Причины и механизмы задержки психического развития.

Нарушение темпа развития чаще всего обусловлено:

1) расстройством питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжелых желудочно-кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни);

2) внутриутробной патологией;

3) близнецовостью (многоплодием);

4) природовой патологией (асфиксиями, легкими родовыми травмами);

5) недоношенностью;

6) эндокринными, хромосомными нарушениями.

Все эти причины приводят не к грубым органическим изменениям головного мозга (как при олигофрении), а к нарушению его питания, чем и определяется задержка развития.

7) Причиной ЗПР также может стать длительная депривация, в частности пребывание с момента рождения в условиях:

- неблагополучной семьи,

- дома ребенка,

- педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами.

Классификация по степени тяжести и этиопатогенитическому принципу.

Этиопатогенитический принцип- это принцип при устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость игровых интересов для детей сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать "ядерной" формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.

ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.

ЗПР психогенного происхождения. Данное отклонение в развитии связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Церебрально-органическая недостаточность прежде всего сказывается на структуре самой ЗПР – как на особенностях эмоционально-волевой незрелости, так и на характере нарушений познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость имеет у них более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие

Классификация М.С. Певзнер.

Среди классификаций олигофрении, основывающихся на клинико-патогенетических принципах, в нашей стране наиболее распространенной является классификация, предложенная М. С. Певзнер. Изначально, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:

1. неосложненная олигофрения;

2. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:

  • с преобладанием возбуждения над торможением;
  • с преобладанием торможения над возбуждением;
  • с выраженной слабостью основных нервных процессов;

3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

В 1973 и 1979 годах М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию, в соответствии с которой выделяют пять форм.

1. При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризу­ется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в по­знавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изменена нерезко. Ребенок способен к целенаправленной деятельно­сти в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В при­вычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

2. При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

3. У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппара­та. Особенно неблагоприятно сказываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.

4. При олигофрении с психопатоподобньш поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружаю­щих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к не­оправданным аффектам.

5. При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью на­рушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

Наши рекомендации