III. Работа по теме урока с текстом.
1. Упражнение 633. Знакомство с текстом.
– Как вы считаете, о чем может говориться в рассказе?
– События, которые описываются в рассказах, могут происходить и в природе, но наблюдают за ними люди.
– Прочитайте текст (с. 53, задачник).
– В чем заключается главная мысль текста?
– Каково настроение рассказчика? Как оно меняется?
– Найдите в тексте подходящее для заголовка слово. («Чудо», «Утреннее чудо», «Чудо на пруду».)
– Вам удалось представить картины, которые нарисовал автор?
– Какие слова, фразы, формы помогают это сделать?
– Какая картина, на ваш взгляд, главная?
– Какие секреты речи вы заметили в тексте?
– Оправдано ли повторение местоимения «я»?
– Какие слова в тексте особенно обращают на себя внимание?
– Есть ли в тексте незнакомые слова?
2. Составление плана.
– Сколько в тексте частей?
– О чем первая часть? Как бы вы ее озаглавили?
– Посмотрите на вторую часть. Какие чувства испытал автор?
– Какое предложение подчеркивает переживание автора? («Ни одного!»)
– Как можно озаглавить эту часть?
– Перечитайте третью часть текста. Можно ли ее назвать основной? Почему?
– Какие чувства автора передаются в этой части? Придумайте ей название.
– В четвертой части всего два предложения. Как вы думаете, они важны для текста? Почему?
– Какими чувствами делится автор? Озаглавьте эту часть.
3. Выбор формы рассказа.
– От какого лица ведется рассказ? Можете вы себя представить на месте героини?
– Пострадает ли выразительность, эмоциональность рассказа, если его вести от 3-го лица?
– Вам предлагается представить себя на месте героини и рассказать как бы от своего имени.
(Мальчикам разрешается изменить некоторые элементы текста с учетом пола.)
4. Орфографическая подготовка к изложению.
IV. Написание изложения.
V. Самопроверка по тексту автора.
VI. Анализ написанных работ, исправление ошибок.
VII. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 634.
Урок 157
Составляем собрание сочинений
Цель: ввести термин «сочинение», познакомить с памяткой «Как писать сочинение»; обучать редактированию текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что означают пометы в задании?
– Какие действия при письме обязательны?
– В чем разница в позициях ученого и сказочника?
– Кто решил объяснить как сказочник, почему цветы прятались на ночь?
– В чем особенность построения такого текста?
– Кто объяснял процесс как ученый?
– В чем отличие этого жанра?
(Дети зачитывают работы, обсуждают, выбирают лучшие.)
III. Работа по теме урока.
1. Упражнение 636.
– Прочитайте тему этой части учебника.
– Какие собрания сочинений вы видели?
– Произведения каких жанров в них можно найти?
– Можете ли вы создать свое «собрание сочинений»?
– Что же тогда, по-вашему, означает слово «сочинение»?
– Прочитайте сообщение авторов учебника об этом (с. 104).
– Так что же предлагают авторы вам сделать в заголовке?
2. Знакомство с памяткой (с. 142).
– Прочитайте памятку.
– Есть ли в действиях что-то общее с написанием изложения?
– Какой пункт памятки вам непонятен?
3. Упражнение 638.
– Прочитайте начало предложенного текста.
– Что вы находите в нем сказочным, а что – научным?
– Давайте попробуем на основе этого текста написать деловое сочинение «Как прорастает семя?».
(Работа над написанием мини-сочинения проводится коллективно при помощи памятки. Дети перечитывают по порядку пункты памятки и выполняют необходимые действия по составлению текста.)
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
(Дети выполняют махи руками, наклоны вправо–влево, приседания, потягивания.)
4. Упражнение 639.
1) Работа по содержанию.
– Прочитайте сочинения.
– Вам нравятся эти сочинения?
– Чем сочинения похожи, а чем различаются?
– К какому жанру отнесете первое сочинение? (Этюд.)
– А второе? (Сказка.)
– По каким приметам вы определили жанр?
– Что вам кажется наиболее удачным в сочинениях школьниц?
– Какими секретами они пользовались?
– Найдите в текстах примеры сравнений.
– Какие вам видятся особенно уместными?
– Какие особенности в построении предложений вы заметили?
– Какие предложения связаны по смыслу с предыдущими?
– Прочитайте предложения, в которых связкой является союз.
– Какие части речи употребляют в сочинениях авторы?
– Какие словосочетания в текстах вам особенно нравятся?
– Прочитайте восклицательные предложения в тексте. Какова их роль? Что они передают?
– Прочитайте предложения со словом «Вот».
– Какое ощущение создается при включении этого слова в предложение?
– Какая функция у местоимений в тексте?
– Прочитайте слова из текстов, в которых суффиксы воздействуют на читателя.
– Поясните, как именно.
2) Орфографическая работа.
Работа в парах.
Написание букв на месте пропусков в первом предложении объясняют дети, сидящие в ряду I варианта, во втором предложении – дети II варианта.
3) Написание текста.
– Спишите то сочинение, которое вас больше привлекает.
(Взаимопроверка.)
IV. Итог урока.
– Что вы узнали о сочинении?
– В какой форме может быть написано сочинение?
– О каких секретах речи мы говорили?
Домашнее задание: упражнение 638 (создать сказку-сочинение на основе данного текста).
Урок 158
Составляем собрание сочинений
Цель: обучать написанию сочинений-сказок, анализу текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
«Конкурс сказок».
– В чем отличие жанра сказок от других жанров?
– Какие особенности этого жанра вы знаете?
– Прочитайте сочинения-сказки.
– Что особенно, какие моменты, фразы из прочитанных сказок понравились слушателям-одноклассникам?
III. Работа по теме урока.
1. Вступительная беседа.
– Вы уже пробовали сочинять объяснение явления как сказочники.
– Главное отличие сказок в том, что в них оживает все, что мы каждый день видим вокруг: деревья, цветы, травинки, ручейки, сосульки, снежинки… Все, что вы захотите, по вашему выбору.
Но помните: в сказочных историях, как в любой художественной речи, нужно словами рисовать все, что происходит, передавать настроение, чувства. А для этого важно внимательно относиться к словам.
2. Вообразите осенний день. От дуновения ветра много листочков опускается на землю, один красивее другого; каждый из них о чем-то думает, чего-то ждет, с каждым из них что-то произойдет…
– А теперь представьте себе свой листочек.
– Найдите слова, которыми его можно описать.
(Слова записывают через запятую в тетрадь.)
– Что ждет листочек на земле: куда он попадет? Что с ним станет?
– Сочините историю своего листочка.
(Устно сочиняют истории, учитель сразу исправляет ошибки в речи.)
3. Продолжите истории, которые начали ребята (по выбору, письменно).
Детям предлагаются три начала сказочных историй.
1) Летели два листочка, два друга. Оба красивые, нарядные. Костюмчики у них яркие, кружевные. Листочки очень торопились. Они боялись опоздать…
2) Подул ветер и закружил листочки. Летят они и разговаривают. Один листочек был хвастуном. Он всем говорил: «Я самый легкий, самый нарядный, кружусь красивее всех». Но вот…
3) Листочек был такой легкий, такой воздушный, что ветерок его все нес и нес. А он смотрел на землю. Ему так хотелось туда, к друзьям… Светило солнышко…
После выполнения задания учащиеся зачитывают написанные сказки, анализируют тексты, редактируют, выбирают наиболее понравившиеся.
4. Работа в группах.
– Весело бежит по земле веселый ручеек. Он многое видит на своем пути, радуется солнышку, друзьям-ручейкам, которые бегут с ним рядом, ребятам, пускающим по нему кораблики. У него на пути много приключений…
– Сочините сказочную историю о весеннем ручье. Нарисуйте словами своего героя и придумайте какой-нибудь случай из его жизни. Если хотите, можете сначала прочитать историю, которая произошла с одним мальчиком, а уже потом создавайте свою.
Я возвращался из школы. Дорогу мне пересек веселый ручеек. Я наступил на него ногой. Вода в ручейке забурлила, как будто ручей рассердился.
«Отойди с дороги, – сказал он мне. – Ты что, не видишь, что я спешу? У меня много дел. Не мешай мне!»
Я перешагнул через ручей, и он побежал дальше.
IV. Итог урока.
Дети зачитывают коллективно свои сказочные истории, выбирают лучшую.
Домашнее задание: составьте словосочетания, которые могли бы пригодиться в сочинении о двух полянках.
Урок 159
Составляем собрание сочинений.
Сочиняем сказку
Цель: обучить написанию сочинений-сказок, развивать умения письменно передавать сказочную историю, пользуясь секретами речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с текстом.
Упражнение 640.
– Посмотрите на картинки (с. 105, учебник).
– Вы узнаете эти цветы? Где вы их видели?
– Прочитайте зарисовку (с. 56, задачник).
– Смогли ли вы представить картины, нарисованные автором?
– Выпишите названия растений.
– Решите орфографические задачи в тексте.
– Какими умениями вы будете пользоваться?
III. Подготовка к написанию сочинения.
– Сегодня вы попробуете сочинить сказку самостоятельно. Вы уже догадались, кто главные герои ваших сказок? (Сестры-полянки.)
– Прочитайте вопросы-подсказки (с. 57, задачник), можете воспользоваться ими.
– Какие секреты речи вы можете использовать в своих сочинениях?
– Откройте памятку (с. 142, учебник).
– Работайте над сочинением, используя пункты памятки, не забудьте воспользоваться домашними заготовками.
IV. Написание сочинений.
Дети записывают сочинения на черновиках.