Занятие 4 «Формирование положительной оценки у детей дошкольного возраста»
Цель: осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка.
Задачи:
1. Знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и не принимающего поведения родителя.
2. Сплочение группы.
Ход работы
I. Вводная часть. Приветствие ведущим и участниками друг друга. Включение в тренинговые занятия традиционного приветствия, упражнения «Искра».
1. Разминка "Броуновское движение". Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.
II.Основная часть
2. Мини – лекция«Формирование положительной оценки у детей дошкольного возраста».
Личность человека. Когда она появляется, как проявляется и вообще, что это такое? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый и не раз. Особенно часто над этими вопросами задумываются родители. Ребенок – это личность? И если да, то, как сделать эту личность гармоничной и полноценной.
Личность – понятие достаточно широкое и имеет несколько составляющих. Об одной из них и пойдет речь.
Итак, самооценка – один из компонентов личности. Представляет собой некий феномен активно развивающийся и формирующийся в детстве. Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет).
Самооценка дошкольника и ее компоненты
Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь-то общение со сверстниками и взрослыми, игра, самообслуживание или другие.
Самооценка имеет два основных компонента. Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.
В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно. Для него важен ответ родителей, так как мама и папа – самый авторитетный эталон в жизни дошкольника. Ребенку нужен ответ родителей для успокоения своего внутреннего мира, а, вернее, эмоционального компонента самооценки, который преобладает на протяжении всего дошкольного детства.
Эти компоненты развиваются и формируются в дошкольном возрасте и по мере взросления ребенка немного изменяются.
Формирование самооценки
Первые признаки проявления самооценки связаны с кризисом трех лет. Это и есть кризис самости. У малыша происходит полное отделение от матери, и он неустанно твердит «Я», «Сам». Это слабое проявление когнитивного компонента самооценки. Малыш ждет оценку своей деятельности окружающими его взрослыми – проявление эмоционального компонента. Получилось построить песочный куличик, малыш бежит к родителям или поднимает на них глаза и ждет именно положительную оценку. Для того чтобы убедиться «Я – хороший».
В дошкольном возрасте деятельность не различима с личностью для самого ребенка. То есть если мама говорит, что куличик не красивый, ребенок воспринимает это как то, что он сам плохой и при постоянном неуспехе начинает отказываться от различного вида деятельности. Так как его самооценка становится низкой. А при заниженной и низкой самооценке развивается неуверенность и нежелание к чему-либо стремиться, возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Это происходит потому, что если человек сам считает себя плохим, то со временем все к нему начинают относиться как к «плохому». Ребенок становится неуверенным, замкнутым необщительным.
Однако если мама или папа будут стараться разграничивать в оценивании малыша от его деятельности, самооценка ребенка будет более дифференцированной – то есть со временем ребенок начнет понимать «Я хороший, но сделал не очень хорошо».
Хотя важно учесть, что чрезмерное захваливание ребенка приведет к чрезмерному завышению самооценки, а это в свою очередь отрицательно скажется на восприятии малышом себя и окружающих. Самооценка станет высокой, но хорошие отношения ни с взрослыми, ни с детьми не сложатся. Ребенок выработает внутреннюю позицию «Я – супер хороший, а вы – плохие».
Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.
Далее родителям предлагаются памятки по теме: «Влияние родителей и сверстников на развитие самооценки» (Приложение 2)
3. Упражнениена «принятие»
Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция: задумать предмет из тех, которые находятся в помещении, и место, на которое необходимо его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах:
1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;
2) группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершённых неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается первый участник, затем второй (по очереди), и им дается задание: определить задуманные группой предмет и место.
Обсуждение:
– Как вы чувствовали себя в своей роли?
– Какие чувства вызывала у вас реакция группы?
– Как вы чувствуете себя сейчас?
– Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки.
4.Упражнение «Ассоциация на слово “самооценка”» (диагностика, закрепление полученных данных и навыков)
Инструкция: ведущий, передавая мяч по кругу, предлагает назвать ассоциацию на слово «самооценка». При этом ведущий отслеживает, как родители усвоили новые понятия и свою роль в формировании самооценки, какие методы и способы воспитания они собираются использовать.
III.Заключительная часть
Обратная связь в форме шерринга чувств.