III. Работа по теме урока с текстом.

1. Упражнение 633. Знакомство с текстом.

– Как вы считаете, о чем может говориться в рассказе?

– События, которые описываются в рассказах, могут происходить и в природе, но наблюдают за ними люди.

– Прочитайте текст (с. 53, задачник).

– В чем заключается главная мысль текста?

– Каково настроение рассказчика? Как оно меняется?

– Найдите в тексте подходящее для заголовка слово. («Чудо», «Утреннее чудо», «Чудо на пруду».)

– Вам удалось представить картины, которые нарисовал автор?

– Какие слова, фразы, формы помогают это сделать?

– Какая картина, на ваш взгляд, главная?

– Какие секреты речи вы заметили в тексте?

– Оправдано ли повторение местоимения «я»?

– Какие слова в тексте особенно обращают на себя внимание?

– Есть ли в тексте незнакомые слова?

2. Составление плана.

– Сколько в тексте частей?

– О чем первая часть? Как бы вы ее озаглавили?

– Посмотрите на вторую часть. Какие чувства испытал автор?

– Какое предложение подчеркивает переживание автора? («Ни одного!»)

– Как можно озаглавить эту часть?

– Перечитайте третью часть текста. Можно ли ее назвать основной? Почему?

– Какие чувства автора передаются в этой части? Придумайте ей название.

– В четвертой части всего два предложения. Как вы думаете, они важны для текста? Почему?

– Какими чувствами делится автор? Озаглавьте эту часть.

3. Выбор формы рассказа.

– От какого лица ведется рассказ? Можете вы себя представить на месте героини?

– Пострадает ли выразительность, эмоциональность рассказа, если его вести от 3-го лица?

– Вам предлагается представить себя на месте героини и рассказать как бы от своего имени.

(Мальчикам разрешается изменить некоторые элементы текста с учетом пола.)

4. Орфографическая подготовка к изложению.

IV. Написание изложения.

V. Самопроверка по тексту автора.

VI. Анализ написанных работ, исправление ошибок.

VII. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 634.

Урок 157
Составляем собрание сочинений

Цель: ввести термин «сочинение», познакомить с памяткой «Как писать сочинение»; обучать редактированию текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что означают пометы в задании?

– Какие действия при письме обязательны?

– В чем разница в позициях ученого и сказочника?

– Кто решил объяснить как сказочник, почему цветы прятались на ночь?

– В чем особенность построения такого текста?

– Кто объяснял процесс как ученый?

– В чем отличие этого жанра?

(Дети зачитывают работы, обсуждают, выбирают лучшие.)

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 636.

– Прочитайте тему этой части учебника.

– Какие собрания сочинений вы видели?

– Произведения каких жанров в них можно найти?

– Можете ли вы создать свое «собрание сочинений»?

– Что же тогда, по-вашему, означает слово «сочинение»?

– Прочитайте сообщение авторов учебника об этом (с. 104).

– Так что же предлагают авторы вам сделать в заголовке?

2. Знакомство с памяткой (с. 142).

– Прочитайте памятку.

– Есть ли в действиях что-то общее с написанием изложения?

– Какой пункт памятки вам непонятен?

3. Упражнение 638.

– Прочитайте начало предложенного текста.

– Что вы находите в нем сказочным, а что – научным?

– Давайте попробуем на основе этого текста написать деловое сочинение «Как прорастает семя?».

(Работа над написанием мини-сочинения проводится коллективно при помощи памятки. Дети перечитывают по порядку пункты памятки и выполняют необходимые действия по составлению текста.)

III. Работа по теме урока с текстом. - student2.ru

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

(Дети выполняют махи руками, наклоны вправо–влево, приседания, потягивания.)

4. Упражнение 639.

1) Работа по содержанию.

– Прочитайте сочинения.

– Вам нравятся эти сочинения?

– Чем сочинения похожи, а чем различаются?

– К какому жанру отнесете первое сочинение? (Этюд.)

– А второе? (Сказка.)

– По каким приметам вы определили жанр?

– Что вам кажется наиболее удачным в сочинениях школьниц?

– Какими секретами они пользовались?

– Найдите в текстах примеры сравнений.

– Какие вам видятся особенно уместными?

– Какие особенности в построении предложений вы заметили?

– Какие предложения связаны по смыслу с предыдущими?

– Прочитайте предложения, в которых связкой является союз.

– Какие части речи употребляют в сочинениях авторы?

– Какие словосочетания в текстах вам особенно нравятся?

– Прочитайте восклицательные предложения в тексте. Какова их роль? Что они передают?

– Прочитайте предложения со словом «Вот».

– Какое ощущение создается при включении этого слова в предложение?

– Какая функция у местоимений в тексте?

– Прочитайте слова из текстов, в которых суффиксы воздействуют на читателя.

– Поясните, как именно.

III. Работа по теме урока с текстом. - student2.ru

2) Орфографическая работа.

Работа в парах.

Написание букв на месте пропусков в первом предложении объясняют дети, сидящие в ряду I варианта, во втором предложении – дети II варианта.

3) Написание текста.

– Спишите то сочинение, которое вас больше привлекает.

(Взаимопроверка.)

IV. Итог урока.

– Что вы узнали о сочинении?

– В какой форме может быть написано сочинение?

– О каких секретах речи мы говорили?

Домашнее задание: упражнение 638 (создать сказку-сочинение на основе данного текста).

Урок 158
Составляем собрание сочинений

Цель: обучать написанию сочинений-сказок, анализу текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

«Конкурс сказок».

– В чем отличие жанра сказок от других жанров?

– Какие особенности этого жанра вы знаете?

– Прочитайте сочинения-сказки.

– Что особенно, какие моменты, фразы из прочитанных сказок понравились слушателям-одноклассникам?

III. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа.

– Вы уже пробовали сочинять объяснение явления как сказочники.

– Главное отличие сказок в том, что в них оживает все, что мы каждый день видим вокруг: деревья, цветы, травинки, ручейки, сосульки, снежинки… Все, что вы захотите, по вашему выбору.

Но помните: в сказочных историях, как в любой художественной речи, нужно словами рисовать все, что происходит, передавать настроение, чувства. А для этого важно внимательно относиться к словам.

2. Вообразите осенний день. От дуновения ветра много листочков опускается на землю, один красивее другого; каждый из них о чем-то думает, чего-то ждет, с каждым из них что-то произойдет…

– А теперь представьте себе свой листочек.

– Найдите слова, которыми его можно описать.

(Слова записывают через запятую в тетрадь.)

– Что ждет листочек на земле: куда он попадет? Что с ним станет?

– Сочините историю своего листочка.

(Устно сочиняют истории, учитель сразу исправляет ошибки в речи.)

3. Продолжите истории, которые начали ребята (по выбору, письменно).

Детям предлагаются три начала сказочных историй.

1) Летели два листочка, два друга. Оба красивые, нарядные. Костюмчики у них яркие, кружевные. Листочки очень торопились. Они боялись опоздать…

2) Подул ветер и закружил листочки. Летят они и разговаривают. Один листочек был хвастуном. Он всем говорил: «Я самый легкий, самый нарядный, кружусь красивее всех». Но вот…

3) Листочек был такой легкий, такой воздушный, что ветерок его все нес и нес. А он смотрел на землю. Ему так хотелось туда, к друзьям… Светило солнышко…

После выполнения задания учащиеся зачитывают написанные сказки, анализируют тексты, редактируют, выбирают наиболее понравившиеся.

4. Работа в группах.

– Весело бежит по земле веселый ручеек. Он многое видит на своем пути, радуется солнышку, друзьям-ручейкам, которые бегут с ним рядом, ребятам, пускающим по нему кораблики. У него на пути много приключений…

– Сочините сказочную историю о весеннем ручье. Нарисуйте словами своего героя и придумайте какой-нибудь случай из его жизни. Если хотите, можете сначала прочитать историю, которая произошла с одним мальчиком, а уже потом создавайте свою.

Я возвращался из школы. Дорогу мне пересек веселый ручеек. Я наступил на него ногой. Вода в ручейке забурлила, как будто ручей рассердился.

«Отойди с дороги, – сказал он мне. – Ты что, не видишь, что я спешу? У меня много дел. Не мешай мне!»

Я перешагнул через ручей, и он побежал дальше.

IV. Итог урока.

Дети зачитывают коллективно свои сказочные истории, выбирают лучшую.

Домашнее задание: составьте словосочетания, которые могли бы пригодиться в сочинении о двух полянках.

Урок 159
Составляем собрание сочинений.
Сочиняем сказку

Цель: обучить написанию сочинений-сказок, развивать умения письменно передавать сказочную историю, пользуясь секретами речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа с текстом.

Упражнение 640.

– Посмотрите на картинки (с. 105, учебник).

– Вы узнаете эти цветы? Где вы их видели?

– Прочитайте зарисовку (с. 56, задачник).

– Смогли ли вы представить картины, нарисованные автором?

– Выпишите названия растений.

– Решите орфографические задачи в тексте.

– Какими умениями вы будете пользоваться?

III. Подготовка к написанию сочинения.

– Сегодня вы попробуете сочинить сказку самостоятельно. Вы уже догадались, кто главные герои ваших сказок? (Сестры-полянки.)

– Прочитайте вопросы-подсказки (с. 57, задачник), можете воспользоваться ими.

– Какие секреты речи вы можете использовать в своих сочинениях?

– Откройте памятку (с. 142, учебник).

– Работайте над сочинением, используя пункты памятки, не забудьте воспользоваться домашними заготовками.

IV. Написание сочинений.

Дети записывают сочинения на черновиках.

Наши рекомендации