BVMT-R (Brief Visuospatial Memory Test-Revised: Краткий тест зрительно-пространственной памяти с изменениями)
Для проведения реабилитации стандартная процедура проведения данного теста была пересмотрена согласно целям занятий. Испытуемому предъявлялась одна из страниц со стимульным материалом на 30 секунд. Через полчаса реабилитируемому предлагалось отыскать фигуры, продемонстрированные ранее, на листе с тридцатью шестью фигурами, взятыми из всех вариантов стимульного материала данного теста.
На протяжении серии занятий испытуемый демонстрировал стабильный результат, отыскивая 5 из 6 изображений. Также стоит отметить, что данная методика совсем не вызывала раздражения, негативных и отказных реакций.
Полученные результаты в очередной раз демонстрируют сохранность местнических процессов, проявляющуюся стабильностью полученных данных, а также субъективной сложностью, которая оценивалась испытуемым как «низкая» во всех заданиях, направленных на исследование памяти.
CPT-IP (Continuous Performance Test-Identical Pairs: Тест непрерывной деятельности - одинаковые пары)
В ходе проведения реабилитации было использовано два варианта данного теста: с цифрами и с буквами. Вариант с цифрами вызывал у пациента сильное раздражение. С его слов, он «по жизни гуманитарий и всё, связанное с цифрами, вызывает напряжение». Поэтому в программе PsychoPy был создан аналогичный вариант эксперимента, в котором вместо рядов цифр использовались буквы.
Во время выполнения данного задания испытуемый сильно раздражался и расстраивался. По его словам, ему казалось, что он совершил очень много ошибок «наверное, половину от всех проб».
Кубики Кооса
Данный тест оказался одним из самых трудных для реабилитируемого. Пациент многократно отказывался выполнять это задание и даже обещал не придти на следующую встречу, если будет необходимо снова повторить данную методику. Тем не менее, лишь 2 раза за все время реабилитации испытуемый не стал выполнять пробу, в остальных случаях после выражения своего негодования, пациент начинал выполнять методику.
Особенно на первых занятиях выполнение задания давалось крайне трудно: даже самые простые изображения вызывали серьезные сложности. У пациента не получалось самостоятельно определить границы кубиков, из которых составлено изображение. Хаотично перекладывая кубики и переворачивая их разными сторонами, у испытуемого не получилась собрать нужную комбинацию, из-за чего он очень злился и демонстрировал весь спектр реакций, характерных для его поведения в ситуации раздражения или расстройства.
После оказания исследователем содействия в виде предложения разделить изображение воображаемыми линиями и отдельно расположить каждый кубик, пациент собирал необходимую комбинацию. После нескольких занятий реабилитируемый самостоятельно научился собирать картинки из 4 кубиков.
Что касается изображений, включающих в себя 9 кубиков, для них потребовалось гораздо больше времени и помощи со стороны экспериментатора. Первые комбинации собирались при значительно содействии исследователя. После нескольких занятий количество помощи значительно снизилось, но, тем не менее, требовались незначительные подсказки.
Сложности, возникающие у пациента при выполнении данного задания также объясняются нарушениями исполнительных функций: чтобы успешно воспроизвести образец при помощи составных частей, необходимо удерживать образ результата, планировать последовательные действия, сличать их с образом результата и, при необходимости, корректировать. Каждый из данных процессов вызывал определенные трудности у реабилитируемого. Особенно трудно давалось поддержание образа результата и сличение с ним на разных этапах выполнения задания. Довольно часто пациент выполнял задание с ошибкой (1 или 2 кубика располагались неверно) и даже после замечания экспериментатора не обнаруживал неточности при сравнении результата с образцом.
Также стоит отметить особую значимость внешней помощи при выполнении данного задания. Особенно при первых проведениях этой методики пациент практически не продвигался без помощи экспериментатора. Реабилитируемый говорил, что он не знает, как выполнять данное задание, что он неспособен с ним справиться и хочет прекратить. При комментариях экспериментатора, направленных на привлечение внимания пациента на отдельные действия, необходимые для выполнения задания, реабилитируемый продолжал пробу, продвигаясь к результату.
12. Математические примеры.
Несмотря на то, что пациенту предоставлялись простейшие математические примеры, данное задание неизменно вызывало отказные реакции, раздражение и расстройство. На первых занятиях даже примеры типа «10 : 5» заставляли испытуемого злиться. Многие примеры удавалось решить только с помощью исследователя. Применялись различные способы упрощения счета: приведение примеров, перенос на предметные ситуации, зарисовывание задач и пр. При подсчете примеров со сложением и вычитанием двузначных чисел, пациент выполнял действие в столбик. Время решения сильно увеличивалось, если при подсчете было необходимо переходить через десяток (например, 34 - 18), а иногда пациент и вовсе отказывался выполнять подобные задачи.
Со временем реабилитируемый стал намного спокойнее относиться к данному заданию, выполняя вычисление молча, без использования зарисовок, пальцев и подсчета в столбик. За все время проведения занятий испытуемый натренировался уверенно производить подсчеты двузначных чисел, а также круглых трехзначных (870 - 540). На последних занятиях испытуемому требовалось около 10 секунд для решение примера на сложение/вычитание двузначных чисел, в то время как в начале реабилитации на один пример могло уходить до 4-5 минут.