4. Здесь есть и свои плюсы.

5. Определенно хорошее, замечательное; надо это выбрать.

Существует суждение, выносимое под черной и желтой шляпами, когда мы пытаемся вычислить выгодные или трудные моменты. Здесь оценка детализирована. В конце мы смотрим на список и выносим окончательное суждение. Процесс принятия решения делать что-нибудь или нет также включает суждение. В данном случае рассматриваются последствия совершения действия или его несовершения.

Суждение может быть объективным и основываться на фактах или субъективным и основываться на чувствах (как в красной шляпе) и мнениях. Впишется этот человек в группу или нет?

Процесс оценивания не всегда приводит к решению. Он приводит к суждению, играющему потом определенную роль в принятии решения.

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ СОСТАВИТЬ СУЖДЕНИЕ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ.

Общение

Когда общение происходит довольно постоянно и в порядке вещей, то нам не надо особенно думать о нем. Мы, наверное, слишком часто считаем, что это в порядке вещей.

То, как мы сообщаем информацию, играет очень большую роль. Сообщение может быть неясным, расплывчатым или смазанным, и в таком случае у тех, кто принимает его, могут возникнуть определенные трудности или им придется приложить дополнительные усилия, чтобы разобраться в сказанном. В качестве классического примера можно привести налоговые формы. Сюда же относятся и инструкции по использованию электронного оборудования. Обычно они написаны так непонятно, потому что пишутся людьми, разбирающимися в этом приборе, для кого все кажется вполне очевидным. Но у тех, кто только что купил этот прибор, ситуация абсолютно противоположная.

Неясное общение может создать неверное впечатление, нанести урон или горе. При правильном общении надо избегать не только опасности произвести плохое впечатление, но и пытаться отслеживать и исправлять неправильные впечатления, которые могут возникнуть.

При общении должно создаваться впечатление простоты, открытости, честности и откровенности.

Эта задача включает также дизайн и творчество, так как иногда возникают определенные проблемы, с которыми нужно справиться.

«Как нам сообщить рабочим об увольнении?» «Как нам сказать ему, что он провалился на экзамене?» «Здесь действительно есть что-то новое и интересное. Как нам сообщить это?»

«Как нам рассказать о риске для здоровья, связанном с курением?»

«Каким образом нам изложить инструкции по исполь-зованию этого нового тостера?»

«Как нам сообщить о том, что он покидает свой пост из-за того, что его попросили сделать это?»

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ ХОРОШИЙ СПОСОБ, КАК СООБЩИТЬ ЭТО.

Исследование

Это очень общий и обширный тип цели мышления. Вы просто хотите исследовать данную область, и у вас нет другой цели, кроме как узнать о ней как можно больше. Иногда могут быть еще какие-нибудь задние мысли, но сейчас вы просто исследуете.

Исследование и сбор информации происходят на этапе мышления УЧ. Но исследование может быть и общей целью мышления. Исследователь, приземлившийся на Луне или исследующий отдаленные уголки Новой Гвинеи, имеет перед собой цель — найти как можно больше нового.

Переключив свое внимание на посторонние мысли и цели, вы тут же снизите ценность исследования как такового, так как сейчас вы замечаете только те вещи, которые могут быть ценными для вашей посторонней цели. Истинный исследователь занимается тем, что находится в поле исследования, а не тем, что соответствует только его целям.

«Я хочу получить информацию об организации турис-тического отдыха во Франции».

«Я хочу исследовать возможности начать бизнес в Китае».

«Пожалуйста, посмотрите на рыболовную промыш-ленность в холодных водах».

«Исследуйте всю область творчества».

«Узнайте о провинциальных деятелях искусства».

Описанная ранее мыслительная ситуация отвечала требованиям получить конкретную информацию. Это была разновидность задачи, которую надо было выполнить. Исследование намного более обширно, так как нам нужна вся информация по этой области исследования. Вполне очевидно, что надо указать область исследования, так как невозможно искать информацию обо всем.

Определение области исследования может быть таким узким, что разница между «исследованием» и «информационной задачей» будет очень незначительна. На практике исследование открыто и не ограничивает ваши поиски. А информационная задача определяет то, что вы должны искать.

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТОЙ ОБЛАСТИ.

Общее улучшение

«Мыслительные ситуации», упоминаемые ранее, описывали улучшение в определенном направлении: сделать что-то быстрее, проще, дешевле и т. д. В данном случае улучшение носит обобщенный характер. Нам просто надо улучшение, но мы не указываем конкретное направление и не знаем, каким оно может быть.

Вполне очевидно, что можно рассматривать общее улучшение как серию конкретных улучшений. Мы можем выделить несколько направлений, а потом добиваться улучшений в каждом из них. Это приведет к серии упражнений, направленных на решение проблем.

Общее улучшение более творческое и более открытое. Мы даже точно не знаем, что может получиться в результате. Улучшение может быть в таком направлении, о котором мы даже не подозревали. Женщины стали пить больше пива, когда в барах улучшили состояние женских туалетов. Ни один маркетинговый служащий не смог бы предложить такой способ для решения этой проблемы.

Общее улучшение основывается на мнении: что бы мы ни сделали, это не всегда будет сделано самым лучшим способом. Данная ситуация рассматривается не как проблема, а как творческое упражнение. Какие идеи могут при этом возникнуть? Потом идеи рассматриваются, чтобы определить, как, где и в каком случае они могут привести к улучшению. Но прежде всего должны возникнуть сами идеи.

«Как нам сделать процесс еды более интересным?» «Как нам улучшить газеты?»

«Улучшите программы новостей на телевидении». «Улучшите внешний вид машин». «Улучшите витрины супермаркетов». «Я хочу улучшить форму полицейских». «Я хочу найти идеи по улучшению этой посудомоечной машины».

«Улучшите общение в доме».

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ УЛУЧШЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ.

Возможность

Многим людям говорили, что любую проблему можно превратить в прекрасную возможность. Но мы больше заинтересованы в решении проблем, а не в поиске возможностей. Очень немногие действительно садятся и думают о возможностях. Если возможность очевидна, то мы можем ее использовать, но это не то же самое, что активный поиск возможностей.

Отсутствие интереса к возможностям объясняется двумя причинами. Возможность означает риск и временные затраты, а мы не любим ни того, ни другого. Мы также привыкли к привычному положению вещей и вполне удовлетворены тем, что есть, и у нас нет ни малейшего желания что-либо изменять.

Компании должны искать возможности постоянно, но, насколько я могу судить, они этого не делают. Они больше заинтересованы в решении проблем, а не в поиске возможностей.

Мы можем искать возможности или создавать их. Начать нужно с выявления сильных сторон и хороших качеств и посмотреть, как они могут быть использованы. Или можно начать с рынка или мира и посмотреть, какие там открываются возможности. На практике надо начинать с обеих сторон.

Поиск возможностей — это всегда открытый процесс, так как мы не знаем, куда в конце концов попадем. Например, у нас есть конкретная задача: «Каким образом нам продать кондитерские изделия в бывшем Советском Союзе?» Возможность в данном случае можно определить так: «Где еще мы можем продать кондитерские изделия?» или «Что еще мы можем предпринять с нашей возможностью производить кондитерские изделия?»

При поиске возможностей мы часто нуждаемся в определенных рамках для направления внимания. Я привел примеры таких рамок в своей книге «Создай себе удачу».

• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ.

Изменение (подумай об этом)

Что-то изменилось — в мире, на рынке или в правилах. Мы хотим подумать об этом изменении. Каким образом оно влияет на нас? Какие возможности открываются?

Обычно мы начинаем думать об изменении, только если оно создает нам проблему или каким-то образом влияет на нас. В таком случае цель мышления — целенаправленное изучение изменения, и упор делается на возможности. Каждое изменение является источником возможностей для тех, кто обращает внимание прежде всего на них. После изменения все уже становится не таким, как было до него.

Никого не заставляют думать об изменениях таким открытым способом, но вы можете сами прийти к нему.

«Какой эффект произведет это изменение?»

«Какие возможности откроет это новое правило?»

«Каким образом открытие туннеля под Ла-Маншем повлияет на планы путешественников?»

«Электрификация железнодорожной линии до этого места вызовет некоторые изменения. Каким образом мы можем извлечь выгоду из этих изменений?»

«Большие компании увольняют людей. Какие возможности это открывает для нас?»

«Североамериканская свободная торговая ассоциация уже основана. Давайте подумаем об этом».

«Все дети ушли из школы. К чему это приведет?»

• Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Наши рекомендации