IV. Наблюдение за словами, относящимися к разным склонениям.
1. Упражнение 181.
– Какое слово – мышь или мышка – ты выберешь, чтобы занять место в третьем столбике упражнения 177?
– Письменно просклоняйте слово мышь. На месте окончаний оставляйте пропуск.
– Почему в первых двух словах вы написали окончания без затруднений? (Они ударные.)
– Впишите нужные буквы в окончания существительного мышь, пользуясь табличкой из упражнения 181.
– Что интересного вы заметили в окончаниях существительных 3-го склонения?
– Посмотрите на окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонений (упр. 177). Какой вывод можете сделать?
2. Упражнение 182 учащиеся выполняют в парах по заданию учебника.
(Необходимо напомнить детям о том, что окончания имен существительных 3-го склонения по падежам приведены в таблице упражнения 181.)
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
3. В словах для физкультминутки встретилось три имени существительных: хомка, хатку, на зарядку.
– У каких слов вы можете сразу определить склонение?
– Почему у оставшихся двух слов сразу определить склонение не получится?
– Что для этого нужно сделать сначала? (Поставить в начальную форму.)
– Как будете действовать дальше?
– Проверьте, верны ли ваши ответы: откройте с. 149 и прочитайте дополнение к памятке «Как узнать, к какому склонению относится имя существительное».
– Определите склонение (устно) у слов хатку, на зарядку.
4. Упражнение 183.
– Укажите род имен существительных в тетради-задачнике, выделите окончания.
– В рабочей тетради распределите эти слова в три столбика:
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
. . . | . . . | . . . |
– Какая орфограмма, требующая проверки, встретилась в слове 1-го склонения?
– Назовите слова 1-го склонения, в которых гласную в корне нужно запомнить.
– Какая корневая орфограмма встретилась в словах, относящихся ко 2-му склонению? (Слог, брат, звук.)
– Какая орфограмма встретилась в двух словах 3-го склонения? (Дочь, речь.)
5. Игра «Засели домики». (Работа по карточкам.)
– Попробуйте самостоятельно «заселить» слова в домики.
– Окончания выделяйте.
– Сколько «этажей» вы смогли заселить?
V. Итог урока.
– Что нового об именах существительных вы узнали на уроке?
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?
Домашнее задание: упражнение 184.
Урок 48
Открываем новый секрет
имен существительных
Цель: закрепить приобретенные знания и умения, формировать умения в определении падежей и в изменении по падежам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие имена существительные вы отнесли к 1-му склонению? Почему?
– Какие имена существительные вы отнесли ко 2-му склонению? Почему?
– Какие имена существительные вы отнесли к 3-му склонению? Почему?
III. Работа по теме урока.
1. Повторение правила.
– К какому склонению могут относиться имена существительные женского рода?
– При каком условии они будут 1-го склонения?
– А при каком условии они будут 3-го склонения?
– К какому склонению могут относиться имена существительные мужского рода?
– При каком условии они будут 2-го склонения?
– При каком условии они будут 1-го склонения?
– К какому склонению относятся существительные среднего рода?
– Я задумала имя существительное женского рода с нулевым окончанием. По какому типу склонения оно будет изменяться?
– Я задумала имя существительное мужского рода с окончанием . К какому склонению оно относится?
2. Упражнение 185. Коллективная работа с объяснением.
– Сравните слова в парах.
– Чем они схожи и чем различаются?
– Общие признаки мы будем писать на отдельной строке, различные – над словами.
(Дети выполняют задание, решая при этом и орфографические задачи.)
– Встретились ли среди слов антонимы?
– А синонимы?
– Есть ли среди них родственные слова?
– Выполните звукобуквенный анализ слов.
(Проверка по закрытой доске.)
3. Упражнение 186.
– Рассмотрите картинки.
– Что общего между воробьем и киселем?
– А одинаковые признаки у слов воробей и кисель вы можете назвать?
– Если слова относятся к одному склонению, значит… (продолжить мысль).
– Давайте просклоняем эти слова и понаблюдаем за окончаниями. Будут ли они одинаковыми?
– Что вы заметили?
– Почему в винительном падеже окончания слов, относящихся к одному склонению, различны? (Потому что это одушевленные и неодушевленные предметы.)
– Посмотрите на изменение слова воробей.
– Давайте поищем ответ на вопрос: куда «спрятался» звук [й’]?
– Посмотрите в задачник (с. 49).
– Сделайте вывод.
– Проверим свои наблюдения на страницах учебника (с. 82). Прочитайте сообщение авторов.
– Попробуйте на примере склонения слова трамвай объяснить, где находится звук [й’].
4. Игра «Цепочка».
Один ученик называет имя существительное, второй должен подобрать существительное на последнюю букву названного слова, но относящееся к другому склонению, и т. д.
Например:
– Я буду называть слова разных склонений. Если вы слышите слово 1-го склонения – поднять руки вверх, 2-го склонения – руки в стороны, 3-го склонения – присесть.
Комната, стул, мебель, гараж, пыль, змея, собака, пес, карандаш, ручка, пыльца, дочь, сон.
5. Работа со словарными словами. Словарный диктант.
– Запишите слова в три столбика в зависимости от склонения.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
. . . | . . . | . . . |
Город, деревня, картофель, картошка, морковь, помидор, суббота, понедельник, воскресенье, кровать, диван, мебель.
(Взаимопроверка.)
6. – Просклоняйте одно существительное 2-го склонения из словарного диктанта и одно существительное 3-го склонения.
– Окончания существительных 3-го склонения в различных падежах приведены на 80-й странице учебника. Будьте внимательны.
7. Самостоятельная работа по вариантам.
– Определите склонение и падеж имен существительных.
I вариант.
Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землей.
II вариант.
Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.
– Что нужно сделать, прежде чем определить тип склонения имени существительного? (Поставить в начальную форму.)
– Какая форма имени существительного называется начальной?
(Проверка выполнения задания по готовому образцу.)
IV. Итог урока.
– Что вы знаете о склонениях имен существительных?
Домашнее задание: упражнение 187.
Урок 49
Открываем новый секрет
имен существительных
Цель: закрепить знания о склонениях имен существительных, формировать умения в изменении имен существительных по падежам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– На какое же слово – коза или окно – больше похоже своими признаками слово молоко?
– Что можете сказать об окончаниях этих трех слов при склонении?
– Какие орфографические задачи вы решали в этих словах?
III. Работа по теме урока.
1. Работа со словарными словами.
а) Прочитайте слова. Решите орфографические задачи.
– Поразмышляйте, что общего у слов каждого столбика? (Количество слогов.)
ул.ца | б.лет | день |
д.рога | кас.а | тень |
перехо. | во.зал | глуш. |
– Какое слово в каждом столбике можно назвать лишним и по какому признаку? (Склонение.)
б) Запишите в тетрадь по памяти только словарные слова из предложенных и укажите склонение.
в) Просклоняйте имя существительное, относящееся ко 2-му склонению. (Один из учеников работает на закрытой доске.)
– Можем ли мы проверить правильность выполнения своей работы, если на доске склоняли другое слово, но того же склонения?
– Почему? (Будут одинаковые окончания.)
2. Упражнение 188.
– Прочитайте рассуждение дошкольника.
– В чем он не прав?
– Что вы можете сказать о словах папа и брат?
– Назовите общие признаки и признаки отличия.
– Продолжите работу по задачнику (с. 49).
(После самостоятельного выполнения задания дети отвечают на вопросы, указанные в задачнике.)
– Для чего нужно знать, к какому склонению относится имя существительное?
3. Игра «Сообрази».
– Образуйте от имен прилагательных имена существительные и определите тип склонения, чтобы существительные были разных склонений.
храбрый – | смелый – | веселый – |
сильный – | добрый – | ленивый – |
гордый – | болтливый – | умный – |
мудрый – | богатый – | бедный – |
грубый – | хвастливый – | крепкий – |
4. – Выберите из записанных существительных три, относящихся к разным склонениям.
– Имя существительное 1-го склонения запишите в винительном и творительном падежах с предлогами.
– Имя существительное 2-го склонения запишите в родительном и дательном падежах с предлогами.
– Имя существительное 3-го склонения запишите в дательном и предложном падежах с предлогами. В этом случае пользуйтесь табличкой окончаний на 80-й странице учебника.
(Задание выполняется на доске под руководством учителя.)
Становитесь в круг, ребята,
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи.
Мы – резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
(Стоя на месте, дети выполняют движения руками.)
5. Работа по карточкам.
– Выпишите однокоренные имена существительные, относящиеся к другому склонению, там, где это возможно.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
пылинка | пылесос | пыль |
морковка | морковь | |
печка | печник | печь |
мышка | мышонок | мышь |
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
площадка | площадь | |
елка | ельник | ель |
трусиха | трус | трусость |
лиса | лисенок | |
ночка | ночник | ночь |
IV. Самостоятельная работа.
– Определите склонение и падеж выделенных имен существительных.
– Что нужно сделать, прежде чем определить падеж имени существительного в тексте? (Поставить в начальную форму.)
Попугай (______) быстро вылез из клетки (______), оглянулся, чихнул. Потом вперевалочку зашагал к яблоне (______) и ловко, как акробат, стал карабкаться по стволу (______), цепляясь за кору (______) острыми когтями и помогая клювом (______).
Не прошло и двух-трех минут – он был уже на верхушке (______). Там от радости (______) попугай захлопал крыльями и издал потрясающий вопль (______), что сидевшие в кустах воробьи, как горох, посыпались в разные стороны.
(Проверка правильности выполнения проводится с комментированием.
В случае допущенной ошибки ученик выносит метку на поля тетради, для того чтобы выполнить дома работу над ошибками.)
– Кому это задание было трудно выполнять?
– В чем вы затруднились?
– Какие наречия встретились в тексте?
– Что вы знаете об этой части речи?
V. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 189.
Урок 50
Дополняем памятку
Цель: обучить письменному анализу имени существительного, обобщить знания об имени существительном.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие орфограммы вы нашли в отрывке?
– Как вы определили склонение имен существительных?
– Как вы определяли падеж имен существительных?
– Почему у существительных, стоящих в одном падеже, разные окончания?
– В каких словосочетаниях имена существительные выполняют роль командиров?
– В каких словосочетаниях имена существительные являются зависимыми?
III. Работа по теме урока.
1. Игра «Поднимись по лесенке».
а) Впишите имена существительные 2-го склонения (по выбору учащихся – любую лесенку).
– Можем ли вписать имена существительные во множественном числе? (Да.)
– В этой форме можно определить склонение? Как?
б) – С одним существительным составьте основу предложения.
– С этим же существительным составьте одно словосочетание так, чтобы оно было главным словом.
– Составьте другое словосочетание, чтобы это имя существительное было зависимым словом.
– Каким членом предложения имя существительное являлось бы в первом случае?
– Во втором? В третьем? Почему?
2. Упражнение 190.
– Определите жанр словесной зарисовки.
– Найдите предложение, в котором имя существительное является главным членом.
– Тогда в остальных предложениях имена существительные являются… (продолжите мысль).
– Выпишите из текста словосочетания, в которых существительные подчиняются другим словам. Покажите зависимость.
– Выпишите словосочетания, где имена существительные являются главными.
– Какими частями речи могут командовать имена существительные?
– Словам каких частей речи они могут подчиняться?
– Какими членами предложения могут быть имена существительные?
3. Упражнение 192. (По заданию учебника с комментированием.)
4. Составьте словосочетания по схемам, используя слова из словаря.
(На каждый случай 3 словосочетания.)
– Словосочетания записывайте с вопросами. Там, где нужно, к падежным вопросам добавляйте смысловые.
5. – Какую характеристику вы можете давать именам существительным?
– Дополните табличку для анализа (с. 50 в задачнике).
– Склонение мы указываем там, где постоянные признаки.
– Попробуйте доказать, что этот признак действительно постоянный.
Мы теперь – ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте ножки шире.
(Движения дети выполняют, стоя на месте.)
6. Упражнение 194.
– Познакомьтесь с образцом письменного анализа имени существительного (с. 85).
– Устно проведите анализ предложенных слов.
– В предложении «я ОЧЕНЬ люблю молоко» слово «молоко» повторяется. Характеристика этого слова будет такой же? Почему? (Оно в винительном падеже и является второстепенным членом.)
7. Упражнение 195.
– Письменный анализ слов зима, лето по вариантам.
По одному ученику каждого варианта выполняют анализ слов на закрытой доске для проверки.
– Какую характеристику словам вы дали в 5-м пункте? Почему?
– Прочитайте сообщение ниже.
– В чем отличие слова осень от тех, которые мы проанализировали?
– Выделите его из предложения и дайте характеристику (упр. 196).
8. Найдите ошибки в словах, исправьте их.
В листве кувыркались желторотые воробьишки.
1. В листве – имя сущ., где? в чем?; предм. | 1. Воробьишки – имя сущ., что?; предм. |
2. Нач. ф. – листок. | 2. Нач. ф. – воробей. |
3. М. р., 2 скл. | 3. Ср. р., 2 скл. |
4. В ед. ч., в пр. п. | 4. В ед. ч., в им. п. |
5. Вт. член. | 5. Подлеж. |
IV. Самостоятельная работа.
– Из предложений выпишите слова и выполните письменно анализ.
I вариант. Тяжелые опустились на сосен.
II вариант. По холмов весело журчали ручьи.
V. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 197.
Урок 51
Изложение повествовательного текста
Цель: развивать умения воспринимать и воспроизводить текст, в центре которого описание поведения человека.
Ход урока
I. Организационный момент.