Действие № 1. Осознание себя (Шаг 1)
Возьмите ручку и лист бумаги. Выпишите все отрицательные качества вашей личности. Создайте подробный список тех черт характера, которые Вас не устраивают и те, которые Вы хотите изменить. Что это может быть? Возможно, Вам не хватает уверенности в себе, Вы постоянно чего – то боитесь, Вы очень часто ленитесь и так далее.
Действие № 2. Принятия
Правда является лучшим инструментом, если Вы хотите изменить свой характер. Скажите себе: “Да, я такой, какой есть на данный момент, и меня не устраивает определенные черты моего характера" (Ваш вариант). После того, как вы приняли себя, настало время изменений и трансформаций в лучшую сторону. Если Вы себя не примите таким, какой вы есть на самом деле, то вы сильно рискуете улучшить Ваши отрицательные качества.
Действие № 3. Осознание себя (Шаг 2)
После того, как вы осознали свои отрицательны стороны, и успешно приняли их как должное, настало время выписать положительные качества характера, которые Вы хотите приобрести. Если Вам не хватает уверенности, напишите « Я уверенный и смелый человек”. Вам нужно выписать те стороны характера, которые вы хотите приобрести. Начните фокусироваться только на позитивной стороне Вашей личности, а отрицательные стороны оставьте. Чтобы избавиться от отрицательного, нужно заменить позитивным.
Действие № 4. Воображение
Начните визуализировать свои позитивные качества. Войдите в состояние расслабления, и представляйте себя тем человеком, которым Вы хотите быть. Как Вы себя будете вести, когда вы измените свой характер, а Ваша уверенность возрастет? Что Вы будете чувствовать? Что делать? Как выглядеть? О чем будете говорить с людьми? Представляйте более подробно ваши черты характера, которыми Вы хотите обзавестись
Действие № 5. Моделирование образа
Найдите человека, который обладает теми качествами, которые Вы хотите перенять. Для начала будет очень хорошо посмотреть фильмы с любимым актером. Понаблюдайте за тем, как он говорит, двигается, какая у него мимика лица, что он делает в той или иной ситуации. Выйдите на улицу, и войдите в его образ. Что от Вас требуется, так это стать актером на некоторое время. Регулярные тренировки, помогут Вам изменить свой характер в лучшую сторону.
Тема 5. «Самооценка личности»
Теоретическая часть
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.
Самооценка— это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, выражение их открыто или закрыто.
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Функции самооценки:
· Регуляторная, на основе, которой происходит решение задач личностного развития;
· Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость ;
· Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.
Существует несколько видов самооценки:
1.Высокая, средняя или низкая (заниженная) самооценка.
Самый распространённый вариант употребления термина. Зависит от отношения человека непосредственно к себе – своим достоинствам и недостаткам, положению в социуме. Очевидным оно становится особенно при наличии крайностей: очень высокая или очень низкая самооценка. Оба случая не приводят ни к чему хорошему, пагубно влияя на продуктивность деятельности, так как: или человек считает «ниже своего достоинства» делать что-либо, или у него от нерешительности просто опускаются руки.
2.Низкая (заниженная) самооценка и ее причины
Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец, уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.
У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.
Причины низкого уровня самооценки
1. Живем в негативном обществе и постоянно имеем дело с негативно настроенными людьми.
Успешных людей всегда меньшинство, но они сумели прорваться через эту стену посредственности. Почему так тяжело? Да потому, что надо отойти от привычных представлений масс и довериться самому себе, и идти по зову души. А это совсем не просто. На каждом шагу вас подстерегают и указывают вам, что вы идете не той дорогой. Те, кто не выдерживают этого напряжения, выбирают путь проще – слиться с массами и оставить свои цели. Таких людей очень много, общество просто крадет их мечты.
2. Способности человека, внешний облик и интеллект неоднократно высмеивались или подвергались сомнению родителями и учителями, друзьями и многими другими, когда подворачивался удачный случай.
Независимо от того, хорошо или плохо вы выполнили задание, всегда найдутся те, кто будет вас критиковать. Либо за то, что вы не сделали, либо за то, что сделали. В основе любой критики стоит цель повысить чувство собственной значимости. Когда вы вырываетесь вперед, то оставляете позади много людей, и они стараются вас опустить словами. Помните: влияние самооценки напрямую связано с вашим успехом.
3. Предание значительной важности какому-либо событию, в котором вы потерпели поражение.
Неудачи - это составляющая успеха. Если вы терпите неудачу, нельзя говорить, что вы плохой человек или неудачник. Вы обязаны сделать выводы из этого, и двигаться вперед. Нередко неудачи - это благословение. Переносить отдельную неудачу и воспринимать ее неудачей всей жизни – огромная ошибка. Вы значительно теряете в представлении самого себя и приобретаете ложное чувство вины.
4. Сравнение себя с другими людьми
Не можете сравнивать себя с другими людьми, потому как вы разные. Каждый человек уникален и имеет свой список ценностей, которых вы не знаете. Обычно люди сравнивают свои недостатки с чужими сильными сторонами. Конечно, они лучше вас в этом, это ведь их!
5. Установка для себя настолько высоких приоритетов, что их нереально добиться
Люди по неумению часто устанавливают для себя настолько высокие цели для достижения, что добиться их за короткое время является практически нереальным. Разумеется, они не достигают этих целей, в результате чего формирование самооценки переходит в неправильное русло, и они перестают ставить дальнейшие задачи, поскольку это связано с негативным опытом. Нет нереальных целей, есть нереальные даты.
3.Завышенная самооценка и ее причины
Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценкисменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.
4.Адекватная самооценка или неадекватная самооценка.
Самая важная сторона самооценки. Определяет верность оценивания человеком своих действий. При адекватной самооценке человек планирует свои действия с учётом всех возможностей и условий, объективно разбирая причины ошибок и неудач. Часто под влиянием эмоций и чувств он может переоценивать или недооценивать свои качества, – это неадекватная (повышенная или пониженная) самооценка.
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.
Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.
5.Стабильная или нестабильная (плавающая) самооценка
Отношение к себе порой изменчиво. Это определяется зависимостью человека от эмоционального состояния или других условий при принятии решения.
6.Общая, частная (личностная) или конкретно-ситуативная самооценка
Человек оценивает себя по-разному в зависимости от области применения оценки: личностные качества, в общем смысле, в различных сферах жизни – это работа, семья и т.д., зависимо от ситуации. Они могут быть полностью противоположны друг другу. Общая самооценка, как и личностная – самая сложная, соответственно приобретается гораздо позже остальных. Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно оценивая свои силы и возможности, заранее планируя свою деятельность, адекватно реагируя на критику, трудности и ошибки.
Таким образом, можно поднять уровень самооценки и как следствие стать более успешным. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.
Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.
Практическая часть
Методика «Лесенка»
Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.