Опросник оценки сформированности компонентов учебной деятельности

Инструкция:

Перед Вами список вопросов о различных проявлениях учебной деятельности ученика. Ваша задача, основываясь на результатах систематического наблюдения за поведением ученика на уроках и знании о том, что и как он делает в условиях выполнения самостоятельной работы в классе и дома, дать чёткий ответ на каждый вопрос, используя предложенные варианты ответов.

При ответах на вопросы придерживайтесь следующих правил:

1. Учитывайте все те особенности поведения ученика, которые проявляются в наиболее существенных учебных ситуациях, т.е. в первую очередь тогда, когда есть возможность говорить о принятии и решении учебной задачи (задачи, где главным является выделение способов действий с учебным материалом). Именно такие ситуации с точки зрения оценки качественных особенностей учебной деятельно­сти являются наиболее информативными и показательными.

2. Фиксируйте, прежде всего, наиболее типичные, устойчивые особенности поведения ученика как показатели наиболее естественных для него проявлений учебной деятель­ности, но непременно обратите внимание и на то, что проявляется в самое последнее время, сравнивая это с типичными формами.

3. Старайтесь характеризовать особенности учебной деятельности по состоянию на данный момент учебного про­цесса, а не по состоянию на полгода или год назад, ибо за это время учебная деятельность могла претерпеть существенные изменения.

Для проведения работы необходимо:

а) зафиксировать все ответы по каждому ученику в специальной таблице, составленной таким образом, что против фамилии каждого ученика вы последовательно пишете выбранный Вами ответ (например, 1а, 2б, 3а и т.д.);

б) взяв "ключ" для обработки результатов, определить уровень сформированности каждого из компонентов и составить новую (итоговую) таблицу.

Часть А (основная)

Вопросы Варианты ответов
1. Как ученик реагирует на новый фактический материал (конкретные сведения, факты, слова и пр.) а) безразлично б) эмоционально
2. Как ученик включается в выполнение новых практических заданий, в решение новых задач на применение хорошо известного способа а) неохотно, безразлично б) охотно
3. Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий? а) очень легко б) работает сосредоточенно
4. Задаёт ли ученик вопросы по новому фактическому материалу? а) нет б) задает
5. Как относится к ответам учителя на свои вопросы (или на вопросы других учеников)? а) удовлетворяет любой ответ б) добивается содержательного ответа
6. Стремится ли ученик к самостоятельному выполнению практических заданий? а) нет, охотно прибегает к внешней помощи б) да
7. Как ученик реагирует на новый теоретический материал (выявление существенных признаков понятий, способов действия)? а) безразлично б) эмоционально
8. Задает ли ученик вопросы по новому теоретическому материалу? а) нет (почти никогда) б) задает
9. Как ученик реагирует на факт самостоятельного решения им задачи? а) безразлично б) эмоционально
10. Стремится ли отвечать на вопросы по новому теоретическому материалу? а) нет б) да
11. Бывает ли, чтобы вопросы ученика по новому материалу выходили за пределы темы? а) нет б) да
12. Пытается ли ученик делать самостоятельные выводы из нового материала? а) нет б) да
13. Проявляет ли ученик стремление систематически получать новую информацию вне школы и учебников (читает дополнительную литературу, посещает кружок и т д.)? а) нет (изредка) б) да
14. Может ли ученик правильно ответить на вопрос «Что нужно узнать?» до решения задачи? а) нет б) да
15. Может ли ученик ответить на вопросы: «Что ты должен был узнать?», «Что узнал нового?» после решения задачи? а) нет б) да
16. Различает ли ученик задачи, требующие разных способов решения, если они внешне сходны (по сюжету, формулировке элементов условия)? а) нет 6) да
17. Как ученик включается в решение новой теоретической задачи (выделение новых понятий, их свойств, следствий и т.п.)? а) не включается б) включается, но затем теряет ее основную цель, сводит ее лишь к результату в) включается, сохраняя все существенное содержание цели
18. Может ли ученик, решив теоретическую задачу, дать содержательное обоснова­ние способов действия? а) нет б) да
19. Решив теоретическую задачу, может ли ученик объяснить связь ее способа с уже известным ему? а) нет б) да
20. Решив теоретическую задачу, пытается ли ученик ставить сам новые задачи, вытекающие из данного способа (принципа)? а) нет б) да
21. На что направлена основная активность ученика при решении новых задач? а) на копирование действий (указаний) других (учителя, учеников) б) самостоятельный поиск решения
Может ли ученик самостоятельно рассказать о своих действиях, решив зада­чу? а) нет б) да
23. Может ли ученик решить новую задачу самостоятельно? а) нет б) да
24. Пытается ли ученик при решении новой задачи использовать уже известные ему способы? а) нет б) да, чаще всего неправильно, не вно­сит изменений в) да (с учетом изменений в условиях)
25. Если ученик использует для решения какой-либо способ, непригодный для данной задачи, может ли он без помощи учителя обнаружить свою ошибку? а) нет б) да
26. Может ли ученик внести изменения в усвоенный ранее способ действий в соответствии с условиями новой задачи? а) нет б) только с помощью в) пытается сделать сам, но не может г) может самостоятельно
27. Может ли ученик после неудачных попыток решить задачу правильно, объяснить причину неудач? а) практически нет б) может
28. Умеет ли ученик на каком-то этапе изучения материала при введении новых способов действия увидеть его принципиальную общность с известными ему ранее, и выделить этот принцип? а) нет б) да
29. Допускает ли ученик при решении знакомых задач одни и те же ошибки? а) да б) иногда в) нет
30. Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку? а) нет б) в некоторых случаях в) нет
31. Умеет ли ученик правильно объяснить ошибку на изученное правило, на применение известного способа? а) нет б) да
32. Как поступает ученик, если ему показывают на наличие ошибки (учитель, ученики или родители)? а) некритически исправляет б) исправляет после того, как поймет основание критики
33. Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ? а) нет б) только с помощью в) может самостоятельно
34. Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок (соотнести способы действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого)? а) нет б) да
35. Как ученик обосновывает правильность выполнения заданий, решения задач, если не допускает ошибок? а) не обосновывает б) ссылается на свои отметки, слова учителя в) ссылается на образец, правило, схему г) выделяет содержательную связь между условиями (особенностями задачи и своими действиями)
36. Как относится ученик к критике своих действий, решений, знаний со стороны учителя (учеников)? а) безразлично б) эмоционально, но без попыток учета степени справедливости критики в) стремится разобраться в основании критики
37. Может ли ученик оценить свои возможности решать новую (еще и разобранную с учителем) задачу? а) нет (или учитывает лишь случайные признаки задачи) б) оценивает, ссылаясь на свои удачи (неудачи) в прошлом опыте в) ссылается на известное правило (сходных по типу задач) г) может, если с помощью учителя уви­дит возможность перестройки известно­го ему способа д) может самостоятельно (учитывая все условия задачи и своих действий)

Часть Б (дополнительная)





Вопросы (утверждения) Варианты ответов
1. Абсолютно безразличное отношение к новому фактическому материалу ученик проявляет а) часто (или почти всегда) б) редко (или никогда)
2. В выполнение новых практических задач ученик включается с неохотой (или безразлично) а) часто б) редко
3. При выполнении новых практических задач ученик отвлекается а) часто б) редко
4. Ученик задает вопросы по новому фактическому материалу а) никогда (редко) б) часто
5. Задав вопрос, ученик удовлетворяется любым ответом (даже бессодержательным или не относящимся к заданному им вопросу) а) всегда б) редко
6. При решении практических задач ученик легко отказывается от попыток самостоятельного действия (прибегает к помощи или бросает) а) часто б) редко
7. На новый теоретический материал ученик дает абсолютно безразличную реакцию а) часто (всегда) б) редко (никогда)
8. По новому теоретическому материалу ученик задает вопросы а) никогда (редко) б) часто
9. Успешно решив задачу, ученик выражает удовольствие (радость) а) редко б) часто
10. Ученик стремится отвечать по новому теоретическому материалу а) никогда б) иногда (часто)
11. Вопросы, задаваемые учеником по новому теоретическому материалу, выходят за пределы темы, обнаруживая его размышления а) никогда б) иногда (часто)
12. Делать самостоятельные выводы из нового материала ученик пытается а) никогда б) иногда (часто)
13. Ученик обнаруживает стремление получать новую информацию за пределами уроков путем чтения дополнительной литературы и др. а) никогда (редко) б) часто (систематически)
14. Ученик может правильно отвечать на вопрос «Что нужно сделать?» до решения задачи а) никогда (изредка) б) часто (всегда)
15. Ученик может ответить на вопросы «Что ты должен был узнать?» или «Что узнал нового?» после решения задачи а) никогда (изредка) б) часто (всегда)
16. Ученик путает (не различает) практические задачи, сходные внешне (по сюжету, формулировке), но требующие разных способов а) часто б) редко (никогда)
17. Включаясь в решение теоретической задачи, ученик в процессе решения подменяет ее задачей получения конкретного результата, т.е. задачей практической а) всегда (часто) б) редко (никогда)
18. Включаясь в решение теоретической задачи, ученик стремится обнаружить общий принцип действия в задачах данного класса а) никогда (изредка) б) часто (всегда)
19. Решив теоретическую задачу, ученик может дать содержательное обоснование способа а) никогда (изредка) б) часто (всегда)
20. Решив теоретическую задачу, ученик пытается на ее основе сформулировать новые задачи а) никогда (изредка) б) часто (всегда)
21. При решении новой задачи ученик ограничивается механическим копированием действий учителя или других учеников а) часто (всегда) б) никогда (редко)
22. После решения задачи может рассказать о способах своих действий а) никогда (редко) б) часто (всегда)
23. Решить новую задачу ученик самостоятельно не может, нужно помощь учителя а) всегда (часто) б) это очень редко (никогда не бывает)
24. При решении новой задачи ученик использует знакомый способ, ориентируясь на внешнее сходство с усвоенными задачами (не видит новизны задачи, не принимает косвенных подсказок) а) часто, при этом не обнаруживает его непригодность б) часто, но может увидеть проблему в) почти никогда
25. В случае несоответствия условиям задачи применяемого для решения задачи способа ученик может сам обнаружить это несоответствие а) почти никогда б) практически всегда
26. Ученик может перестроить усвоенный ранее способ действия в соответствии с условиями новой задачи а) никогда б) может с помощью в) пытается самостоятельно, но не всегда может без помощи довести до конца г) часто делает это самостоя­тельно
27. После неудачных попыток решить задачу ученик может правильно объяснить причину затруднений а) почти никогда б) практически всегда
28. Ученик умеет находить общий принцип построения действий, соотнеся усвоенные ранее способы с новыми, найденными при введении новых условий а) никогда б) иногда (чаще - при некоторой помощи) в)часто (всегда)
29. При решении знакомых задач ученик допускает одни и те же ошибки а) часто (всегда) б) иногда в) почти никогда (в отдельных случаях)
30. Допустив при решении знакомой задачи ошибку, ученик может самостоятельно ее найти и исправить а) никогда б) иногда в) часто (всегда)
31. Указанную или обнаруженную самостоятельно ошибку при использовании усвоенного способа ученик может объяснить а) никогда (редко) б) часто (всегда)
32. Указанную учителем ошибку ученик исправляет без стремления в ней разобраться а) всегда (очень часто) б) никогда не делает этого, пока не поймет, в чем и почему ошибся
33. Применяя способ действий, не отвечающий условиям новой задачи, ученик может обнаружить вызванные этим ошибки а) никогда б) часто, но нуждается в некоторой помощи в) может во многих случаях самостоятельно
34. Ошибки, возникшие по причине применения способа, несоответствующего новым условиям задачи, осознает и может четко объяснить причину их появления а) никогда б) часто (нуждается в помощи) в) практически всегда

Наши рекомендации