Особенности памяти умственно отсталых детей.
Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Рассмотрим основные особенности памяти умственно отсталых детей.
1. Замедленность запоминания, быстрота забывания неточность воспроизведения.
Объем запоминаемого учениками специальной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. У умственно отсталых учащихся младших классов он обычно равен 3 единицам, у нормально развивающихся: 7 ± 2. Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают школьники. Так, ряды, составленные из хорошо знакомых слов, обозначающих предметы, ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок, изображающих отдельные объекты. В свою очередь ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы.
Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику; часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях.
Чтобы прочно усвоить какой-либо новый материал, учащимся вспомогательной Школы необходимо значительно большее число повторений, чем учащимся массовой школы. Без многократных повторений учебного материала эти дети очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей. Однако однообразные, многократные повторения не оказывают существенного положи
тельного Влияния на результаты мнемической деятельности. Важно модифицировать повторения, устанавливая таким образом разнообразные связи между новым и уже известным детям материалом.
Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию. .
Для Учащихся младших классов наиболее благоприятным для запоминания трудным является прослушивание текста с голоса учителя. Это обусловлено особенностями процесса чтения, которым ученики еще не полностью овладели, привычкой ориентироваться на восприятие устной речи.
К старшим годам обучения преобладающее большинство учеников овладевает техникой чтения, и прочитывание небольшого текста не вызывает у них больших трудностей. Потому учащиеся старших классов легче запоминают материал в тех случаях, когда они самостоятельно читают его вслух.Одновременно осуществляемое зрительное и слуховое восприятие создает благоприятные условия для закрепления материала в памяти.
2. Своеобразная «эпизодическая» забывчивость. Некоторые учащиеся оказываются не в состоянии ответить на вопрос, воспроизвести содержание заданного им урока даже тогда, когда они довольно прочно его усвоили. Стоит, однако, посадить такого ученика на место, как он, спустя несколько минут, без всякого дополнительного повторения" или напоминания сам вспоминает нужный ответ. Физиологической основой подобной забывчивости является не угасание условных связей, как при обычном забывание лишь временное внешнее торможение корковой деятельности (чаще всего) охранительное торможение, связанное с переутомлением нервной системы
из-за ее слабости). Важнейшим средством укрепления памяти и преодолев забывчивости является такая организация режима их жизни, при котором могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов (продолжительность сна, правильное распределение труда и отдыха).
3. Неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Поскольку психические процессы взаимосвязаны, слабость мышления мешает умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию матриале, связать между собой отдельные его элементы, резко понижает качество их Памяти. Плохое понимание приводит к тому, что умственно отстав
дети лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений, и с труде запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто вычленяют их. При воспроизведении часто повторяют отдельные слова, фразы, но не могут изложить своими словами смысл сюжета.
В норме преднамеренное запоминание лучше непреднамеренного, умственно отсталым детям преднамеренное запоминание удается лучше, а иногда и хуже, чем непреднамеренное. Некоторые учащиеся младших классов, узнав о том, что им следует запомнить воспринятое, обнаруживают обеспокоенность и растерянность. Стараясь получше запомнить рассказ умственно отсталые дети еще больше фиксируют внимание на отдельных словах и фразах и поэтому еще хуже улавливают смысл того, что им читаю.