Деление умозаключений по степени обоснованности

Демонстративные умозаключения Недемонстративные умозаключения
Истинность заключения Истинность посылок обеспечивает получение истинного заключения Истинность посылок не гарантирует истинности заключения
Новизна информации Информация заключения составляет часть совокупной информации посылок При переходе от посылок к заключению имеется приращение информации
Виды умозаключений Дедуктивные умозаключения   Достоверные умозаключения Правдоподобные умозаключения
полная индукция, строгая аналогия неполная индукция, нестрогая аналогия, статистические выводы  
Область применения Математика и логика Эмпирические науки (физика, химия, биология) и социо-гуманитарные науки (история, социология, политология)

Только в дедуктивных рассуждениях, в которых между посылками и заключением существует отношение логического следования, истинность посылок гарантирует истинность заключения.

Рассуждение называется дедуктивным, если информация выраженная в его посылках (А1, …, Аn), содержит в качестве своей части информацию, выраженную в заключении (B). Дедукция позволяет извлечь эти сведения и представить их в явной форме.

Структура дедуктивного рассуждения

 
 
А1, …, Аn |=B

Дедукция не даёт принципиально нового знания. Она нужна в анализе уже имеющейся информации.

Например,

(1) Папоротники никогда не цветут.

Это растение, как мы видим, цветёт.

Значит, оно не может относиться к папоротникам.

(2) Натуральное число делится на 2, если его последняя цифра делится на 2.

В числе 6238, последняя цифра 8.

8 делится на 2.

Следовательно, 6238 делится на 2.

(3) Млекопитающие являются животными.

Кошка – млекопитающее.

Следовательно, кошка – животное.

Имеет значение каким путём получена общая посылка дедукции (из полной или неполной индукции). Если посылки получены в следствие неполной индукции, то умозаключение может быть ошибочным.

Например,

Все металлы тверды.

Ртуть – это металл.

Следовательно, ртуть – твёрдое тело.

Правдоподобные рассуждения - это такие умозаключения, в которых истинность заключения не гарантирована истинностью посылок, а лишь вероятна (используются методы индукции, аналогии, статистических умозаключений).

В повседневной жизни мы часто строим неполные индуктивные рассуждения, которые представляются нам достаточно убедительными и правдоподобными. Мы делаем умозаключение обо всём классе предметов на основании наблюдения части предметов класса, при отсутствии противоречащего случая.

Например, «Все известные нам вороны чёрные, следовательно, все вороны – чёрные». Это утверждение мы полагаем истинным до тех пор, пока не встретим белого ворона.

Рассуждение называется индуктивным, если информация содержащаяся в его посылках (А1, …, Аn) верна, то правдоподобно, что верно и заключение (B).

Структура индуктивного рассуждения

 
 
А1, …, Аn |≈ B

Обобщающая индукция – это рассуждение, в котором переходят от знаний об определённых предметах некоторого класса к знанию обо всех предметах этого класса (от частных утверждений к общим утверждениям).

Индуктивное рассуждение состоит в перечислении общего свойства частных случаев (P), которые наблюдаются у ряда исследуемых объектов (S1, S 2, … S i):

S 1есть P;

S2 есть P;

……..

S Iесть P;

Следовательно, все S кестьP.

При этом S1, S 2, … S к исчерпывают весь класс рассматриваемых случаев, то есть все S есть P (i = 1, 2, … , к).

Обобщающая индукция разделяется на полную и неполную.

Например, если я наблюдаю, что какие-либо тяжелые тела при погружении в воду теряют часть своего веса, равную весу вытесненной жидкости, то делается заключение, что это будет справедливо для всех тел и относительно всех жидкостей.

Виды обобщающей индукции

Полная умозаключение обо всех предметах класса на основании знания каждого предмета данного класса Неполная умозаключение о всём классе предметов на основании исследования части предметов данного класса
Математическая Эмпирическая Эмпирическая
Если имеется последовательность утверждений, из которых первое утверждение верно и за каждым верным утверждением следует верное, то все утверждения в последовательности верны.   Заключается в сплошной проверке объектов исследуемого класса. Возможна лишь в случае конечного счетного множества объектов в её предметной области. Обобщение строится путём отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств  
«Если некоторое свойство принадлежит числу 1 и если, когда оно принадлежит числу n, можно доказать что оно принадлежит и n+1, то оно принадлежит всем числам» «Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Венера, Плутон, Уран, Нептун, Меркурий вращаются вокруг Солнца по эллиптической орбите. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по эллиптической орбите». «С к. 19 в. считалось что валентность хлора 7, так как были известны соединения, в которых хлор проявляет высшую валентность по кислороду (7). К сер. 20 века установили физическую основу, причину валентности. Атом хлора имеет 7 электронов во внешнем слое».

Например,

известно, что сложный многогранник (М) имеет много углов (У), граней (Г) и рёбер (Р). Зададимся вопросом: всегда ли верно, что число граней (Г) возрастает, когда возрастает число вершин (В)? Используя индуктивное рассуждение, рассмотрим конкретные многогранники. Составим таблицу, в которой зафиксируем наблюдения.

Многогранники Г В Р
Куб
Трехгранная призма
Пятигранная призма
Трехгранная пирамида
Четырёхгранная пирамида
Пятигранная пирамида
Октаэдр
Башня
Усечённый куб

Теперь очевидно, что число граней не обязательно возрастает с числом вершин. Так сравнивая куб и октаэдр видно, что один имеет больше вершин, а другой больше граней.

Зададим другой вопрос: возрастает ли Р вместе с Г? Или с В? Чтобы систематически ответить на эти вопросы, необходимо перестроить таблицу. Записываем многогранники так, чтобы Р возрастало, когда последовательно читаются строки сверху вниз.

Многогранники Г В Р
Трехгранная пирамида
Четырёхгранная пирамида
Трехгранная призма
Пятигранная пирамида
Куб
Октаэдр
Пятигранная призма
Усечённый куб
Башня

Вновь никакой закономерности предполагаемого типа мы не выявили.

Еще раз переформулируем вопрос: возможно Г и В возрастают в совокупности, «совместно»? Сумма Г + В возрастает, когда строки читаются сверху вниз. Ещё более точная закономерность:

Г + В = Р + 2

Это соотношение подтверждено во всех наблюдаемых случаях, записанных в таблице. Мы можем сформулировать предположение, что не только в наблюдавшихся случаях, но и в любом многограннике число граней, увеличенное на число вершин, равно числу рёбер, увеличенному на два[4].

Исключающая индукция – это форма рассуждения, при которой из некоторого множества возможных причин явления путём исключения случайных совпадений выявляется его действительная причина.

Причинная связь между явлениями x и y присутствует если существование x обуславливает существование y. То есть «причин x влечёт следствие y». Причина – это необходимое и достаточное условие для наступления именно этого события (следствия).

Имея установленные опытным (эмпирическим) путём данные нужно определить есть ли причинная связь между явлениями. «Железо ржавеет, если есть повышенная влажность воздуха». С точки зрения здравого смысла это выявленная причинно-следственная связь. Но не только повышенная влажность воздуха является причиной возникновения ржавчины. Чтобы понять причину этого процесса необходимо перейти от приблизительных, наблюдаемых в обыденном опыте единообразий, к более неизменным отношениям, выявляемым в результате углубленного научного анализа.

Например, закон Ома утверждает, что сила тока равна отношению между напряжением и сопротивлением. Согласно принципу рычага, равновесие достигается, когда два веса изменяются обратно пропорционально расстояниям до точки опоры.

Методы установления причинных зависимостей[5]

Метод Суть Пример
Единственного сходства если два или более случая исследуемого явления сходятся в одном только обстоятельстве, то это обстоятельство и есть причина или часть причины исследуемого явления. Биолог Р. Шовен обнаружил, что рабочие пчёлы не строят в улье маточников, если в нём есть как живая, так и мёртвая матка. Он обнаружил тот же эффект от применения в улье спиртовой настойки из мёртвой матки. Сделал вывод, что причиной является выделяемое пчелиной маткой вещество, которое сохраняется в её теле и после смерти.
Единственного различия если случай, в котором встречается исследуемое явление, и случай, в котором оно не встречается, совершенно сходны во всех подробностях, за исключением исследуемой, то обстоятельство, встречающееся в первом случае и отсутствующее во втором, и есть причина явления. Разделив подопытную и контрольную группу исследовали влияние витамина тиамина на рост и здоровье организма. Условия, питание и режим приёма пищи был одинаков в обоих группах крыс, но в подопытной группе тиамин не присутствовал в пище, а в контрольной – присутствовал. В подопытной группе крысы росли плохо и болели полиневритом. Вывод – причина задержки роста – отсутствие тиамина в пище.
Сходства и различия если два и более случая возникновения явления имеют общим лишь одно обстоятельство и два или больше случая отсутствия того же явления имеют общим только отсутствие того же обстоятельства, то это обстоятельство, в котором только и разняться оба ряда случаев, есть причина явления. Исландский шпат обладает свойством двойного преломления. Свойство зависит от кристаллического строения. Однородные некристаллические вещества сходны в том, что не обладают двойным преломлением, а кристаллические прозрачные вещества сходны в том, что этим свойством обладают.
Сопутствующих изменений если вслед за изменением одного явления замечается изменение другого, то мы можем заключить о причинной связи между ними. Исследуя возникновение теплоты Д. Джоуль сосредоточился на рассмотрении трения как её причины. Используя на трение одного вещества с другим определённое количество силы, он установил, что количество полученной при этом теплоты было больше или меньше в точной зависимости от того, больше или меньше было приложено силы.
Остатков если в исследуемом явлении часть обстоятельств может быть объяснена определенными причинами, то оставшаяся часть явления объясняется из оставшихся предшествующих фактов. И. Ньютон определял упругость разных веществ по методу остатков. Подвешенные на нити шары раскачивал и они ударялись друг о друга, а он сравнивал как они отскакивают сравнительно с первоначальным отведением в сторону. Потеря движения происходила отчасти из-за сопротивления воздуха, отчасти от недостаточной упругости. Исключив фактор сопротивления воздуха (наблюдая изменение качания без предварительного столкновения) он рассчитал потерю движения, происходящую за счёт столкновения.

При исследовании сложных явлений применение этих методов затруднено, так чрезвычайно проблематично выполнять необходимые условия – выделения только одного аспекта, схожесть во всех аспектах кроме одного, обособление или изолирование причины и т.д. Используя эти методы, мы ориентируемся в понимании того, что есть «причинно-следственные отношения». Они позволяют выбраковывать ложные предположения и приближают к обнаружению истинного (достоверного) суждения, концепции.

Рассуждая о сходных объектах, мы стремимся выделить те признаки, по которым они сравнимы. Умозаключение по аналогии – это рассуждение, в котором из сходства двух предметов в некоторых признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Когда набор объектов обладает общим свойством, можно сказать, что эти объекты являются аналогичными в отношении указанного свойства и данное свойство является аналогией для этих вещей. Например, у воронов есть свойство – чернота, по этому свойству они аналогичны. Все известные общие свойства некоторого набора объектов – известная положительная аналогия, а все общие свойства, которые известны или же нет – общая аналогия. При анализе некоторого набора объектов мы ориентированы на выявление неизменной связи одной части положительной аналогии с другой частью положительной аналогии. Создаваемые нами общие суждения не распространяются на всю положительную аналогию. Так, свойство быть человеком и свойство быть смертным не исчерпывает всех присущих людям общих свойств.

Рассуждение осуществляется в соответствии со следующими схемами.

Аналогия свойств:

a есть (не есть) P, Q, R, S

b есть (не есть) P, Q, R

b есть (не есть) S.

Например, элементарные аналогии в геометрии. Треугольник и пирамида могут быть представлены как аналогичные фигуры. Будем рассматривать – прямоугольный отрезок и многоугольник. Вначале соединим все точки отрезка с точкой, не лежащей на содержащей отрезок прямой, и получим треугольник. Теперь соединим все точки многоугольника с точкой, не лежащей в плоскости многоугольника, и получим пирамиду. Таким же образом как аналогичные фигуры можно рассмотреть параллелограмм и призму. Для этого переместим отрезок или многоугольник параллельно самому себе в направлении прямой, пересекающей содержащую его прямую или плоскость, и первый шаг опишет параллелограмм, а второй – призму. Сравнивая плоскую и пространственную геометрию можно обнаружить, что треугольник в плоскости аналогичен тетраэдру в пространстве, а так же что треугольник аналогичен пирамиде. Каждая из аналогий имеет значение в своём месте.

Деление умозаключений по степени обоснованности - student2.ru

Аналогия отношений:

a1 a2…. an находится (не находится) в отношениях Pn, Qn, Rn,Sn

b1 b2 b n находится (не находится) в отношениях Pn, Qn, Rn

b1 b2 b n находится (не находится) в отношениях Sn.

Например, у Юпитера есть спутники. Есть периодические ускорения в движении спутников. Выяснено, что причина вековых неравенств в средних движениях спутников в вековых изменениях эксцентриситета орбиты Юпитера.

У Земли есть спутник – Луна. Есть периодические ускорения движения Луны. Установлены периодические колебания орбиты Земли. Следовательно, вековые изменения эксцентриситета земной орбиты вызывают в среднем движении Луны наблюдаемую неравномерность её движения.

Наши рекомендации