Концепция ментального опыта М.А.Холодной.
Марина Александровна Холодная(1949) — советский и российский психолог, профессор, д.пс.н., заведующая лаб. психологии способностей и ментальных ресурсов им. В. Н. Дружинина Института психологии РАН. Известна прежде всего исследованиями в сфере психологии интеллекта, одарённости, педагогической психологии и когнитивных стилей |
Интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего. Ментальный опыт представлен в трех формах: ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации.
В структуру интеллекта входят подструктуры когнитивного опыта, метакогнитивного опыта и группу интеллектуальных способностей.
1. когнитивный опыт – ментальные структуры, обеспечивающие хранение, упорядочивание имеющейся и поступающей извне информации. Основное их назначение – “оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях отражения”.
2. метакогнитивный опыт – ментальные структуры, осуществляющие непроизвольную регуляцию процесса переработки информации, а также не менее важную произвольную организацию интеллектуальной активности самого человека. Основное назначение – “контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также хода интеллектуальной деятельности”
3. интенциональный опыт – ментальные структуры лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Основное их назначение – “предопределять “субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления”.
По мнению В.Н. Дружинина, метакогнитивный опыт относится к регуляторной системе психики, а интенциональный – к мотивационной системе. Особенности организации когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта определяют свойства индивидуального интеллекта.
Основные вопросы исследования интеллекта
Психогенетика интеллекта. Выявляется влияние генетических , средовых ( биологических и социокультурных) детерминант на индивидуальные особенности и развитие интеллекта ( Ф.Гальтон, Р.Пломин, Ч.Николсон, И.В. Равич-Щербо ).
Психофизиология интеллекта. Исследуются структуры центральной нервной системы. Отвечающие за те или иные интеллектуальные способности, устанавливается зависимость между электроэнцефалографическими показателями работы мозга и успешностью решения различных интеллектуальных задач.(Г. Айзенк, А.Н. Лебедев ).
Общая психология интеллекта. Изучается общая структура интеллекта его связь с другими психологическими свойствами (специальными способностями, личностными чертами, мотивацией, эмоциями. Особое значение имеет соотношение понятий « интеллект- мышление», « интеллект - способности», « интеллект-адаптация».
Психодиагностика интеллекта. Разработка методов измерения интеллекта, в настоящее время существует несколько сотен различных тестов для измерения интеллекта, ведутся работы в области компьютеризации тестов, интерпретации данных, создания экспертных интеллектуальных систем.
Интеллект и деятельность. Измерения интеллекта необходимы для того, чтобы прогнозировать успешность трудовой, учебной, творческой деятельности. Изучается возможность прогнозирования уровня индивидуальных достижений в зрелом возрасте на основе диагностических данных в детском возрасте. Определяется степень влияния содержания научения на интеллект человека.
Развитие интеллекта. Способности человека изменяются под влиянием социальной микросреды ( воспитание в семье, общение с коллегами по работе, общий «культурный фон»). Особое значение имеет воздействие стилей семейного воспитания и интеллектуального климата семьи на интеллектуальное развитие детей.
Социальная психология интеллекта. Специалисты этой области изучают связь уровня интеллекта с социальным статусом индивида, интеллектуальную совместимость людей, потребности общества в интеллектуальном развитии людей.
Наряду с вышеперечисленными современная психология поднимает вопросы патологии интеллекта, культурологии интеллекта, соотношения интеллекта и креативности.
ГЛОССАРИЙ
Интеллект – (М.А. Холодная) форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.
Интеллект – (В.Н. Дружинин) способность к мышлению.
Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием инновационных подходов к решению проблем, открытостью противоречивым аспектам ситуации и т.д.
Интеллектуальное воспитание – создание условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его ментального опыта на основе индивидуализации учебного процесса и внешкольной деятельности.
Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.
Интеллектуальные стили – индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем.
Коэффициент интеллекта – соотношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ), определяемое по формуле УВ/ХВ х 100% и обозначаемое символом IQ. Чем больше баллов набирает испытуемый при решении тестовых задач по сравнению с нормой исполнения для своего возраста, тем выше его IQ.
Креативность – способность к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности (в широком смысле); дивергентные способности (в узком смысле).
Метальный опыт – система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обусловливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании. Уровень организации М.О. определяется степенью сформированности и мерой интеграции когнитивных, метакогнитивных и интенциональных психических структур.
Вопросы для самопроверки
Установите соответствие фамилий авторов факторных моделей интеллекта и их парадигм:
Трехмерная модель: три оси: операции, содержание, результат. Каждый фактор - сочетание 3-х измерений, точка в пространстве. | А | Ч.Спирмен | |
Иерархическая трехуровневая модель: на верхнем уровне находится « общая умственная энергия»; ниже – механические, арифметические и лингвистические способности; на последнем – факторы специфические для данной деятельности | Б | Л.Терстоун | |
Одноуровневая модель. Интеллектуальная активность – результат взаимодействия 12 факторов. | В | Дж Гилфорд | |
Иерархическая модель: интеллектуальные способности: общие, парциальные и факторы операции. | Г | Р.Кеттелл |
Ответ: 1 - В; 2 - А; 3- Б; 4-Г Таблица будет выглядеть так:
Трехмерная модель: три оси: операции, содержание, результат. Каждый фактор - сочетание 3-х измерений, точка в пространстве. | Дж Гилфорд | |
Иерархическая трехуровневая модель: на верхнем уровне находится « общая умственная энергия»; ниже – механические, арифметические и лингвистические способности; на последнем – факторы специфические для данной деятельности | Ч.Спирмен | |
Одноуровневая модель. Интеллектуальная активность – результат взаимодействия 12 факторов. | Л.Терстоун | |
Иерархическая модель: интеллектуальные способности: общие, парциальные и факторы операции. | Р.Кеттелл |
Презентация