III. Орфографическая работа с текстом.
– Выделите в тексте окончания, написание которых нужно объяснить.
– Поставьте точку под всеми безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
– Расскажите о роли мягкого знака в словах.
– Есть ли в тексте наречия? Выделите в них орфограммы.
– Назовите слова с парными согласными, требующими проверки. Какие слова являются проверочными?
– Обратите внимание на постановку знаков внутри предложений.
– Какие вы можете объяснить?
(На доске учитель выписывает:
, как
, поэтому
, который.)
IV. Пересказ текста.
– Перечитайте текст еще раз.
– Кто может пересказать его?
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
V. Повторное чтение текста.
VI. Написание изложения.
Самопроверка.
VII. Итог урока.
Дети зачитывают написанные тексты.
Урок 109
Работа над ошибками. Применяем знания,
совершенствуем умения
Цель: развивать умения исправлять ошибки в содержании текста, построении предложений, точном употреблении слов и их правописании.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
1. Сообщение результатов работы.
– Кто доволен результатами своей работы?
– Кто не доволен результатами? Почему?
2. Последовательность в содержании текста, построении предложений.
– Прочитайте первую часть текста автора.
– Сколько предложений в части?
– О чем первое предложение? О чем второе?
– Смогли ли вы в первой части обозначить, о чем пойдет дальше повествование?
(Дети зачитывают свои вступления, коллективно корректируют при необходимости.)
– Прочитайте вторую часть текста.
– Выпишите последовательно все глаголы из второй части:
– вступает;
– режет;
– линует;
– заботится;
– печатает.
– Легко ли по глаголам восстановить содержание части? Попробуйте.
– Прочитайте свои работы. Если нужны какие-либо поправки, выполните их.
– Что говорится в третьей части?
– Посмотрите в свои работы. Получилось ли у вас в третьей части рассказать о завершении работы машин над изготовлением тетради. Сделайте необходимые уточнения простым карандашом.
– Сравните четвертую, заключительную часть текста с ее изложением.
– Есть ли у вас замечания к своей работе?
– Обратите внимание на построение предложений. У кого вынесены ошибки в построении на полях тетради?
(Дети зачитывают неверно составленные предложения, выявляют, в чем заключается ошибка, исправляют.)
– Встретились ли в ваших изложениях повторы слов. Как этого избежать?
– Попробуйте заменить повторы синонимами или местоимениями.
(После необходимых правок в текстах желающие зачитывают отредактированные тексты.)
3. Орфографическая работа.
Работа над исправлением орфографических ошибок в изложениях проводится детьми индивидуально по имеющемуся у них образцу.
III. Работа по теме урока.
1. Закончите пословицы.
Скаж.шь – не ворот.шь, напиш.шь – не сотрешь, отруб.шь – …
Глубже паш.шь – веселее …
Конь вырв.тся – догон.шь, а слова сказанного …
(Не приставишь, пляшешь, не воротишь.)
– Как вы понимаете смысл пословиц?
– Когда так говорят?
– Запишите пословицы, решая задачи в окончаниях.
(Проверка сигнальными карточками.)
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко …
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-шалунишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
2. Работа по карточкам.
У каждого ученика перфокарта, внутрь которой он вставляет половину тетрадного листа с указанием своей фамилии. Крестиком в кружке отмечает нужное спряжение названного глагола.
(Глаголы можно написать на карточках или продиктовать.)
(Аналогично заполняется для учащихся II варианта.)
– Глаголы я буду диктовать парами: первый для первого варианта, второй – для второго.
1) готовим – рисуем; |
2) посмотришь – покрасишь; |
3) искупаешь – подышишь; |
4) посадите – сломаете; |
5) склеит – развеет; |
6) рыщет – молотит; |
7) подержишь – застелешь; |
8) завянет – надкусит; |
9) сбреешь – почуешь; |
10) замерзнете – загоните. |
Работа проверяется по заранее подготовленным перфокартам, у которых вырезаны кружки на месте обозначения правильных ответов.
Дети накладывают перфокарту на листок с крестиками, кружки и крестики должны совпасть при правильно выполненном задании.
3. Упражнение 464.
– Прочитайте текст.
– Деловой или картинный текст? Почему?
– Определите время и спряжение глаголов.
(Комментируют.)
– Выполните анализ слов как частей речи (на доске): разбудят, за теплую спинку, в трещинах.
– Самостоятельно выполните разбор:
(Проверка по закрытой доске.)
– Отметьте в тексте орфограммы, которые считаете трудными.
– Какие орфограммы вы отметили?
– Выпишите из текста словосочетания по заданию учебника на с. 54.
– Объясните правописание окончаний.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: выполните разбор слов как части речи из текста упражнения 464:
Урок 110
Контрольный диктант
Цель: проверить умения писать глагольные окончания, а также грамматические умения, связанные с этой частью речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Диктант.
Ты уже знаешь о фабрике тетрадей. А теперь познакомишься с бумажным заводом. Такие заводы обычно строят близко от лесов.
Мощные машины из бревен готовят мелкую щепку. Потом в огромных чанах варят бумажную «похлебку». «Повара» бросают в нее разные добавки. Это тряпье, клей. Так бумага делается прочной, чистой. Готовая масса попадает в машину, где и производится бумага. Она выйдет из машины длинными листами. Теперь ее прогладят. А затем рулоны отправят дальше. Из этой бумаги также сделают тетради. На бумаге также будут печатать книги.
III. Грамматические задания.
1. Выполнить письменный разбор слов как части речи:
I вариант – прогладят, в машину;
II вариант – попадает, на бумаге.
2. В первом абзаце текста над глаголами указать время, лицо, число.
3. Записать неопределенную форму и указать спряжение глагола.
I вариант – готовлю, дышу, побрею, падаю;
II вариант – встречу, увижу, сею, застелю.
Самопроверка.
IV. Итог урока.
Примечание. Отсутствие кавычек в работе не должно влиять на снижение оценки.
Урок 111
Работа над ошибками. Применяем знания,
совершенствуем умения
Цель: развивать умения выполнять работу над допущенными ошибками.
Ход урока
I. Организаци
Онный момент.