Анализ и решение межличностных проблем с помощью интеллект-карт
Тесные межличностные отношения нередко приходят к печальному концу потому, что ни один человек не в состоянии целиком понять или принять точку зрения другого. Если при этом велик эмоциональный накал и отсутствует искреннее общение, оба лица оказываются в плену негативной ассоциативной спирали, принимающей все более деструктивный характер.
Например, если лицо А считает, что его обидело лицо Б, вполне вероятно, что его отношение к лицу Б будет негативным. Негативные мысли, в свою очередь, усиливают ощущение обиды у лица А, давая волю все новым проявлениям негативного отношения к лицу Б. Деструктивная спираль негативных ассоциаций набирает силу, пока проблема не оказывается раздутой «мыслимым и немыслимым образом».
Со временем даже положительные события прошлого оказываются затянутыми в эту спираль «негатива» и начинают представляться в мрачных тонах. Например, вещь, подаренная на день рождения одним супругом другому, более не воспринимается как знак любви. Напротив, того, кто подарил, начинают обвинять в попытке «подкупить» другого или отвлечь внимание от какого-нибудь неблаговидного поступка.
Открывая каналы общения между лицами, интеллект-карта способна помочь людям преодолеть свое дальнейшее падение в водоворот «негатива» и вернуться к трезвой оценке реальности. Кроме того, радиантная, всеохватывающая структура интеллект-карты позволяет поместить свою межличностную проблему в более широкий и позитивный контекст. Все это подтверждается тем фактом, что метод интеллект-карт позволил спасти от распада большое число семей и вернул друг к другу немало друзей.
Подходящим примером, иллюстрирующим то, о чем идет речь, является интеллект-карта Тессы Ток-Гарт. На ней обозначены проблемы общения, с которыми она сталкивалась сама, а также замечала у других людей. Центральный образ, представляющий собой два лица, соединенных жирной линией, обозначает в целом проблемы межличностного общения, при этом правая половина карты посвящена описанию препятствий для нормального общения, а левая – тому, что ему способствует.
Дуги по правую сторону от центрального образа обозначают основные факторы, являющиеся частыми причинами конфликтов в общении. Дуги по левую сторону, наоборот, обозначают положительные факторы, помогающие преодолеть конфликт. Присмотревшись внимательно, мы замечаем, что каждое из нарисованных лиц имеет «позитивную» и «негативную» стороны. Например, уши на «позитивной» половине лица открыты и готовы к восприятию информации, в то время как уши на «негативной» стороне – перечеркнуты, т. е. глухи к чужим словам. Обрывающиеся на половине стрелки с правой стороны указывают на неполноценное, ущербное общение, в противоположность тому, что мы наблюдаем слева. На диаметрально противоположных краях интеллект-карты мы видим, с одной стороны, «войну», «разрушение», «отчуждение», обозначенные разбегающимися в разные стороны стрелками, т. е. символизирующими раздор; а с другой стороны, символизирующие единство, а потому сходящиеся друг к другу стрелки с надписями «творчество», «дружба», «счастье» и «единство».
Стадии анализа и решения межличностных проблем
Для успешного анализа межличностных проблем важно, чтобы оба лица, участвующие в нем, целиком понимали теорию и технику применения интеллект-карт. Считая это условие выполненным, перейдем к рассмотрению трех основных стадий изучаемого процесса.
Подготовка к работе
Как и в самоанализе, перед началом работы следует позаботиться о том, чтобы вы имели под рукой все необходимые материалы, и притом самого высокого качества, а ваше рабочее место являло собой подходящую среду для работы. Поскольку весь процесс может занять несколько часов, особенно когда речь идет о крупной проблеме, вам необходимо спланировать время на работу, кратковременный отдых, а также на легкую закуску – все для того, чтобы ваша работа не закончилась лишь анализом проблемы, а привела к конкретному решению.
Составление интеллект-карт
На данной стадии каждому из участников следует независимо друг от друга составить три интеллект-карты, посвященные трем вещам: антипатиям, симпатиям, решениям.
Для каждой из трех интеллект-карт необходимо следовать обычной процедуре, состоящей из извержения ассоциаций и первичной редакции, в ходе которой определяются базовые порядковые идеи.
Антипатии
В течение одного часа (или более, если потребуется) каждый участник составляет исчерпывающую интеллект-карту по поводу всех негативных аспектов рассматриваемых межличностных отношений, отмечавшихся с их начала по настоящий момент. Невзирая на то, сколь много позитивных аспектов может также быть упомянуто, цель на данном этапе заключается в возможно более полном и объективном описании именно негативных аспектов.
Очень важно, чтобы участники составляли свои интеллекткарты, уединившись друг от друга, исключая, таким образом, любой обмен мнениями во время составления своих интеллект-карт.
По завершении составления «негативной» интеллект-карты следует сделать непродолжительный перерыв, во время которого беседа должна вестись на сугубо отвлеченные темы.
Симпатии
Аналогичный порядок работы используется теперь для составления «позитивной» интеллект-карты, в ходе чего фиксируется любой положительный аспект рассматриваемых отношений с момента их возникновения по настоящий. И опять важно обеспечить, чтобы во время составления участниками своей версии «позитивной» интеллект-карты между ними отсутствовал обмен мнениями, оставляя таковой на потом, на тот момент, когда все тематические интеллект-карты будут готовы.
Интеллект-карта (автор Тесса Ток-Гарт), посвященная проблемам межличностного общения и их возможному решению
Решения
При составлении этой тематической интеллект-карты участники фокусируют свое внимание на поиске решения по отношению к сложившейся ситуации и предлагают пути выхода из нее в целом, а также на решении любых частных проблем, характеризующих кризис рассматриваемых отношений.
Обсуждение
На этой заключительной стадии участники по очереди обмениваются мини-презентациями (см. главу 26) на тему своего видения, во-первых, положительных аспектов; во-вторых, негативных аспектов и, наконец, решений межличностной проблемы.
Во время презентаций слушатель должен иметь под рукой чистые листы бумаги, на которые он наносит в форме интеллект-карты все, что касается его роли в рассматриваемых межличностных отношениях, преподносимое ему как взгляд со стороны. Важно, чтобы презентация не прерывалась комментариями со стороны слушателя, который должен молча фиксировать подаваемую ему информацию. Единственное, что допускается со стороны слушателя, это просьба уточнить точку зрения говорящего с тем, чтобы его собственная интерпретация соответствовала тому смыслу, который другой вкладывает в свои слова. Это имеет особое значение, когда презентации касаются «антипатий», поскольку здесь можно ожидать и острокритических замечаний и даже резких выпадов.
Слушатель должен помнить о субъективной природе восприятия, о том, что по этой причине все, о чем говорит держащий слово, является верным с его точки зрения. Слушателю поэтому следует вникать в то, о чем говорит держащий слово, если он желает вполне понять то, что стало причиной проблемы, и найти способ ее решения.
Столь же важно, чтобы все участники разговора «по душам» говорили «правду и одну только правду», пусть со своей точки зрения, поскольку недосказанность лишь усугубляет проблему взаимного непонимания.
Порядок, в котором участники держат слово, рекомендуется следующий.
1. X высказывает свою точку зрения на негативные аспекты, Y аннотирует в форме интеллект-карты.
2. Короткий перерыв.
3. Y высказывает свою точку зрения на негативные аспекты, X аннотирует в форме интеллект-карты.
4. Короткий перерыв.
5. X высказывает свою точку зрения на позитивные аспекты, Y аннотирует в форме интеллект-карты.
6. Короткий перерыв.
7. Y высказывает свою точку зрения на позитивные аспекты, X аннотирует в форме интеллект-карты.
8. Короткий перерыв.
9. Y высказывает свою точку зрения на возможные пути решения, X аннотирует в форме интеллект-карты.
10. Короткий перерыв.
11. Х высказывает свою точку зрения на возможные пути решения, Y аннотирует в форме интеллект-карты.
12. Обсуждение. Согласование путей выхода из кризиса и, по случаю успешного разрешения конфликта, – торжество!
Лучше всего начать с обсуждения негативных аспектов, поскольку они очевидным образом представляют собой суть проблемы. Цель, разумеется, состоит не в том, чтобы «набрать побольше очков» или обидеть друг друга, а выяснить как можно более подробно, что причиняет боль тому и другому, и попробовать залечить причиненные друг другу душевные раны. Более того, обсуждение всех негативных аспектов зашедших в тупик отношений в атмосфере объективности и уважения друг к другу само по себе помогает решить проблему, основной причиной которой зачастую является отсутствие взаимопонимания и неумение выслушать чужую точку зрения.
Есть дополнительный довод в пользу того, чтобы обсуждение позитивных аспектов следовало за обсуждением негативных, а именно состоящий в том, что радость от хорошей вести, следующей за плохой, нередко действует целительно на вызванную плохой вестью травму. Позитивные аспекты также предоставляют дополнительный стимул к поиску путей выхода из кризиса, подготавливают почву для консенсуса, который необходим для эффективной работы «коллективного разума». После того как обсуждены возможные пути разрешения проблемной ситуации, нащупываются точки соприкосновения и вырабатывается совместный план действий по выправлению ситуации.