Существуют следующие формы анализа и самоанализа НОД
· Краткий (оценочный) анализ – это, по существу, общая оценка НОД, характеризующая решение и реализацию образовательной, воспитательной и развивающей задач.
· Структурный (поэтапный) анализ – выявляет и оценивает доминирующие структурные компоненты НОД, их целесообразность включения и то, насколько они обеспечивали познавательное развитие ребёнка.
· Системный анализ – рассматривает занятие как единую систему с точки зрения решения цели или главной задачи, это ответ на вопрос, как НОД обеспечивало формирование знаний ребёнка и как им усваивались способы обучения.
· Полный анализ – система аспектных анализов, включающих оценку реализации цели НОД, содержания и видов деятельности детей по отдельным характеристикам.
· Структурно-временной анализ – это своеобразная оценка использования времени на каждом этапе НОД, целесообразность временных затрат в решении цели и задач занятия.
· Комбинированный анализ – полная оценка отдельных структурных элементов НОД, их взаимосвязь и взаимодополняемость, просмотр возможных вариантов построения НОД.
· Психологический анализ – изучение выполнения психологических требований к НОД, обеспечивающих познавательное развитие каждого ребёнка в процессе обучения (отдельно рассматривается использование психологических приёмов работы с детьми).
· Дидактический анализ – исследование основных дидактических категорий и их использование на практике (реализация принципов дидактики, отбор методов и приёмов обучения, обработка и подбор учебного материала НОД, педагогическое руководство познавательной деятельностью детей и т.д.
· Комплексный анализ – одновременное изучение дидактических, психологических и других основ НОД, которые отбираются для целостного анализа педагогического процесса.
Схема самоанализа НОД
Для проведения самоанализа необходимо сравнить логику запланированных действий (конспект НОД) с логикой проведения реальной непосредственно образовательной деятельности. В современных условиях идеальным вариантом является просмотр видеозаписи НОД. В обычной практике можно провести самоанализ, ориентируясь на такие вопросы самому себе:
1. Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании НОД, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты НОД оказались для меня неожиданными?
Такой неожиданностью, «ломающей» НОД, могут оказаться не заточенные карандаши. Такие «случайности» педагог обязан предусмотреть, всегда имея запас раздаточного материала и инструментов.
2. Достигла ли ОД запланированной цели?
Как это можно определить (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания…)?
3. Если ОД не достигла запланированной цели, то почему? Чего же тогда я всё таки достигла? Какую часть НОД удалось реализовать? (очень важный момент самоанализа, поскольку разработка следующей НОД должна строиться на основе этого итога, достигнутого на предыдущей НОД.)
4. На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать?
Бывает, что ребёнок задаёт неожиданный вопрос, на который педагог не может с ходу ответить. Это не катастрофа. Не следует впадать в панику или отыгрываться на ребёнке. Следует спокойно сказать: «Ваня, ты знаешь, я, пожалуй, не готова сегодня ответить на твой вопрос. Дай мне день-другой, и я постараюсь найти ответ». Только не забудьте потом действительно вернуться к вопросу.
Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неточности, недочёты, неудачно сформулированные вопросы. В состоянии волнения и нервного напряжения во время НОД это заметить практически невозможно.
Нужен достаточно большой педагогический, опыт и профессиональная адаптация педагога, чтобы он научился разводить позиции ведущего НОД и параллельно его отслеживающего (умение слушать и контролировать себя в процессе НОД формируется годами практики и самоанализа). На первых порах полезно пригласить кого-то на НОД и попросить составить подробный конспект, чтобы потом вместе его проанализировать.