К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя аналогию как форму обоснования.

2.1 Преступление совершено Курмановым.

2.2 Вполне вероятно, что свидетель Челноков, проходящий по делу Широкова, даст ложные показания.

2.3 Вторая фигура ПКС имеет особые правила.

2.4 Нынешним летом следует ожидать большой урожай яблок.

Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса.

3.1.А. С. Пушкин является автором прекрасных сказок.

3.2.N. виновен в получении взятки.

3.3 Некоторые московские театры находятся в пределах Садового кольца.

IV*. Ролевая игра. Тема игры: Суд над Сократом (на базе текста диалога Платона «Апология Сократа).

Рекомендуемая литература.

1. Кириллов В. И. Логика: учебник / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М.: Проспект, 2014. – С. 171–196.

2. Кириллов В. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И., под ред. В. И. Кириллова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, 2008. – 184 с.

3. Рузавин, Г. И. Основы логики и аргументации [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 216–316. http://znanium.com/bookread.php?book=377004

  1. Платон. Апология Сократа / Платон. Соч.: В 3 т. Т.1– М., 1970.

Темы, контрольные вопросы и практические задания для самостоятельной работы

Тема: Понятие как форма мышления

I. План

1. Определение понятия. Выражение понятия в языке.

2. Содержание понятия. Признаки и их виды.

3. Объем понятия. Элементы и части объема.

4. Виды понятий.

5. Отношения между понятиями.

II. Контрольные вопросы

1. Почему понятие можно назвать элементом мысли?

2. Как соотносятся понятие и слово (словосочетаеие)?

3. Является ли слово (словосочетание) мыслью?

4. Может ли одно и то же понятие иметь различное языковое выражение?

5. Можно ли в одной и той же языковой форме выразить разные понятия

6. Может ли одно слово обозначать разные понятия?

7. Что составляет содержание мысли, когда человек мыслит определенное понятие?

8. Можно ли отождествить понятия «признак» и «свойство»?

9. Что называют объемом понятия?

10. Влияет ли изменение содержания на объем понятия?

11. Могут ли понятия с разным содержанием иметь одинаковый объем?

12. Для каждой пары укажите признак деления понятий на виды: а) положительные, отрицательные; б) абсолютные, относительные; в) единичные, общие; г) собирательные, разделительные; д) абстрактные, конкретные.

13. Что является условием совместимости понятий?

14. Что позволяет установить определенное отношение между несовместимыми понятиями?

III. Практические задания

Укажите, какие из следующих слов (словосочетаний) обозначают понятия.

1.1 основной закон государства

1.2 человек смеется

1.3 человек, который смеется

1.4 виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания

1.5 темнеет

Дайте полную логическую характеристику вида следующих понятий.

2.1 бескорыстие

2.2 преступник

2.3 Конституция Российской Федерации

2.4 правонарушение

2.5 учебная группа

Подберите понятия, равнозначные данным.

3.1 автор романа «Война и мир»

3.2 прямоугольный ромб

3.3 элемент мысли

3.4 логические законы

3.5 самый большой город России

Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения со следующими понятиями.

4.1.сотрудник правоохранительных органов

4.2.юрист

4.3.депутат Государственной Думы

4.4.монархия

4.5.спортсмен

Подберите к данным подчиненные им и подчиняющие их понятия.

5.1 преступление

5.2 сотрудник ФСИН РФ

5.3 уголовный кодекс

5.4 понятие

5.5 естественный язык

Определите при помощи круговых схем вид отношения между понятиями.

6.1.автор романа «Война и мир», писатель, русский писатель

6.2.президент, глава государства, президент Российской Федерации

6.3 наказание, лишение свободы, штраф

6.4.трусость, безрассудная отвага

6.5.действие, бездействие

6.6.отец, сын, мужчина, внук

Рекомендуемая литература

1. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика.– М: Проспект, 2014. – С. 31 – 44.

2. Фивейская Л. В. Практический курс логики: учебное пособие. Вологда. ВИПЭ ФСИН России. 2017. С. 5–15.

3. Дрянных Н. В. Логика. Учебно-методическое пособие.– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009.– С. 14–18.

4. Кириллов В. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И., под ред. В. И. Кириллова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, 2008. – 184 с.

Тема: Понятие как форма мышления (операции с понятиями)

I. План

1. Понятие рода и вида в логике.

2. Обобщение и ограничение понятий.

3. Определение понятия.

3.1. Логический смысл операции определения понятия. Логическая структура определения.

3.2. Виды определений.

3.3. Приемы, сходные с определением.

3.4. Правила определения понятий.

4. Деление понятия.

4.1. Логический смысл операции деления понятия. Логическая структура деления.

4.2. Виды деления.

4.3. Правила деления понятий.

II. Контрольные вопросы

1. Что общего между операциями обобщения и ограничения понятий?

2. Какими средствами можно обобщить или ограничить понятие?

3. В каком отношении находятся понятия, характеризуемые как род и вид?

4. С помощью какой логической операции можно образовать родовое понятие?

5. C помощью какой логической операции можно получить видовое понятие? Для каких понятий это невозможно?

6. Как соотносятся содержания родового и видового понятий?

7. По аналогии с определением понятия «ближайший род», дайте определение понятия «ближайший вид».

8. При каких условиях возникает необходимость определения понятия?

9. По какому основанию определения понятий делятся на: а) реальные и номинальные, б) явные и неявные ?

10.Охарактеризуйте родовидовое определение с точки зрения принадлежности к вышеназванным (в вопросе № 9) видам.

11.Почему в понятии с ясно мыслимым содержанием должно быть, как минимум, два признака?

12.Перечислите правила определения и укажите, какие из них относятся к объему, а какие – к содержанию понятий, участвующих в определении.

13.При каких условиях возникает необходимость в делении понятия?

14.Чем различаются логическое и физическое деление?

15.Какие существуют виды деления понятий? По какому основанию различаются эти виды?

16.Перечислите правила деления и укажите, какие из них относятся к объему, а какие – к содержанию понятий, участвующих в делении.

III. Практические задания

1. Обобщите и ограничьте следующие понятия.

1.1. конституция

1.2. юридический факультет

1.3. наука о праве

1.4. высшее учебное заведение

2. Дайте определения следующим понятиям; найдите в определяющей части понятия, указывающие на род и видовое отличие.

2.1. человек

2.2. преступление

2.3. логика

2.4. понятие

2.5. хищение

3. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, и если – нет, то укажите допущенные ошибки.

3.1. Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью сосредоточена в руках единоличного главы государства.

3.2. Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее совершеннолетия.

3.3. Религия – это ненаучное мировоззрение.

3.4. Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Наши рекомендации