Iv. актуализация опорных знаний.

1. Может ли невнимание к значению слова привести к орфографической ошибке?

РАССКАЗ ОБ ОДНОЙ ОШИБКЕ

Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.

– Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

– Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

– Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования – длинный деревянный меч.

– Почему же так получилось?

2. Упражнение 562.

– Исправьте ошибки в работе учеников.

– В какой части слова допущены ошибки?

– Каким способом вы проверяли написание?

3. Упражнение 563 (по заданию учебника).

4. Выберите нужное проверочное слово, опираясь на значение слов.

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), расч.щать (честь, чисто), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрип, скрепка), м.стерить (мост, мастер).

5. Упражнение 564.

– К какой части речи относятся записанные ребятами слова? Докажите.

– Допущены ли в работе орфографические ошибки? Исправьте их.

(Далее по заданию учебника.)

Взаимопроверка.

Iv. актуализация опорных знаний. - student2.ru

Самокат!

Самокат!

Самокату очень рад!

Сам качу,

Сам качу

Самокат,

Куда хочу.

(Одну ногу дети сгибают в колене (слегка пружиня), другой ногой они имитируют движение отталкивания, как при езде на самокате.)

6. Упражнение 565.

– Со словами какой части речи вы будете работать?

– В какой части слова находятся ошибки?

– Значение слова поможет их исправить?

– Как поставить глагол в заданную форму?

– Как не ошибиться в написании безударного окончания глагола?

– Какое время у глаголов 2-го лица единственного числа?

– Как вы это определите?

7. Игра «Посмеяться не хотите?».

а) Прочитайте предложения.

– Почему они вызывают смех?

– В чем заключается проблема?

– Вы сможете с ней справиться?

Мальчик полоскал собаку.

Все спустились с горы. Вита все слизал.

Мама отварила дверь.

б) Но ведь в жизни из-за того, что люди невнимательно относятся к значению слов, случается полное непонимание.

– Прочитайте переписку ребят с их разрешения.

(Письма с заданием распечатаны и имеются на каждой парте.)

Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания (текст можно написать на доске):

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

В ответ он получил такое письмо от Маши:

Ваня, здравствуй!

Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.

Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?

Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?

И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?

Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?

Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?

И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

– Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки!

8. Знакомство с сообщением (с. 83, учебник).

IV. Итог урока.

– Что вы поняли из всего сказанного на уроке?

Домашнее задание: упражнение 568.

Урок 139
От значения слова – к правильному написанию

Цель: обучить работе с непроверяемыми написаниями с опорой на этимологический анализ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Сколько орфограмм вы выделили в отрывке?

– Какие орфограммы вы считаете сложными?

– В каких словах необходимо проверять безударную гласную в корне?

– Какие окончания надо проверять?

– В каких словах требуют проверки парные согласные?

III. Работа по теме урока.

1. Словарно-орфографическая работа.

зелень тетрадь лошадь осень огонь стебель

– Что общего у этих слов?

– На какие две группы их можно разделить?

– Убирайте из ряда по одному «лишнему слову, чтобы осталось только выделенное.

Огонь – лишнее, так как безударная гласная в первом слоге.

Стебель – лишнее, так как мужского рода.

Осень – лишнее, так как начинается с ударного гласного.

Зелень – лишнее, так как нет парной согласной на конце.

Лошадь – лишнее, так как гласная в корне проверяется.

– Расскажите все, что вы знаете о слове тетрадь.

2. Упражнение 569.

– Какие старинные слова помогли вам запомнить написание современных?

– О чем говорится в первой части текста?

– О чем во второй?

– Отметьте в первой части все написания, требующие объяснения.

– Из слов ткань, платье, полотенце какие будут склоняться одинаково? Почему?

– Просклоняйте два слова, относящихся к разным типам склонения.

3. Упражнение 570.

(Коллективно по заданию учебника выписать 5 слов. В случае необходимости пользоваться материалом, помещенным в этимологическом словаре.)

Балкон (от балка – бревно).

Береза (от белый).

Библиотека (от библио + тека = книга + хранилище).

Велосипед (от велосис + педис = быстрый + нога).

Вокзал (от собственного имени человека, владельца зала развлечений, – Вокс).

Волейбол (от волей + бол = полет + мяч).

Деревня (от слова дерево, первое значение – место, очищенное от леса).

Животное (от живот – жизнь).

Завтра, завтрак (от древней падежной формы заутра – после утра).

Здравствуйте (возникло как пожелание здоровья).

Карандаш (от кара + даш = черный + камень).

Картина, картон (того же корня, что и карта).

Коричневый (через несколько других слов от кора, корица – маленькая корочка).

Лопата (от исчезнувшего слова лопа, лопастый – с широким концом).

Медведь (мед ведает).

Пирог (от слова пир).

Платок (от слова плат – кусок материи).

Помидор (из слов поми + д + оро – яблоко из золота).

Рюкзак (от рюк + зак = спина + мешок).

Спасибо (от спаси, Бог)...

4. Упражнение 571. Работа в парах.

– С каким секретом слов вы встретились?

Iv. актуализация опорных знаний. - student2.ru

– Если я называю слово с проверяемой гласной в корне, вы подпрыгиваете. Если я говорю слово с непроверяемой гласной в корне, вы хлопаете в ладоши.

Пальто, лесок, листок, пенал, морковь, река, весло, весна, мороз, кефир, кусты, альбом, звезда, вокзал.

– Почему, услышав слово кусты, вы не выполнили задание?

5. Упражнение 572.

– Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?

– Объясните орфограммы на месте пропусков.

– Запишите подчеркнутые глаголы в формах:

а) прошедшего времени, ед. числа, жен. рода;

б) будущего времени, 2 лица, ед. числа.

– С какими орфограммами вы встретились в их написании?

– В какой форме окончания личные, в какой – родовые?

IV. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагается задание на карточке, которое сопровождается несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.

№ 1 Ответы
Слова
.втобус а а а а
г.раж а а о а
к.мбайн о о о о
помн.ть и и и и
ве.ть и я я я
мес.ц я я я е
№ 2 Ответы
Слова
п.ченье и е е е
п.рог и и и е
плав.ть о а а а
меб.ль е е е е
обид.ть е и е е
в.сток о о о о
№ 3 Ответы
Слова
вп.ред е е е е
ж.вотное е и и и
замет.ть и е и и
к.нфета о о а о
к.ртофель о а а а
щ.нок е е е е

Количество разных карточек может соответствовать количеству детей в классе. За время, отведенное на эту работу, дети успеют выполнить задание на 5–10 карточках, обмениваясь ими друг с другом.

В тетрадях достаточно записывать номер карточки и номер ответа.

Например: № 2–3; № 3–4; № 1–2 и т. д.

V. Итог урока.

Домашнее задание: продолжить выполнение задания № 570.

Урок 140
От значения слова – к правильному написанию

Цель: знакомить с историей возникновения и значением некоторых фразеологических оборотов; развивать орфографические навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие слова из орфографического словаря в конце учебника вы добавили в перечень?

– Какие слова, вышедшие из употребления, помогут запомнить их написание?

III. Работа по теме урока.

1. Найдите устойчивые обороты в тексте и объясните их значение.

I вариант.

– Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой!

Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

II вариант.

– Да, ведет он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!

(Учащиеся, сидящие в ряду одного варианта, находят в тексте фразеологический оборот и читают его, а учащиеся, сидящие в ряду другого варианта, объясняют значение.)

2. Упражнение 574.

– У каждого устойчивого выражения есть своя история.

– Вы слышали такое выражение: поспел к шапочному разбору?

– Понять, откуда взялось это выражение в русском языке, вам поможет рассказ (с. 86, учебник).

– Какое выражение поясняет происхождение фразеологического оборота?

– Можно ли заменить оборот одним словом, раскрыв его значение? (Опоздал.)

– Какие орфографические задачи вам надо решить в тексте?

3. Упражнение 575.

– Зачем люди используют в своей речи устойчивые обороты?

– Разгадайте смысл некоторых из них, пользуясь подсказкой в справочном бюро (с. 26, задачник).

(Учащиеся выполняют задание с комментированием.)

Iv. актуализация опорных знаний. - student2.ru

Петушки распетушились,

Так, что перышек лишились.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться!

(Сгибают руки в локтях, делают махи вверх–вниз, затем вперед–назад; движения чередуются.)

4. Загадки-складки «Доскажи словечко».

Учитель зачитывает начало четверостишия, дети заканчивают его фразеологическим оборотом. В тетрадь записывают только фразеологические обороты, объясняя значение и правописание.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольешь).

Мы исходили городок

Буквально вдоль и… (поперек).

И так устали мы в дороге,

Что еле… (волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь… (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес… (кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши… (вянут).

5. Упражнение 576.

– Какими устойчивыми выражениями вы дополните текст? (Делать спустя рукава, делать засучив рукава.)

– Подготовьтесь записать текст по памяти.

– Как можно сократить текст, не исказив при этом его содержания?

– Напишите краткое изложение текста.

(Самопроверка по задачнику.)

6. «Проверяем речевую копилку».

– Подберите подходящий по смыслу фразеологизм «Как об этом говорят?».

1) О том, кто часто меняет свои решения.

2) О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

3) О кротком и безобидном человеке.

4) Об излишней вежливости.

5) О болтливом человеке.

6) О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

(Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

IV. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 574.

Урок 141
Что мы знаем о словах?

Цель: обобщать знания о слове.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы понимаете фразу, сказанную учительницей?

– У кого из вас в жизни был случай, к которому данный фразеологический оборот удачно бы подошел? Расскажите.

– Объясните постановку запятой в этом предложении (упр. 574).

– Какие способы проверки вам пришлось применить, решая орфографические задачи?

Наши рекомендации