Опросник оценки сформированности компонентов учебной деятельности
Инструкция:
Перед Вами список вопросов о различных проявлениях учебной деятельности ученика. Ваша задача, основываясь на результатах систематического наблюдения за поведением ученика на уроках и знании о том, что и как он делает в условиях выполнения самостоятельной работы в классе и дома, дать чёткий ответ на каждый вопрос, используя предложенные варианты ответов.
При ответах на вопросы придерживайтесь следующих правил:
1. Учитывайте все те особенности поведения ученика, которые проявляются в наиболее существенных учебных ситуациях, т.е. в первую очередь тогда, когда есть возможность говорить о принятии и решении учебной задачи (задачи, где главным является выделение способов действий с учебным материалом). Именно такие ситуации с точки зрения оценки качественных особенностей учебной деятельности являются наиболее информативными и показательными.
2. Фиксируйте, прежде всего, наиболее типичные, устойчивые особенности поведения ученика как показатели наиболее естественных для него проявлений учебной деятельности, но непременно обратите внимание и на то, что проявляется в самое последнее время, сравнивая это с типичными формами.
3. Старайтесь характеризовать особенности учебной деятельности по состоянию на данный момент учебного процесса, а не по состоянию на полгода или год назад, ибо за это время учебная деятельность могла претерпеть существенные изменения.
Для проведения работы необходимо:
а) зафиксировать все ответы по каждому ученику в специальной таблице, составленной таким образом, что против фамилии каждого ученика вы последовательно пишете выбранный Вами ответ (например, 1а, 2б, 3а и т.д.);
б) взяв "ключ" для обработки результатов, определить уровень сформированности каждого из компонентов и составить новую (итоговую) таблицу.
Часть А (основная)
№ | Вопросы | Варианты ответов |
1. | Как ученик реагирует на новый фактический материал (конкретные сведения, факты, слова и пр.) | а) безразлично б) эмоционально |
2. | Как ученик включается в выполнение новых практических заданий, в решение новых задач на применение хорошо известного способа | а) неохотно, безразлично б) охотно |
3. | Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий? | а) очень легко б) работает сосредоточенно |
4. | Задаёт ли ученик вопросы по новому фактическому материалу? | а) нет б) задает |
5. | Как относится к ответам учителя на свои вопросы (или на вопросы других учеников)? | а) удовлетворяет любой ответ б) добивается содержательного ответа |
6. | Стремится ли ученик к самостоятельному выполнению практических заданий? | а) нет, охотно прибегает к внешней помощи б) да |
7. | Как ученик реагирует на новый теоретический материал (выявление существенных признаков понятий, способов действия)? | а) безразлично б) эмоционально |
8. | Задает ли ученик вопросы по новому теоретическому материалу? | а) нет (почти никогда) б) задает |
9. | Как ученик реагирует на факт самостоятельного решения им задачи? | а) безразлично б) эмоционально |
10. | Стремится ли отвечать на вопросы по новому теоретическому материалу? | а) нет б) да |
11. | Бывает ли, чтобы вопросы ученика по новому материалу выходили за пределы темы? | а) нет б) да |
12. | Пытается ли ученик делать самостоятельные выводы из нового материала? | а) нет б) да |
13. | Проявляет ли ученик стремление систематически получать новую информацию вне школы и учебников (читает дополнительную литературу, посещает кружок и т д.)? | а) нет (изредка) б) да |
14. | Может ли ученик правильно ответить на вопрос «Что нужно узнать?» до решения задачи? | а) нет б) да |
15. | Может ли ученик ответить на вопросы: «Что ты должен был узнать?», «Что узнал нового?» после решения задачи? | а) нет б) да |
16. | Различает ли ученик задачи, требующие разных способов решения, если они внешне сходны (по сюжету, формулировке элементов условия)? | а) нет 6) да |
17. | Как ученик включается в решение новой теоретической задачи (выделение новых понятий, их свойств, следствий и т.п.)? | а) не включается б) включается, но затем теряет ее основную цель, сводит ее лишь к результату в) включается, сохраняя все существенное содержание цели |
18. | Может ли ученик, решив теоретическую задачу, дать содержательное обоснование способов действия? | а) нет б) да |
19. | Решив теоретическую задачу, может ли ученик объяснить связь ее способа с уже известным ему? | а) нет б) да |
20. | Решив теоретическую задачу, пытается ли ученик ставить сам новые задачи, вытекающие из данного способа (принципа)? | а) нет б) да |
21. | На что направлена основная активность ученика при решении новых задач? | а) на копирование действий (указаний) других (учителя, учеников) б) самостоятельный поиск решения |
Может ли ученик самостоятельно рассказать о своих действиях, решив задачу? | а) нет б) да | |
23. | Может ли ученик решить новую задачу самостоятельно? | а) нет б) да |
24. | Пытается ли ученик при решении новой задачи использовать уже известные ему способы? | а) нет б) да, чаще всего неправильно, не вносит изменений в) да (с учетом изменений в условиях) |
25. | Если ученик использует для решения какой-либо способ, непригодный для данной задачи, может ли он без помощи учителя обнаружить свою ошибку? | а) нет б) да |
26. | Может ли ученик внести изменения в усвоенный ранее способ действий в соответствии с условиями новой задачи? | а) нет б) только с помощью в) пытается сделать сам, но не может г) может самостоятельно |
27. | Может ли ученик после неудачных попыток решить задачу правильно, объяснить причину неудач? | а) практически нет б) может |
28. | Умеет ли ученик на каком-то этапе изучения материала при введении новых способов действия увидеть его принципиальную общность с известными ему ранее, и выделить этот принцип? | а) нет б) да |
29. | Допускает ли ученик при решении знакомых задач одни и те же ошибки? | а) да б) иногда в) нет |
30. | Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку? | а) нет б) в некоторых случаях в) нет |
31. | Умеет ли ученик правильно объяснить ошибку на изученное правило, на применение известного способа? | а) нет б) да |
32. | Как поступает ученик, если ему показывают на наличие ошибки (учитель, ученики или родители)? | а) некритически исправляет б) исправляет после того, как поймет основание критики |
33. | Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ? | а) нет б) только с помощью в) может самостоятельно |
34. | Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок (соотнести способы действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого)? | а) нет б) да |
35. | Как ученик обосновывает правильность выполнения заданий, решения задач, если не допускает ошибок? | а) не обосновывает б) ссылается на свои отметки, слова учителя в) ссылается на образец, правило, схему г) выделяет содержательную связь между условиями (особенностями задачи и своими действиями) |
36. | Как относится ученик к критике своих действий, решений, знаний со стороны учителя (учеников)? | а) безразлично б) эмоционально, но без попыток учета степени справедливости критики в) стремится разобраться в основании критики |
37. | Может ли ученик оценить свои возможности решать новую (еще и разобранную с учителем) задачу? | а) нет (или учитывает лишь случайные признаки задачи) б) оценивает, ссылаясь на свои удачи (неудачи) в прошлом опыте в) ссылается на известное правило (сходных по типу задач) г) может, если с помощью учителя увидит возможность перестройки известного ему способа д) может самостоятельно (учитывая все условия задачи и своих действий) |
Часть Б (дополнительная)
№ | Вопросы (утверждения) | Варианты ответов |
1. | Абсолютно безразличное отношение к новому фактическому материалу ученик проявляет | а) часто (или почти всегда) б) редко (или никогда) |
2. | В выполнение новых практических задач ученик включается с неохотой (или безразлично) | а) часто б) редко |
3. | При выполнении новых практических задач ученик отвлекается | а) часто б) редко |
4. | Ученик задает вопросы по новому фактическому материалу | а) никогда (редко) б) часто |
5. | Задав вопрос, ученик удовлетворяется любым ответом (даже бессодержательным или не относящимся к заданному им вопросу) | а) всегда б) редко |
6. | При решении практических задач ученик легко отказывается от попыток самостоятельного действия (прибегает к помощи или бросает) | а) часто б) редко |
7. | На новый теоретический материал ученик дает абсолютно безразличную реакцию | а) часто (всегда) б) редко (никогда) |
8. | По новому теоретическому материалу ученик задает вопросы | а) никогда (редко) б) часто |
9. | Успешно решив задачу, ученик выражает удовольствие (радость) | а) редко б) часто |
10. | Ученик стремится отвечать по новому теоретическому материалу | а) никогда б) иногда (часто) |
11. | Вопросы, задаваемые учеником по новому теоретическому материалу, выходят за пределы темы, обнаруживая его размышления | а) никогда б) иногда (часто) |
12. | Делать самостоятельные выводы из нового материала ученик пытается | а) никогда б) иногда (часто) |
13. | Ученик обнаруживает стремление получать новую информацию за пределами уроков путем чтения дополнительной литературы и др. | а) никогда (редко) б) часто (систематически) |
14. | Ученик может правильно отвечать на вопрос «Что нужно сделать?» до решения задачи | а) никогда (изредка) б) часто (всегда) |
15. | Ученик может ответить на вопросы «Что ты должен был узнать?» или «Что узнал нового?» после решения задачи | а) никогда (изредка) б) часто (всегда) |
16. | Ученик путает (не различает) практические задачи, сходные внешне (по сюжету, формулировке), но требующие разных способов | а) часто б) редко (никогда) |
17. | Включаясь в решение теоретической задачи, ученик в процессе решения подменяет ее задачей получения конкретного результата, т.е. задачей практической | а) всегда (часто) б) редко (никогда) |
18. | Включаясь в решение теоретической задачи, ученик стремится обнаружить общий принцип действия в задачах данного класса | а) никогда (изредка) б) часто (всегда) |
19. | Решив теоретическую задачу, ученик может дать содержательное обоснование способа | а) никогда (изредка) б) часто (всегда) |
20. | Решив теоретическую задачу, ученик пытается на ее основе сформулировать новые задачи | а) никогда (изредка) б) часто (всегда) |
21. | При решении новой задачи ученик ограничивается механическим копированием действий учителя или других учеников | а) часто (всегда) б) никогда (редко) |
22. | После решения задачи может рассказать о способах своих действий | а) никогда (редко) б) часто (всегда) |
23. | Решить новую задачу ученик самостоятельно не может, нужно помощь учителя | а) всегда (часто) б) это очень редко (никогда не бывает) |
24. | При решении новой задачи ученик использует знакомый способ, ориентируясь на внешнее сходство с усвоенными задачами (не видит новизны задачи, не принимает косвенных подсказок) | а) часто, при этом не обнаруживает его непригодность б) часто, но может увидеть проблему в) почти никогда |
25. | В случае несоответствия условиям задачи применяемого для решения задачи способа ученик может сам обнаружить это несоответствие | а) почти никогда б) практически всегда |
26. | Ученик может перестроить усвоенный ранее способ действия в соответствии с условиями новой задачи | а) никогда б) может с помощью в) пытается самостоятельно, но не всегда может без помощи довести до конца г) часто делает это самостоятельно |
27. | После неудачных попыток решить задачу ученик может правильно объяснить причину затруднений | а) почти никогда б) практически всегда |
28. | Ученик умеет находить общий принцип построения действий, соотнеся усвоенные ранее способы с новыми, найденными при введении новых условий | а) никогда б) иногда (чаще - при некоторой помощи) в)часто (всегда) |
29. | При решении знакомых задач ученик допускает одни и те же ошибки | а) часто (всегда) б) иногда в) почти никогда (в отдельных случаях) |
30. | Допустив при решении знакомой задачи ошибку, ученик может самостоятельно ее найти и исправить | а) никогда б) иногда в) часто (всегда) |
31. | Указанную или обнаруженную самостоятельно ошибку при использовании усвоенного способа ученик может объяснить | а) никогда (редко) б) часто (всегда) |
32. | Указанную учителем ошибку ученик исправляет без стремления в ней разобраться | а) всегда (очень часто) б) никогда не делает этого, пока не поймет, в чем и почему ошибся |
33. | Применяя способ действий, не отвечающий условиям новой задачи, ученик может обнаружить вызванные этим ошибки | а) никогда б) часто, но нуждается в некоторой помощи в) может во многих случаях самостоятельно |
34. | Ошибки, возникшие по причине применения способа, несоответствующего новым условиям задачи, осознает и может четко объяснить причину их появления | а) никогда б) часто (нуждается в помощи) в) практически всегда |