Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение

Ценовые факторы, влияющие на предложение

· Цена на товары.

· Цены на ресурсы. Если цены на ресурсы растут, то предложение сокращается и наоборот.

· Цены на сопряженные товары. Сопряженные товары – это товары заменители (субституты) и товары взаимодополняемые (комплиментарные). Субституты - рост цены одного товара увеличивает предложение другого. Комплиментарные – рост цены одного приводит к уменьшению предложения другого.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

· Количество производителей на рынке. Чем больше производителей данного товара на рынке, тем выше предложение и наоборот

· Совершенствования техники и технологии. Применение новейшей техники и технологий приводит к росту производительности труда и предложение увеличивается.

· Уровень налогообложения. Высокий уровень налогообложения приводит к сокращению доходов предпринимателей и уменьшению предложения.

· Ожидание производителей изменения цен на рынке. Если производители ожидают роста цен, то задерживают отгрузку готовой продукции. Это сокращает предложение.

Названные факторы смещают кривую предложения влево вверх (при снижении предложения) или вправо вниз (при увеличении предложения), как показано на рис. 6.5.

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 6.5 - Изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество продукта: а — увеличение спроса; б — уменьшение спроса; в — увеличение предложения; г— уменьшение предложения

Эластичность спроса

Эластичность спроса — реакция спроса на изменение цены. Определяется как прирост объема спроса, возникающий в результате сокращения цены на 1%, при условии неизменности всех остальных факторов, влияющих на уровень спроса.

Эластичный спрос - спрос, для которого коэффициент эластичности больше единицы; процент изменения величины спроса больше процента изменения цены товара.

Эластичность спроса характеризуется коэффициентом эластичности.

Существует три вида эластичности спроса: эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестная эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru (6.5)

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru (6.6)

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru (6.7)

где Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - коэффициент эластичности;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - процентное изменение объема спроса;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - процентное изменение цены;

D, P – первоначальный спрос и цена соответственно;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - изменения спроса и цены.

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru (6.8)

где Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - средняя цена;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - средний объём спроса;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - изменение цены и объёма спроса соответственно.

Например, цена выросла на 10%, а спрос снизился на 5%, тогда 5% : 10% = 0,5. Кэл.< 1, следовательно, спрос не эластичен.

Цена выросла на 10%, а спрос снизился также на 10%, тогда 10% : 10% = 1. Кэл. = 1 -это спрос единичной эластичности.

Цена выросла на 10%, а спрос снизился на 15%, тогда 15% : 10% = 1,5. Кэл. > 1, следовательно, спрос эластичен.

Эластичность спроса по доходу

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru = Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru (6.9)

где Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - коэффициент эластичности спроса по доходу;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - величина спроса до и после изменения дохода;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - доход до и после изменения соответственно.

Перекрестная эластичность спроса

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru (6.10)

где Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - коэффициент перекрёстной эластичности спроса;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - процентное изменение спроса на товар x;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - процентное изменение цены товара y;

Неэластичный спрос - коэффициент эластичности такого спроса меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема спроса.

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 6.6 - Совершенно неэластичный и совершенно эластичный спрос

Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него и наоборот. При повышении цен на основной товар люди смогут перейти на потребление товара-субститута, поэтому спрос на основной товар будет эластичным. При отсутствии заменителей – спрос не эластичен.

Удельный вес в доходе потребителя. Чем большую долю занимает данный товар в бюджете потребителя, тем эластичнее спрос на него и наоборот

Предметы роскоши и предметы первой жизненной необходимости. Спрос на предметы роскоши более эластичен, чем на предметы первой жизненной необходимости.

Фактор времени. Чем больше времени имеет покупатель для обдумывания решения о покупке, тем эластичнее спрос.

Доступность товара или услуги. Чем менее доступен товар, тем ниже эластичность спроса на него (например, в условиях дефицита).

Эластичность предложения

Эластичное предложение - предложение, для которого коэффициент эластичности больше единицы; а процент изменения величины предложения больше процента изменения цены товара.

Эластичность предложения — реакция предложения на изменение цены. Определяется как прирост объема предложения товара в результате роста его цены на 1%, при условии неизменности всех остальных факторов, влияющих на уровень предложения.

Эластичность предложения характеризуется коэффициентом эластичности.

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru (6.11)

где Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - коэффициент эластичности предложения по цене;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - процентное изменение величины предложения;

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru - процентное изменение цены.

Например, цена выросла на 10%, а предложение увеличилось на 5%. Тогда 5% : 10% = 0,5. Кэл.< 1, следовательно, предложение не эластично.

Цена выросла на 10%, а предложение также увеличилось на 10%. Тогда 10% : 10% = 1. Кэл. = 1, следовательно, это предложение единичной эластичности.

Цена выросла на 10%, а предложение увеличилось на 15%. Тогда 15% : 10% = 1,5. Кэл. >1, следовательно, предложение эластично.

Неэластичное предложение - коэффициент эластичности такого предложения меньше единицы; процентное изменение цены больше процентного изменения объема предложения.

Факторы эластичности предложения:

· фактор времени;

· уровень загрузки производственных мощностей предприятий;

· скорость перелива капитала из одной отрасли в другую;

· уровень издержек предприятия и др.

Основные области практического применения эластичности спроса и предложения:

1. анализ реакции потребителя на изменение цены;

2. подготовка производства к изменению спроса;

3. определение ценовой политики фирм;

4. принятие решений о соответствующей маркетинговой политике фирмы;

5. разработка структуры налогообложения;

6. проведение операций на внешнем рынке, валютном рынке;

7. выработка мероприятий государственного регулирования экономики и др.

Рыночное равновесие

Покупатели и продавцы выходят на рынок с разными целями и интересами. Покупатели стремятся купить товар подешевле, а производители желают продать его подороже. Поэтому покупатели предлагают цену спроса, т.е. такую цену, которая является максимально возможной. Выше она подняться не может, т.к. у покупателей больше нет денег. Производители и продавцы предлагают цену предложения, т.е. минимально возможную цену, ниже она опуститься не может, т.к. не покроет издержек на производство продукции. Взаимодействие покупателей и продавцов, цены спроса и цены предложения приводит к установлению на рынке цены равновесия.

Рыночное равновесие означает:

1. рыночная цена стала ценой равновесия;

2. спрос равен предложению.

В равновесном состоянии величина спроса равна величине предложения:

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru т.е. Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru (6.12)

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 6.7 - Рыночное равновесие

Если спрос может измениться мгновенно, то для увеличения предложения требуется время, обусловленное необходимостью расширения производственных мощностей, закупки оборудования, приобретения технологий и т.д. В связи с этим различают следующие виды рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное, долгосрочное.

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 6.8 - Мгновенное равновесие

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 6.9 - Краткосрочное равновесие

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 6.10 - Долгосрочное равновесие

Продажа некоторого товара по завышенной цене приводит к избытку его на рынке, а если продукт продается по заниженной цене, то на рынке сложится дефицит этого товара.

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 6.11 - Установление потолка цен приводит к устойчивому дефициту

Потолок цен представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу.

Факторы, влияющие на предложение. Ценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 6.12 - Установление нижнего уровня цены приводит к устойчивому избытку продукции

Нижний уровень цены Pf, ведет к образованию устойчивого излишка продукции, величина которого измеряется отрезком ОdOs. Правительство должно либо выкупать этот излишек, либо принимать меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.

Темы докладов и рефератов

1. Анализ спроса на продукцию отечественных производителей.

2. Анализ предложения продукции отечественными предприятиями.

3. Анализ спроса и предложения на продукцию сельскохозяйственных производителей в Республике Беларусь.

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие спроса и сформулируйте закон спроса.

2. Назовите факторы, влияющие на спрос.

3. Дайте понятие предложения и сформулируйте закон предложения.

4. Назовите факторы, влияющие на предложение.

5. Раскройте сущность эластичности спроса и предложения.

6. Назовите факторы, влияющие на эластичность спроса.

7. Назовите факторы, влияющие на эластичность предложения.

8. Определите условия рыночного равновесия.

Наши рекомендации